Глиэр. Медный всадник

Как эта музыка идёт Санкт-Петербургу,
Как будто в ней заложен архетип,
Я вижу душу города как будто,
Тот дух, чть в нем по-прежнему царит!

Мне милы все движения и фразы,
Имперский бал и уличный гамбит,
И где из тьмы царь Петр - идеей сразу
Как призрак, дух внезапно поразит!

Есть всадник, катаклизм - они огромны,
А город полон маленьких людей,
Машины затопляют мегаполис,
Где толпы - сумасшествие зверей.

А акт второй - исполнен русских песен
И девичьей заветной красоты,
И танец героини так чудесен,
Что это просто - девушка мечты!

И передано точно наводненье,
Его свинцово-серый, мрачный дух,
И трепетный герой бежит в смятеньи,
Спасать людей сквозь волны и испуг.

И грань борьбы, и самоотрешенность,
И план Петра, что многие клянут -
Такое совершенное сплетенье
Представил нам Глиэр сквозь каждый звук!

Как остро сумасшествие героя!
Как многие, вдохнув Санкт-Петербург,
Взлетали всей душой - наперекор им,
Как многое не приняли, что тут.

И передана эта разобщенность,
Раздвоенность, и голова Петра -
Как сквозь всю пыль материи - духовность,
Весь город предварила, вобрала.

Величественно это посвященье,
И странно актуально для меня,
Вся городская жизнь в одно мгновенье
Идеей танца душ передана!

И отзвук увертюры "Светлый праздник"
Перед финалом - колокольный звон,
Мажорности и жизни град-создатель,
Хоть и разлучник жизней - тоже он.

Есть в Питере потустороннесть Неба,
Присутствие безумств и катастроф,
И гимн в конце - хоть пафосно помпезен -
трагичности исполнен поперек.


PS. Интересное совпаденье тем воды и огня: Недавно меня вдохновили картины Джона Мартина про огонь в Содоме и про потоп. И вот сейчас я слушаю 2 дня музыку: одно Прометей (Поэма огня) Скрябина - об огне, как даре, и это Глиэра - о наводнение, о воде.
Очень в темы музыкально, плюс обратное картинам скрещенье ракурсов влияния этих стихий на людей от + до - ! Еще и проповедь Иоанна Кронштадтского на Новый год об огне и воде.


Рецензии
Совпадений нет, как и случайностей. Всё в этой жизни - для чего-то... Вам, вероятно, дано, чтобы глубже проанализировать и более разносторонне описать событийность происходящего... А почему именно Питер? Вы где сейчас территориально находитесь? "Потустороннесть Неба" - будто возвращает как в машине времени... Будто там ещё происходят все события - параллельно и не прекращается временной поток... Да, жизнь так устроена, что реформаторы виноваты во всех грехах... А без них жизнь превратилась бы в болото... Исторические Личности тоже даны нам Богом со своей движущей энергией и целеустремлённостью... Произведения будят в нас запечатанные эмоции, пробиваясь к душе... для более полной передачи чувств... Достучалось до ВАС...

Еленочка Важенина   02.01.2023 14:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Еленочка, как Вы верно объясняете! Мне просто захотелось познакомиться с творчеством Глиэра, в частности с этим произведением, но я не ожидала от балетов такую глубину психологизма и широты изображений. Хотя, почитав его мысли, - понимаю, что это такой Мастер, куда уж тут простому слушателю распутать, понять все эти клубки, но может постепенно:
"Глубочайшее постижение основ мастерства, изучение опыта предшественников, широкие познания в области культуры, истории, философии – вот, как считал Глиэр, необходимые предпосылки для того, чтобы из талантливого человека вырос мастер, художник. А это значит – нужно много и самозабвенно трудиться."“…Композитор обязан до конца своих дней учиться, совершенствовать мастерство, развивать и обогащать свое миропонимание, идти вперед и вперед…”,
– такие слова Глиэр написал в конце жизненного пути. Ими он руководствовался всю свою жизнь.

Елизавета Судьина   02.01.2023 17:09   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Елизавета! Талантище, что тут скажешь... Такие они гении.... Творят и на этом не останавливаются, идут вперёд и не всегда по протоптанному... Чаще свою дорожку находят, прокладывая новые неизведанные доколе пути... БлагоДарю Вас за открытие для меня новых имён и мастеров! Успехов в творчестве! Любите и Будьте Любимы!"!!!)))

Еленочка Важенина   06.01.2023 01:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.