Дерзкое слово в защиту Прекрасных Дам

Этот текст вызревал во мне давно, больно и трудно. Видимо, так же больно и трудно высвобождается бабочка из своего кокона. И посвящаю я его всем тем, чьи школьные учителя  литературы, будучи зажатыми в рамки программы, придуманной не ими, и в  силу своих личных особенностей (мягко обозначу это так), явно недодали ученикам широты и глубины взгляда на мир, хотя бы литературный. Ещё Козьма Прутков говорил о том, что  специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя. Это правда, и это касается любой  области. И даже сейчас встретить учителя или врача, способного мыслить междисциплинарно, - это великое счастье и великая удача.

Я уже говорила о том, что мои первые литературные опыты выросли из глубинного и не способного разрешиться добром конфликта с моей литераторшей. Она была сущий Аракчеев в юбке - бездетная, бессемейная, ненавидящая мужчин и женщин одномоментно, глубоко несчастная внутри и карающая любую попытку мыслить самостоятельно, особенно мою.  Она рассказывала нам, как могла, о поэтах и писателях прошлого, но я не помню ни одного доброго слова, сказанного ею в адрес женщин, которые были рядом с этими гениями. В её понимании, их либо не было вовсе, либо они не стоили того доброго слова. С другой стороны, я только сейчас своим врачебным мозгом начинаю постигать масштабы того, сколько великих людей, оставивших реальный след в истории, страдали в той или иной мере биполярным аффективным расстройством, которое раньше обозначалось  как маниакально-депрессивный психоз.  Пушкин, Маяковский, Бетховен, Ван Гог,  Высоцкий, Александр Грин, Саша Башлачёв (и очень многие другие из тех, кто самоубился, будучи не в силах совладать со своей депрессией),  Элвис Пресли, Майк Тайсон, Элтон Джон, Мел Гибсон,  Жан-Клод Ван Дамм...  Хватит навскидку? На самом деле восьми листов не хватит. И я намеренно не затрагиваю людей из других сфер деятельности, иначе из этого поста может выйти полная разруха. Речь о том,  что это великий подвиг - жить рядом с таким человеком, любить его да ещё самой не рехнуться.

Что вы, к примеру, помните, о многострадальной Наталье Пушкиной? Описанный в учебнике случай, когда кто-то из гостей Александра Сергеевича читал свои стихи и умолк, когда она вошла в залу. А она сказала: "Продолжайте, пожалуйста, я всё равно вас не слушаю!" или что-то вроде того. Курица тупая. Куда ей с её пелёнками да распашонками до высокой поэзии? Вы вообще можете допустить, что женщина, признанная лучшей шахматисткой  Петербурга, была тупой и убогой? Что пушкинское "Душу твою люблю" - это вообще не про внешность? Что она, будучи хронически беременной и не вполне здоровой, без конца ездила по балам, вертела хвостом и тем самым разорила мужа, а потом и угробила?! Уж если сама Ахматова её за человека не считала (кстати, Анна Андреевна уж точно была бы Пушкину достойной женой с её: "Я супы не варю, у меня в кастрюлю кольца падают!"), то нам бросить в неё камень - это святое. И если бы не ведомое  железной рукой Натальи Николаевны домашнее хозяйство, где были бы её дети с Сашей, который "ах, опять проигрался!"?

Пойдём дальше. Люба Менделеева. Мистическая Прекрасная Дама Александра Блока. Что я слышала о ней от Людмилы Николаевны? Как бы это поприличнее сформулировать?.. Если в двух словах, то шалава, метавшаяся от Блока к Белому и назад. То, что у Блока из-за перенесённого в юности сифилиса не могло быть своих детей,  в учебнике не напишешь , зато Любу можно мазать грязью, сколько влезет, так же как Зинаиду Райх (вот уж воистину бедолага!) и многих других. У всех в шкафу свои скелеты. Прошлым летом я была в квартире-музее  Блока на улице Декабристов. Удивительное место.  При всей суровости и  аскетичности обстановки - ничего лишнего - там  всё пронизано любовью и нежностью Любови Дмитриевны к мужу. Она была актрисой, одно время служила в театре Мейерхольда, который уж точно не взял бы в труппу бездарь. И она всё бросила ради серьёзно больного Блока. Трепетно ухаживала за ним, терпя его приступы полной апатии, сменяющейся яростной агрессией.  Продавала свои вещи и драгоценности, чтобы купить ему еду и лекарства.  После его смерти не пойми чем жила. Она была близкой подругой Агриппины Вагановой и так увлеклась балетом, что оставила после себя 600-страничный труд  "Классический танец, история и современность", который был опубликован лишь через 40 лет после её смерти и по сей день является настольной книгой для профессионалов. Её последним словом было "Сашенька..." Пустышка. Шалава. Судьи-то кто?..

Не могу обойти ещё одно имя, которого я в школе даже не слышала, его забыли упомянуть по причине его незначительности.  Анна Григорьевна Достоевская.  С неё при жизни  было впору писать икону, и это было бы правильно. Ей, двадцатилетней жизнерадостной девушке, выросшей в добре, тепле и согласии, достался в мужья весьма потасканный дяденька сорока пяти лет.  С  тяжелейшим характером, страдающий эпилепсией, страстный игрок, способный проиграть в рулетку ВСЁ вместе с её серьгами и обручальным кольцом. А ну-ка, современные барышни, кто готов прямо сейчас  пригреть такое сокровище? Прямо вижу, как очередь вьётся хвостом бабушки удава. То-то и оно, что с вами Достоевский бы не состоялся. А она вытащила его из всех долгов, сама занялась изданием его произведений, что по тем временам было неслыханно. И бесконечно любящий её гений незадолго до смерти  писал в романе, посвящённом ей: "Братья, любовь — учительница, но нужно уметь ее приобрести, ибо она трудно приобретается, дорого покупается, долгою работой и через долгий срок, ибо не на мгновение лишь случайное надо любить, а на весь срок. А случайно-то и всяк полюбить может, и злодей полюбит".

P.S. Один очень уважаемый мною человек говорит так: "Когда  люди поймут, что они не люди, а души, нам, наверное, станет легче жить..." Я так и обращаюсь: ДУШИ! Живите своей жизнью, любите свои семьи и перестаньте мерить своей меркой тех, чью шкуру вы не смогли бы не то что поносить, а даже приподнять. Потому что это тупо и убого. Потому что она, эта шкура, как рассохшийся деревянный столб из детства с надписью "Не влезай - убьёт!"

03.01.23.


Рецензии