Геннадий Калашников

ГЕННАДИЙ КАЛАШНИКОВ
(род. в 1947 г.)

О, жизни будние приметы –
весомость хлеба, прочность стен.
Рука касается предметов
неодинаково совсем.
Здесь что-то есть от рифмованья,
неуловимо слово тронь…
Вся суть поэзии – касанье,
она не зеркало – ладонь.

Ночлег в пути

Твержу: забудется, запомнится,
клублюсь чужими голосами,
в слепое зеркало бессонницы
гляжу закрытыми глазами.

В чужом дому – чужие отзвуки,
течет луна по скатам крыши,
и души всех – живых и отживших
поют, а вот о чем – не слышу.

Ночлег в пути… Я это листывал,
и даже читывал немного –
равнина и река петлистая,
да плюс железная дорога,

и этот хор – живых и умерших,
и тяжкий перестук железа –
состав вконец ополоумевший
вдоль эту полночь перерезал.

Но ясно даже мне – не местному
и не пришедшемуся впору,
что не помеха он чудесному
и впрямь божественному хору…

***

Бабушка и мать
покоятся в земле.
Все хуже их видать
в сгущающейся мгле.

Седеющих ракит
длинный узкий лист.
Зачем в глазах рябит,
и не припомнить лиц.

Но помню, что рука
у мамы так легка,
и знаю, что река
меж нами широка.

Щекой прижмусь, и то
в памяти недужной
мамино пальто,
колкое от стужи.

И мама поглядит
карими глазами.
Узкий лист ракит
замер.

А мороз был груб,
и нельзя ближе.
Бабушкин тулуп,
крашеный, рыжий.

У ракит рябых
ствол чёрный,
оплели гробы
корни.

Так и держат их,
неживых, безгрешных,
в кулаках больших
и ладонях нежных.

***

Дождь переходит в снег, а снег
обводит мелом дороги и кровли…
Мы с тобой давно задумывали побег
туда, где крестьянин свои обновляет дровни.

Нет, наверно, задумывал я один,
прослышав о счастье, покое, воле,
сам себе царь, себе господин,
но – один всего лишь на миг – не боле:

ведь и в глуши очерченных мелом лесов,
застывших с разбегу рек, в тесноте просторов
ты расщепляешься на множество голосов,
ведущих невнятные разговоры и бесцельные споры.

Все то, что читал, что тебе напевала мать,
что сверстник рассказывал, невпопад, украдкой,
все это не спит и мешает спать,
листает, нервничает, шуршит закладкой.

Ты темную реку переходишь вброд,
ища во тьме огонек папиросы,
словно на берегу тебя поджидает тот,
кому задаешь и на чьи отвечаешь вопросы.

При чем здесь крестьянин и санный след,
и пушкинский почерк по белому белым?
Татуировка синеет, мол, счастья нет,
а есть только свет и тьма, обведенные мелом.

Мы живем впотьмах, впопыхах, и весь этот мир,
где досужий крестьянин успел обновить свой полоз,
всего лишь эхо, неясный, зыбкий пунктир,
надтреснутый, запинающийся, негромкий голос,

говорящий чудную, чУдную весть,
о том, что ты здесь и уже с пути не собьешься…
– Господи, – пробормочешь, – если ты есть…
И тут же заткнешься.


Рецензии
Вот такой получился отклик на одно Ваше стихотворение

Это список утрат, безвозвратных потерь каталог,
что обернут густой, золотой мишурой паутины.
Не найдется того, кто осилить бы мог
пролистать его весь иль хотя бы до середины.
Геннадий Калашников
Входная дверь.
Реестр потерь.
Зачеркнуто нещадно.
Что, не жилец?
- Из двух сердец
Одно вернуть обратно.

Верну. Одно.
Я все равно
Потерян. Безвозвратно.
Тома утрат.
Мой третий ряд.
Да номера невнятны.

Я рвусь из жил.
Наверно, жил.
Теперь? Теперь не знаю.
Ох, не дай бог –
Через порог
С утратными томами.

Надежда Григорьева 5   16.11.2023 19:55     Заявить о нарушении