Общество

«Царствие Божие внутри вас есть»
(Евангелие от Луки 17:20-21)

Общество
(философское письмо далёкому другу)

Мой дорогой друг. Ты часто спрашивал меня :
- «Что такое общество?
- Как оно развивается?
- К чему придёт в конце-концов?»
Наконец-то у меня появилось время для ответа на эти вопросы.
Заранее предупрежу, что я не претендую на абсолютную строгость в ответе, а только лишь излагаю свою точку зрения. Умозрительно, без каких-либо доказательств и «научных» выкладок.
Мой анализ безусловно поверхностен, он основан на рассмотрении взаимодействия всего лишь двух факторов и хотя я считаю их определяющими, возможно (скорее всего так оно и есть) , это не так.
Не суди строго.
Теперь по сути задаваемых тобой вопросов.
Общество (социум) -множество человеческих мирков, связанных между собой, выполняющих определенные задачи. Это может быть государство, общество любителей шахмат, неформальное объединение, субкультурное движение и et cetera.
Ключевое значение в обществе играет связь, т.е. «клей» объединяющий людей. Если отбросить всё лишнее, очистить всю словесную шелуху, которая наросла при обсуждении данного вопроса, то можно увидеть, что таких «клеев» только два:
- принуждение, под которым можно понимать власть (в самом широком смысле: власть людей, обстоятельств, географического положения и т.п.);
- убеждения, как высшая форма интеллектуальной свободы члена общества.
Эти клеи смешиваемы в любой пропорции.
На этой «смеси» зиждется любое общество. Но это не просто связи, это и два полюса «плюс» и «минус», только при наличии этих двух полюсов может протекать процесс развития общества, представляющий собой взаимопревращение убеждений и принуждений. Выражение: «Бытие определяет сознание» так же верно, как и «Сознание определяет бытие.»
Рассмотрим крайности. Первая крайность -общество принуждения.
В самом слове «принуждение», а вернее в корне: «нужда», кроется ответ на вопрос: Что такое общество принуждения?
Первым самым простым типом такого общества явилась первобытная община. Людей объединяла нужда. Нужда в пище, тепле, воде, безопасности. Роль нужды могут выполнять и другие факторы, например стесненное жизненное пространство. Любое общество нужды это 100% общество принуждения.
Принуждающие факторы бывают внешние и внутренние.
Внешние факторы не являются частью общества и не зависят от воли людей. Например необходимость находится в замкнутом, изолированном пространстве: остров, космический корабль, подводная лодка и т.д.
Внутренние факторы являются неотъемлемой частью общества, носителями этих факторов являются члены общества принуждения.
Приведу несколько примеров.
В государстве.
Внешний фактор -граница; внутренний -государственный аппарат.
В микрогруппе тюремной камеры, внешний фактор: стены, решетки, двери, охрана; внутренний - «пахан».
Экипаж корабля, внешний фактор -само судно; внутренний -командный состав.
Общество принуждения в чистом виде натуралистично, примитивно и по «большому счёту» неинтересно. Но все ли существующие, или существовавшие общества являются обществами принуждения? Например, государства?
Ты скажешь: « Конечно. Иначе и быть не может. Любое государство - аппарат насилия по определению, а следовательно: государство - общество принуждения.»
Так ты скажешь и допустишь ошибку. Попробую доказать тебе это.
Рассмотрим рабовладельческое государство, например древнюю Грецию. На первый взгляд имеются все атрибуты насилия и общества принуждения: границы, армия, надсмотрщики, палачи, плети и кандалы.
Но каковы убеждения членов данного общества? Если все члены рабовладельческого государства убеждены, что именно так устроен мир и никак иначе и если даже раб, считает что всё происходящее есть карма, дао, власть от бога т.е. данность неизменная изначально то, мой друг, мы имеем дело со 100% обществом убеждения -самым стабильным конгломератом людей.
Недаром, рабовладельческие царства просуществовали тысячелетия. Ровно так же, самые одиозные режимы ХХ века, как например фашистская Италия, вполне могли быть преимущественно обществом убеждения.
Убеждения, это субъективная мера правильности, справедливости и законности. И если большинство членов общества считает правильными происходящими в обществе процессы, то значит так тому и быть.
«А как же общества принуждения?
Получается, что их вообще нет?
А как же предыдущие рассуждения?
Совсем ты меня запутал!» - скажешь ты.
Видишь ли. Фокус заключается в том, что для разных членов одного и того же общества для одного -это общество принуждения, для другого убеждения.
Баланс количества членов общества, считающих так или иначе, определяют его тип.
Вспомним роман, Кен Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», эпизод, когда главный герой романа: Макмерфи узнал, что все кроме него находятся в психиатрической клинике добровольно. Не могу удержаться, что бы не процитировать:

«-Тебе опаснее, чем мне, – снова говорит Хардинг.
– Я здесь добровольно. Не принудительно...
– Вообще-то у нас в отделении совсем немного народу лечится принудительно. Только Сканлон и… Кажется, кое-кто из хроников. И ты. Да и в больнице таких немного. Совсем немного...
Макмерфи помолчал и тихо говорит:
– Ты брешешь?
Хардинг мотает головой. Вид у него испуганный.
Макмерфи встает и говорит на весь коридор:– Вы мне брешете?!»

Для Макмерфи мирок провинциальной «психушки» - общество принуждения, а для остальных - убеждения. Результат - трагедия, гибель главного героя.
Таким образом, современные общества принуждения могут быть только очень локальными: тюрьма, лагерь, маленький остров и т. п. Даже, так называемые «тоталитарные государства» в чистом виде не являются обществом принуждения. Называть «тоталитарным» государство только за то, что там господствует какая-то «одиозная» идея и контроль всего и вся - неверно. Конечно, как говорят мои студенты: «это имеет место быть», но основное - тоталитарные страны, это страны в которых элита считает, что созданное ими общество - общество убеждения, а население - принуждения. В тоталитарном государстве элита исповедует враждебную большой части населения идеологию и какой-бы прекрасной эта идеология не была, разбалансированность принуждения и убеждения неизбежно приведет его к краху.
«А как же экономика?» спросишь ты.
«Базис, надстройка и прочее?»
Смею предположить, что экономика лежала во главе угла доиндустриального и индустриального общества. Когда К. Маркс писал свой «Капитал», средняя продолжительность жизни в капиталистических странах вряд ли превышала продолжительность жизни в древнем Египте. В остальных странах было ещё хуже. Дай бог, удовлетворить самые примитивные потребности.
Было сказано ещё до Маркса: « Свобода это осознанная необходимость». т.е. принуждение формирует убеждения и это было верно во все века вплоть до ХХ. Но не теперь.
Свобода, это отсутствие необходимости. Абсолютная свобода, это отсутствие какой-либо необходимости вообще, она недостижима в принципе т.к. как биологические существа мы нуждаемся в кислороде, воде, пище и т.д.
Представь, что экономика «внесена за скобки», предположим, что все нужды человека удовлетворяют машины и он лишен заботы о «хлебе насущном». Что в формировании общества выходит на первый план?
Остаётся личность человека с его убеждениями. Убеждения в свою очередь формируются воспитанием, обучением, творчеством (хотел написать «работой», но мы договорились, что всю «работу» выполняют роботы), идеологией, пропагандой.
В таком мире отсутствие убеждений равносильно отсутствию общества. Нет убеждений -нет общества! Именно убеждения являются главной воспроизводящей общество силой в постиндустриальном мире, или даже в странах, в которых примитивные потребности в общем и целом удовлетворены.
«А если нет убеждений? То мир перестанет существовать?»
Нет. Но это будет не общество, а биологический механизм иногда он весьма эффективен. Пример: семья пчёл или муравейник. Его деятельность определяется биологической программой, инстинктами и не более того.
Вполне возможно, что это и станет высшим этапом развития человечества и одновременно, полной гибелью общества.
Всё зависит от нас, мой друг.

8 июля 2019 года, вторник


Рецензии