Скрябин. Прометей

Из мрачного сна, где душа опустела,
От жизни суровости истомлена,
Из недр синей бездны, зловещих пределов
Звучит боязливо и слабо тоска,

Звучат настороженно трели и трубы,
Разгон фортепьяно, Валторна нежна,
Призывно играют рояльные руки
И первые блики святого огня!

Желтеет, светлеет тепло, как объятье -
То ласковость Бога для мини-творца,
Который нам дал разноцветные платья
Для творчества каждого в снах бытия!

Мелькают на розовом белые миги,
В лиловую нежность целуя глаза,
И дышат свободно спокойные скрипки,
И в синее вод - океана волна.

Показаны в символах мира стихии -
Шикарна, роскошна, богата она -
Природа, и радугой нас вдохновили
Как мир - переборы, рояля игра.

Трепещут у флейт поэтичные трели -
То райские птицы - твоя же душа!
Как мило, как нежно меня обступили,
И в каждом сознаньи - частица меня!

Призыв красно-синий - как роз насыщенье,
И неимоверна в полете борьба,
Последняя доля - удары Вселенной,
Прорыв как из цепи - душа сверхвольна!

И нежная розовость деторожденья -
Исход вдохновенья - душа родила,
Из мощного с миром всем сверхнапряженья
Она сверхбогата - ведь все вобрала

В себя, и в аккордах и полиаккордах -
Звучит многозначность, экстаз бытия,
И вся диссонантность - явлений синхронность
И одновременность, слиянность двухста

Сквозь образ оркестра, и славные трубы,
И грохот литавр - торжествуют сей род,
И так вдохновенно, в объятиях чужных -
Ко всем Дружелюбности слышен восход!

Неси же всем людям души откровенье,
Родя возвышенье - великий предел -
Ты передал каплями нот наслажденье,
И хочешь, чтоб каждый знал этот удел!

Порхание, взмах бело-синего неба -
Восторженный, искренний к миру полет,
Прощаешь ты все - это Света победа,
Любви добела раскаленный Огонь!

Томленье, слияние нот красно-белых,
Где разум и воля сомкнулись в кулак:
Люби всех людей, только творчества требуй -
И мирный зеленый увидишь в мирах.

Как будто омыли меня, изласкали,
И всю вдохновили - и царственный хор
Блестя и сверкая на душу - Вступает
И хор - этот с миром и в нем разговор,

Сливается все от блаженства в экстазе,
И небо ликует, в сверхдух уходя,
И все поднимается - нас заряжали,
Чтоб мы не теряли святого огня.

Огнем очищенья - по бликам и каплям,
Сознанье разбрызгав до нано-секунд
И солнечных мира планет сверхгигантов -
Пронзенность сознаньем, что все было тут!

Прослушала сначала запись советскую, с прожекторами на сцене - не очень понравилось, свет резко бьет в глаза, показалось диссонансно и цвета совершенно с моими не состыковывались по слуху, даже как-то ограничивали восприятие, потому что я представляю в цветах не один какой-то цвет, а что-то более разнообразное.
Потом послушала из филармонии Шостаковича запись с цветами на стенах - не очень поняла, но к концу произведения поняла общий замысел и главное почувствовала, что до меня хотят донести, главную идею, стало нравиться и очень "зацепило", поэтому захотелось её зафиксировать в словах.
Стала прослушивать в третий раз - и стали вырисовыватья отдельные музыкальные фразы как смыслы и оформляться их понимание, и пока слушала - одновременно записывала эти строки, стихи, почти уверена в том, что я чувствую. Кстати, цвет теперь очень помогал, наводил на образное понимание смыслов. Даже сомнений не было, было комфортно воспринимать и даже с наслаждением, хотя конечно передать чувство-мысле-образы в одной фразе, как это ноты полноценнее делают, -  трудно, слова ограничивают, более через разум все-таки воздействуют и отображают. Стихи больше как просто один мотив, поэтому музыке в них тесно. В этот раз музыка совсем не раздражала диссонансами, а наоборот казалось ласковой и утешающий, укрепляющий.
Там еще сложные контрапунктические связи, наложение тем, чью одномоментность стихами с линейной фразировкой вообще не передать, но для этого нужно еще более внимательное изучение и память.

https://nowimir.ru/DATA/070709.htm
Начало «Прометея» - гениальная и, видимо, единственная звуковая иллюстрация описанного Блаватской процесса. Таинственное тремоло [87] «прометеевского; аккорда» (сингулярности, или «Великого Дыхания» - предвечной вибрации непроявленного - фрагмент А) сменяется семью (!) проведениями «вращающегося» мотива (аналог «Лайа-центров» -фрагменты В-1 - В-7). Аккорды «темы Разума», следующей далее, составлены из тех же звуков, что и первый «аккорд предмирного хаоса», что, видимо, символизирует вхождение Высшего света, самой Абсолютности (Тьмы, для непосвященного) в свой Упадхи - Бесконечный Разум, результатом чего становится «открытие» божественного Света (фрагмент С).


Рецензии
В Скрябине многое смущает-с помощью Мистерии преобразить мир.
Что за утопия!

Владимир Зуев Алексеевич   06.01.2023 09:50     Заявить о нарушении
Бетховен и Шиллер с "Обнимитесь миллионы" Вам наверное тоже непонятны, как и Прометей Байрона.

Елизавета Судьина   06.01.2023 20:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.