Скрябин. Концерт для фортепиано

Такая нежность в нем и теплота -
Не надо его сравнивать с Шопеном -
Там холодность, а Скрябина рука
Ласкать весь мир по-доброму летела.

В нем много слишком теплого огня!
И жар передается нам отлично -
Он так мечтал, чтоб каждая цвела
Душа, сливаясь бы с Сознанием первичным.

Без кожи-тела - просто человек,
Душа обнажена - так входит Скрябин,
Растает кожа, со змеи сползет -
Внутри есть семя святости в вуалях.

Сорвать покров - сознанье обнажить
И довести до все пронзившей Мысли -
Так надо в творческом прорыве жить,
И видеть за тенями Неба смыслы!

Прозрение - и русское тепло,
Которым каждый слушатель окутан,
И вот летит, забыв про землю-дно,
И цель ясна, и Бог вблизи доступен.

И есть ли в мире музыка нежней?
Духовнее и выше, бесконечней?
Что так обнять и уносить? светлей?
И сквозь все беды, все простя - беспечней?

Как будто жизнь начатая с нуля,
Как с чистого листа святого детства -
Так Скрябин мне доносится Всегда!
Изломы - необъятность, не кокетство,

Изломы - проникающие в суть,
Копание, изысканность в глубинах.
И руки расслабляются, и грудь,
Ведь Ты во всем, как Бог неисследимый!

Так передан экстаз - слиянье, дух,
В безбрежном нераздельно и слиянно,
И непонятно как - но ловит слух
Идею это Правды первозданной!

Зачем любовь? - стремление, экстаз,
Чтоб все объединить в сознаньи, в духе,
И это дать почувствовать, понять -
Смог только Скрябин в слове, в деле, в звуке!

Слушала в исполнени Плетнева.


Рецензии
И человеку Бог быд двойником-
так Скрябина я видел за роялем\
Бальмонт

Владимир Зуев Алексеевич   04.01.2023 08:48     Заявить о нарушении
«Есть гении, которые не только гениальны в своих достижениях, но гениальны в каждом шаге своем, в улыбке, в походке, во всей своей личной запечатленности. Смотришь на такого - это дух, это существо особого лика, особого измерения" - Бальмонт, из эссе "Звуковой зазыв" о Скрябине.

Вообще важно кто и как исполняет. Например:
Здесь уместно, на наш взгляд, вернуться к противоположности исполнительских стилей Скрябина и Рахманинова. Известно, что после смерти Скрябина Рахманинов в сезоне 1915/16 гг. дал несколько концертов памяти своего друга - концертов, программа которых включала только сочинения Скрябина или собственные и скрябинские. Не менее хорошо известно, что исполнение это не имело успеха - оно слишком отличалось от скрябинского, которое у всех еще было на слуху и, что тоже немаловажно, «на виду» или «на глазу», если можно так выразиться.

Показательны следующие строки Оссовского об этих рахманиновских выступлениях - строки музыканта, который неоднократно слышал Скрябина в концертах (его строки о скрябинской игре приводились выше).

«Как передать словами необычайно поразившее, сначала даже озадачившее неожиданностью впечатление от исполнения Рахманиновым музыки Скрябина? - задается вопросом автор воспоминаний и дает подробный и развернутый ответ на него. - Пьесы были те же, множество раз слышанные от самого композитора, но смысл их, характер, экспрессия, стиль стали совсем иными. На хрупкие, трепетные, прозрачные, как бы из эфирных струй сотканные образы, еще так недавно возникавшие под магией рук Скрябина, еще живущие в памяти, стали наплывать новые, иные образы - плотные, прочные, резцом гравера четко очерченные; сдвигая прежние с мест, они возбуждали какое-то беспокойство, приводили в нервное, неуютное душевное состояние. Стремительный полет в безбрежность сменился решительной поступью по твердой земле <...> Это, конечно, не был тот Скрябин, образ которого навеки запечатлелся у всех слышавших, всех знавших его <...> При всем моем преклонении пред гениальным пианистом интерпретация Рахманиновым музыки Скрябина не заслонила в моей памяти неповторимого очарования исполнения самим Скрябиным его фортепианных произведений.

Елизавета Судьина   04.01.2023 20:45   Заявить о нарушении
К сожалению-я таких тонкостей игры не различаю

Владимир Зуев Алексеевич   05.01.2023 05:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.