Дайте миру шанс

                ДАЙТЕ МИРУ ШАНС


«Можешь назвать меня мечтателем, но я такой не один. Надеюсь, однажды ты присоединишься к нам, и весь мир станет единым»
               
                (Джон Леннон)

      25 марта 1969 года в гостинице «Хилтон» в Амстердаме начался «лежачий протест» Джона Леннона и его супруги Йоко Оно против войны во Вьетнаме. Вскоре лежачая акция повторилась в Монреале и там же была записана знаменитая антивоенная песня Леннона «Give Peace a Chance» (Дайте миру шанс)

     К этому времени подавляющая часть американцев продолжала поддерживать действия своей армии во Вьетнаме.  Этому способствовали СМИ, денно и нощно рассказывающие  гражданам о той опасности, которую несёт Америке и всему цивилизованному миру коммунистический режим Северного Вьетнама.  За четыре года полномасштабного участия Америки в войне пропагандистская машина развила невиданные  до селе обороты, используя все имеющиеся средства, включая не только СМИ, но и кинематограф.  На создание фильма «Зелёные береты» использовались даже средства из бюджета Пентагона. Словом, денег на пропаганду войны не жалели.

      Можно понять, почему необычная акция Джона Леннона и Йоко Оно, поначалу не произвела большого эффекта. Разве что среди хиппи и части леволиберальной части общества. Однако очень быстро, особенно, после того, как песня  Джона прозвучала в эфире и её подхватила молодёжь, количество противников войны начало расти в геометрической прогрессии.  Акции протестов вспыхнули по всей Америке и правительство решает прибегнуть к репрессивным мерам против несогласных и главного зачинщика. Администрация кабинета президента Никсона подаёт иск против Джона Леннона о его депортации из США.  Основание нашли быстро – оказывается (какой ужас!) у себя на родине в Великобритании он употреблял марихуану и там ему были предъявлены обвинения. Федеральный судья отказывается удовлетворить иск Правительства США против Джона Леннона.         
(Это вам не басманный суд, господа-товарищи!)

      Тот факт, что один из самых ярких и легендарных рок-музыкантов XX века, вопреки позиции власти и общественному мнению, выступил против насилия и  аморальной,  с его точки зрения, войны во Вьетнаме,  лично для меня, имеет огромное значение.  Он показал миру, что любую наигнуснейшую пропаганду войны можно победить одной песней.    «Give Peace a Chance» прочистила мозги миллионам и вывела их на улицы – десятки миллионов людей, скандирующих «ДАЙТЕ МИРУ ШАНС».
 
      К теме протестной музыки мы ещё вернёмся, а пока – поговорим о израильских винах. Вы удивлены такому неожиданному повороту? Ничего удивительного в этом не вижу, потому что о событиях полувековой давности вспомнил не где-нибудь, а на дегустации прекрасных вин, представленных Эйнат Кляйн в Иерусалиме.
 
      Когда я узнал, что в Иерусалиме состоится презентация и дегустация вина бренда EINAT – без раздумий решил посетить это мероприятие. Для тех, кто не знает, Эйнат Кляйн является супругой Андрея Макаревича, однако, давно известна в Израиле, как гид по странам Африки, фотограф, журналист, а с недавних пор – и винодел. Многолетний интерес к истории виноделия на Земле Обетованной  привёл к созданию собственного винного бренда EINAТ.

      Итак, узнав, что Эйнат Кляйн вместе с Андреем Макаревичем будут представлять свои вина, я решил ехать в Иерусалим. На то были две причины – давняя любовь к рок-музыке и не менее пылкая любовь к сухим винам.  Третья причина, которая, на самом деле, является первой – это всегдашнее желание ещё раз посетить Святой Город и «поговорить» со Всевышним  о самом важном и сокровенном.  Как оказалось, я не одинок в своих пристрастиях и желаниях – ко мне с радостью присоединились супруга и двое наших друзей.

      Лучшего места  для дегустации израильского вина  трудно себе вообразить. Презентация должна была состояться на открытой веранде с видом на гору Сион, стены Старого города и Гробницу царя Давида.

      Город уже начал облачаться в вечерние сумерки, когда наша компания прибыла на место. Это лучшее время для любования древним Иерусалимом: всё подсвечено, а сочетание теней и света придаёт его стенам ещё большую значительность и таинственность. Насладившись видом древнего города, мы приступили к дегустации. Официанты в белом разливали красное вино, оно искрилось в бокалах на высоких ножках и тут же подхватывалось десятками рук: в перстнях и кольцах, в татуировках и без, утончённые и мускулистые, молодые и старые... О, да, публика собралась самая разная!  Дамы за шестьдесят, чьи глаза ещё не утратили задорного девичьего блеска, вальяжно дефилировали с бокалами в руках. Их сопровождали успевшие накопить лишний жирок длинноволосые кавалеры с серьгой в ухе (бывших хиппи не бывает). Ну и, конечно, кругом мелькало повзрослевшее потомство, чьё детство прошло под «аккопонемент»  The BEATLS, The ROLLING STONES, LED ZEPPELIN...

      Хозяйка вечера, встречавшая в фойе каждого из гостей, наконец, поднялась на импровизированную небольшую сцену. Презентация началась. Эйнат сразу очаровала всех своей неподдельной искренностью и восторженностью, которая бывает у детей и счастливых взрослых. Мероприятие с первых слов превратилось не в лекцию, а в живое общение единомышленников, объединённых не только любовью к солнечному напитку, а вообще, какой-то вселенской любовью. Как хороший купаж на этой веранде гармонично слились в одно целое Город, люди, рок-музыка и вино.

      Опьянённые, в прямом и переносном смысле, гости не сразу заметили появление Макаревича. Только что его не было и вот -  стоит сбоку от сцены, смакует вино и с улыбкой поглядывает на супругу.  Эйнат краем глаза улавливает присутствие родного человека и улыбается в ответ. Гармония и любовь.

      После экскурса в историю виноделия на Земле Обетованной и представления собственных вин  Эйнат переходит к новому действу. Из анонса мероприятия все уже знали, что Андрей Макаревич «на глазах изумлённой публики» распишет глиняный кувшин, который будет тут же продан с аукциона.
 
      Прежде, чем взять в руки фломастеры, Андрей Вадимыч сказал, что вырученные деньги он отправит своему украинскому другу Александру Кабанову - одному из лучших поэтов современности, пишущих на русском языке. Возможно, если бы не война и этот вечер, моё знакомство с творчеством украинского поэта могло не состояться.  Проходя через фойе, видел стопки свежеизданного в Израиле сборника стихов. Очевидно,  деньги от продажи тоже пойдут автору.  Я не оговорился, сказав «если бы не война». Дело в том, что этой теме Александр Кабанов посвятил много стихов, которые, кстати,  вошли и в этот сборник, и в тот, что был издан в Киеве с иллюстрациями Андрея Макаревича.

     На столе стояла  глиняная амфора. Андрей Вадимыч чёрным фломастером нанёс первые штрихи.  Народ плотно обступил маэстро, процесс сопровождался шутками и Макаревич охотно откликался на них. Когда в ход пошли цветные фломастеры, на шершавой терракотовой поверхности уже красовались «фирменные  коты» автора с бокалами красного вина в лапах.

      Последний штрих – и аукцион начался. Признаться, я уже мысленно пытался определить место в своём домашнем интерьере, куда поставлю «раритет от Макаревича»: бережно  переносил его из гостиной на балкон, потом снова возвращался в гостиную...  Пока я в своём воображении таскал  с места на место амфору – цена успела подскочить с пятисот шекелей до двух тысяч, а Эйнат уже называла очередную цифру. «Да-а, – сказал я себе со вздохом сожаления, - дубовая столешница на балконе, была бы идеальным местом для этого кувшина»
...Две тысячи пятьсот!...Кто больше?!...Три тысячи!...Три пятьсот...шестьсот...восемьсот...Четыре тысячи господин с косичкой!!!... ...Амфора уходит к молодому человеку справа за пять тысяч двести шекелей! Этими словами Эйнат Кляйн завершает аукцион.
 
      Ах, да, чуть было не забыл про «фирменных котов». Дело в том, что коты занимают в жизни Андрея и Эйнат  весьма значительное место. Не считая, конечно, рок-музыки и виноделия. Впрочем, к виноделию коты, как раз,  имеют самое непосредственное отношение. Представляемые на сегодняшней дегустации вина так и называются «ТРИ КОТА» и «ЧЕТЫРЕ КОТА»

Как объяснила Эйнат, «сначала в их доме было три кота, ну а потом...»  Возможно это - шутка,  а название выбрано по количеству сортов винограда в составе вин.  Например, в «Трёх котах» объединены: Каберне Совиньон, Каберне Франк и Пти Вердо. Однако и версию с количеством домашних питомцев не исключаю, как говорится, «одно другому не помеха».  Умилительные наклейки с «фирменными котами» на бутылках, естественно,  плод фантазии Макаревича, содержимое – замечательный продукт добрых рук Эйнат Кляйн. Она давно дружит с хозяевами небольшой, но достаточно известной винодельни в горной части Израиля.  Так что, взрощенный в самарийских горах на высоте 750-800 метров виноград, был превращён в прекрасный напиток и выдержан в течении 12 месяцев в бочках из «французского дуба», после чего  разлит в бутылки, теперь уже семейного бренда Макаревичей.

      Как мне кажется, этот винный поворот сюжета не помешал заявленной в начале теме, а чтобы он не показался совсем уж крутым, вспомним строки из легендарного хита «Машины Времени»:

«Вот новый поворот, и мотор ревёт

Что он нам несёт – пропасть или взлёт, омут или брод

И не разберёшь, пока не повернёшь»

      Упоминание Джона Леннона в начале очерка, как вы уже догадались, не случайно. Его решительный протест против войны во Вьетнаме полувековой давности, правомерно, на мой взгляд, сравнить с современным протестом некоторых рок-музыкантов против, так называемой, «спецоперации» в Украине.
Должен сразу признаться: из российских рокеров с давних времён я выделял лидера «ДДТ» Юрия Шевчука и лидера  «Машины времени» Андрея Макаревича.  Поэтому  для меня было очень важно их отношение к происходящим событиям в Украине – и я не был разочарован. Они поступили так, как и должны были поступить настоящие рок-музыканты.  Как же иначе? Ведь рок, прежде всего, воспринимался мной, как музыка протеста.  А Джон Леннон с его «Дайте миру шанс» стал для меня примером, как должен себя вести любой нормальный человек планеты Земля.  А если уж говорить об идеалах, за которые стоит бороться, то что может быть чище и лучше, чем «мир во всём мире»?  Для меня было всегда удивительно, что большая часть общества воспринимает пацифизм негативно, я бы даже сказал, брезгливо, не понимая, что пацифизм – единственный путь к выживанию человечества.
 
      Не был я разочарован и другими рок-музыкантами, так или иначе, выразивших протест против «спецоперации» в Украине и среди них такие известные, как: Борис Гребенщиков («АКВАРИУМ»),  Макс Покровский («НОГУ СВЕЛО»),  Шура и Лёва («БИ-2»), Диана Арбенина («НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ») Илья Лагутенко («МУМИЙ ТРОЛЛЬ»), Земфира,...
Естественно, были и те, кто, просто, промолчали, их я не осуждаю, но, как рок-исполнители, они для меня потеряли всяческий интерес. Уже не говорю об остальной поющей и музицирующей братии, которая активно поддерживает  происходящее  в Украине.

      В этом месте мне снова захотелось сделать поворот, я бы даже сказал, полный разворот и вернуться к посещению Святого Города.

      Наша изрядно захмелевшая компания шла по ночному Иерусалиму, гордо неся в пакетах чудесные вина с автографами лидера «Машины времени» и сборники стихов прекрасного украинского поэта Александра Кабанова.   Мы шли к своей гостинице вдоль парка Блумфилд, мимо мельницы Монтефьёри и Львиного фонтана, где днём любят плескаться маленькие дети. Но сейчас ночь и мы можем себе позволить на несколько минут вернуться в детство. Снимаем обувь и шлёпаем босыми ногами под струями и брызгами из львиных пастей. Этот фонтан – подарок Германии Израилю и создан в 1989 году. Возможно – это своеобразное извинение немцев за ту чудовищную войну, развязанную германским правительством и поддержанную народом Германии; за те неисчислимые беды, которые принесла эта война всему миру; за те жертвы, которые понёс еврейский народ. Спроектированный скульптором Гернотом Рампфом, Львиный фонтан. Я видел множество скульптур со львами, но эти иерусалимские львы, мне показалось, были чуточку другие. Вообще, если приглядеться к деталям, здесь всё может показаться чуточку странным – дерево жизни,  издалека напоминающее филина, голуби в умилительных паричках,  два льва переплелись хвостами, а на плече одного – татуировка... Пытаюсь её рассмотреть и вспоминаю, что по дороге сюда мы проходили мимо тату-салона «Раззук». Вы не поверите, но этому салону более 700 (!) лет. Семь столетий назад здесь наносили христианскую символику на тела паломников и эта традиция продолжается до настоящего времени.

      Или я слишком пьян и во всём вижу таинственные связи, или, действительно, древний Город старается умиротворить и объединить всех, кто сюда приходит.

      Заглядываю в ГУГЛ, пытаясь выяснить, что же символизирует это дерево-филин. Оказывается, три массивные ветви – мировые религии: иудаизм, христианство, ислам.  Ай да скульптор! Каждым фрагментом он зашифровал такую простую истину – нет ничего важнее, чем МИР ВО ВСЁМ МИРЕ.

      Плескаясь в Львином фонтане, где каждая фигура взывает к миру, я подумал о своей родине – Украине. Сейчас там проходит «спецоперация», но для моих друзей, родственников, знакомых – это ужасная война.
 
      Завтра мы будем просить прощения у Господа за наши прегрешения, молиться о здоровье близких и, конечно, не забудем положить записочку в Стену Плача о мире на земле Украины. Но это будет завтра, а сегодня пьяные идём по Иерусалиму и хотим обнять каждого встречного.

      Заканчивая этот очерк, хочу ещё раз повторить, что пример Джона Леннона показал: всего лишь одна песня может противостоять самой мощной и самой чудовищной пропаганде войны.  Сейчас всех, кто возвысил свой голос против «спецоперации»,  огромная часть российского общества воспринимает, как «врагов». Это уже было в нашей истории и мы помним, чем всё закончилось.
Возможно, я такой же мечтатель, как Юрий Шевчук, Андрей Макаревич или Джон Леннон, но всё равно верю:
 
«ОДНАЖДЫ ТЫ ПРИСОЕДИНИШЬСЯ К НАМ, И ВЕСЬ МИР СТАНЕТ ЕДИНЫМ»


Одно стихотворение из сборника стихов Александра Кабанова:

Я сжимаю в троеперстии круглый ползунок луны —
чуть вдавлю его в отверстие — передвину в ваши сны,
сквозь винтажное звучание с плесенью, как сыр дорблю,
тишину по умолчанию — до утра установлю.
Лето в буче и в гостомеле, зреют звуки на словах,
чтобы люди мира помнили — это мы лежим во рвах,
до сих пор еще не найдены — вот нога, а вот рука —
дети гришины и надины, безымянные пока.
А вокруг — сады и грядочки совершают свой обряд,
нам кроты поют колядочки, нам медведки говорят:
мол, на всех в достатке сырости, здесь — подземный водоем,
говорят, мы скоро вырастем и до свадьбы заживем.
Время ижицею тужится в круге отчего угла,
под случайный камень — лужица свежей крови натекла:
словно черный диск виниловый — сингл неба и земли,
погрузили в спирт этиловый, но прослушать не смогли.
Новый день с войной подружится, даже смерть уйдет в запас,
и на свадьбе обнаружится — это вы убили нас,
вы, двоюродные братия, пригласив встречать рассвет —
заключили нас в объятия и сломали нам хребет.
Растоптали угощения, весь изгадили прием,
и теперь, мы — дети мщения, мы, и под землей, найдем,
вновь луна правее сдвинется — больше вам покоя нет:
будет ницца или винница — мы обнимем вас в ответ.


08.06.2022


Рецензии