Природа культуры речи. Эссе

“Культура речи- это не только непременная
составляющая хорошо профессионально
подготовленных деловых людей, но и пока-
затель культуры мышления, а также общей
культуры”
В.Д.Черняк
 
Что такое культура речи? В моём понимании, культура речи- это уровень владения человеком искусства построения речи и выражения своих мыслей через письменную и устную её формы. При высоких показателях этого самого “уровня владения”
эффективность воздействия речи (как монологической, так и диалогической) на адресата, качество и прочность устанавливаемого ею коммуникативного контакта и её красота (приятность для восприятия) резко возрастают в сравнении с низким уровнем владения речью. Культура речи с точки зрения своей природы понятие полярное: она может быть низкого  и высокого уровня. Уровень культуры речи человека легко выявляется при наблюдении за тем, с каким успехом человек вступает в коммуникацию с другими людьми: владение речью и успешность установления качественного контакта находятся здесь в прямой зависимости, чем выше показатель первого, тем более возможен результат второго. Но не стоит забывать, что в речевом общении между людьми сама речь далеко не единственный фактор, что оказывает  влияние на уровень коммуникации, здесь свою роль играют, например: схожесть взглядов  субъектов общения на предмет общения, наличие общего предмета общения и в конце-концов визуальная составляющая субъектов общения. Уровень культуры речи зависит от многих факторов, но на мой взгляд основными из них являются всего два. Первый- непосредственно языковой, который заключается в  уровне владения естественным языком общения, а в особенности литературным языком. Второй- когнитивный, который является выражением  уровня интеллектуальной составляющей человека, конкретно его набора знаний и концепции мышления.
Мы разобрались с тем, что такое культура речи вообще и какова её природа. Далее, я предлагаю рассмотреть прагматику культуры речи, т.е. разобраться в том, посредством чего культурная речь выражается в реальном общении, где необходимо использование культурной речи  и с какой целью мы имеем необходимость разговаривать культурно.
Посредством чего выражается культура речи? Так как культура речи- это, как не трудно догадаться из в самого названия термина, прежде всего культура в её традиционном понимании, то она обязательно должна иметь материальное выражение и выражается культура речи непосредственно в самой речи и чтобы акт говорения человека можно было назвать культурным, он должен соответствовать нормам литературного языка. Человек, претендующий на совершенное владение искусством культурной речи (несовершенного просто не бывает)  обязан знать лексические, орфоэпические, акцентологические и все другие нормы литературного языка и выстраивать свою речь в соответствии с этими самыми нормами, не нарушая  их.
Где же необходимо использовать навык культурной речи, и каких целей он позволяет достигнуть? На самом деле, ответ на этот вопрос очень простой: разговаривать культурного нужно всегда и всем, а в особенности людям, занимающимся профессиональной деятельностью, так как владение культурной речью позволяет добиваться определенных целей, особенно необходимых при взаимодействии с группой людей. Также, я бы хотел отметить, что подход к культуре речи как инструменту, с помощью которого можно добиваться определенных целей не совсем верный. Желание овладеть культурой речи не должно мотивироваться стремлением достичь каких-то практически-выгодных целей, желание приобщения к культуре речи должно мотивироваться желанием овладеть силой языка, всем спектром его художественных, эстетических возможностей, пониманием того, что овладев литературным языком ты в большей степени овладеваешь языком национальным, то есть сближаешься с историей нации, а значит и с историей всего государства. Овладение национальным языком во всех его формах является одним из свидетельств того, что человек осознанно и намеренно проникает в область национального сознания. Но всё же, зачем людям, занимающимся профессиональной деятельностью, нужно иметь культурную речь? В этом вопросе я бы выделил две стороны воздействия культурной речи на слушателя- это воздействие эстетическое и воздействие практическое. Эстетическое воздействие на слушателя с помощью культурной речи характеризуется тем, что оратор или лектор хорошо овладевший культурой речи и применяющий её на практике формирует у своих слушателей портрет себя как человека очень начитанного, грамотного, культурного, относящегося к категории лиц- ценителей прекрасного, так как только человек не равнодушный к духовному процветанию, искусству и сознанию себя частью нации сможет в совершенстве овладеть культурой речи. Культура речи просто необходима писателям и поэтам, создающим и пополняющим фонд художественной литературы нации. Художественная литература- это, пожалуй, основной и главный носитель «живого» примера культурной речи. Эстетическое воздействие культурной  речи на читателя художественной литературы, в особенности классической никак  неоспоримо, именно благодаря этому воздействию культурной речи, чтение книг повышает духовный уровень личности, расширяет её кругозор и усиливает в ней любовь к возвышенному и прекрасному. Я думаю, подробно говорить о том, что одним из последствий чтения художественной литературы является постепенное овладение мастерством культурной речи, не приходится, ибо это это общеизвестный факт,    попытка оспаривания которого является заведомо глупым и безрезультатным действием. Итак, целями  использования культурной речи в профессиональной деятельности со стороны эстетического воздействия такой речи на человека,  являются формирование у слушателя или читателя представления о носителе культурной речи, как человеке- духовном и нравственном просветителе общества, человеке, что является чистейшим представителем нации, её сознания и её культуры, ведь именно язык, а в частности язык литературный является основном формой существования и закрепления культурного пласта нации. Основная характеристика эстетического воздействия культуры речи сводится к тезису: «человек,владеющий культурой речи- популяризатор прекрасного». Теперь, я предлагаю рассмотреть практическое воздействие культуры речи в профессиональной деятельности. Чаще всего, когда нам приходится слышать понятие «профессиональная деятельность», мы представляем себе коллектив людей, члены которого объединены общими интересами, а если быть точнее общим родом деятельности. Совершенно понятно, что помимо всего прочего  для слаженной и продуктивной работы коллектива необходим свободный характер общения между членами этого коллектива (отсутствие коммуникативных кризисов), развитое понимание «этикета» внутригрупповой коммуникации и на мой взгляд, наличие высокого уровня культуры общения внутри коллектива решает проблему как скованности коммуникации, так и допущения ошибок в «этикете» общения между участниками  этого коллектива. Я уже ранее упомянул о том, что культура речи- это соответствие речи нормам литературного языка, в рамках коммуникации внутри коллектива особенно необходима стилистическая нормативность речи, так как именно благодаря этой языковой норме задается «настроение» общения и взаимопонимания между членами группы. Выбирая нужный и самое главное не выходящий за нормы литературного языка стиль общения, участники коллектива устанавливают общий для друг друга внутригрупповой язык (в узком смысле этого слова), что значительно упрощает коммуникацию, но при этом не снижает её стилистики и лексической характеристики.Также, наличие общего языка внутри группы предотвращает возможность рождения тех конфликтных ситуаций,которые могут возникать на почве разностилистического общения между участниками коллектива и  часто влекут за собой сбои в работе группы или же, что случается гораздо реже- распад коллектива или группы. Исходя из  вышесказанного можно сделать вывод, что практическое воздействие культуры речи на коллектив заключается в её регуляции  внутригрупповых отношений и её защите коллектива от возникновения в нём конфликтов.
Мы рассмотрели все аспекты такого понятия как «культура речи» и в достаточно серьёзной степени заострили внимание на вопросе использования культурной речи в профессиональной деятельности, тех её функциях, что особенно важны при общении человека с группой лиц. Мы разобрались не только лишь с языковым аспектом культуры речи, но и затронули духовный, связанный с сознанием человека и его мировоззрением, что в полной мере соответствует эпиграфу в начале работы. В заключении хочу сказать, что на мой взгляд, культура речи– это тот навык, который необходим каждому человеку, независимо от того, что этот человек из себя представляет и какого рода деятельностью он занимается. Культура речи должна обрести повсеместное распространение. Позиция моя такова потому, что, как я уже сказал ранее, культурная речь– это такое использование языка, что зиждется на практическом применении литературного языка, который является одной из форм существования национального языка. Данная связь между литературным языком и языком нации позволяет нам сказать о том, что используя на практике культурную речь, люди тем самым поддерживают жизнь литературного языка, а при ещё более широком взгляде и жизнь языка национального. Национальный язык, в свою очередь, формирует у людей национальное сознание, что при его наличии у человека развивает и усиливает в нём чувство патриотизма, поэтому, я могу с полной уверенностью завить, что получи культура речи повсеместное распространение, уровень патриотизма народа значительно возрастает, а патриотизм, как известно, является одним из ключевых факторов, обеспечивающих силу и долгую жизнь нации.
Культура речи– ключ к процветающей нации.


Рецензии