Предновогодье

Модестов день – Предновогодье.
Разгул стихий и нечисти разбег.
Гадаю о судьбе: что будет?


31 декабря (18 декабря по с.с.) – Модестов день или Предновогодье. В субботу 21 декабря 2022 года в 21:48:10 было зимнее солнцестояние – самый короткий день и самая долгая ночь в году. Теперь, 10 дней спустя, солнце уже поднимается в положение зенита над горизонтом не в 12:28 на угол 11,42°, а в 12:33 и выше – на угол 11,64°, по азимуту (направлению) 180,35°. С каждым днём солнце поднимается всё выше и выше в полдень, светит теплее и дольше; зима пошла на убыль…

Предновогодье (сегодня) – день волнений и хлопот, подготовки к встрече Нового 2023 года, приготовления, хоть и скромного, но новогоднего застолья, угощений, подарков, гостинцев и новогоднего украшения жилища – дома (квартиры, комнаты, места жительства). Предновогодье – время новогодних праздников, мероприятий, концертов, отдыха, игр и приключений. Предновогодье – время для исполнения желаний, мечты, веры, надежды и любви.

В субботу 31 декабря 2022 года (18 декабря по с.с.) Православная церковь почитает память: Мучеников Севастиа;на Медиоланского и дружины его: Никостра;та казнохранителя, жены его мученицы Зо;и, мученика Касто;рия, священномученика Транквилли;на, пресвитера, и сынов его Маркелли;на и Марка, диаконов, мучеников Кла;вдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориа;на, брата Виктори;на, Тиву;ртия и Ка;стула (ок. 287); преподобного Севастиа;на Сохотского, Пошехонского (ок. 1500); прославление праведника Симео;на Верхотурского (Меркушинского) (1694); святителя Моде;ста, патриарха Иерусалимского (633–634); преподобного Флора Амийского, епископа (VII); преподобного Михаила Сингелла, исп. (ок. 845); преподобного Даниила Пустынника, иеросхимонаха (Румын.); мученика Ви;ктора Матвеева (1937); священномучеников Фадде;я (Успенского), Тверского и Кашинского, Николая (Клементьева), Великоустюжского, архиепископов, Илии; Бенеманского, Иоа;нна Миронского, Влади;мира Преображенского и Николая Кобранова, пресвитеров (1937); священномученика Се;ргия Астахова, диакона и мученицы Веры Трукс (1942).

Из всех этих мучеников, праведников и преподобных народ включил в свою память святителя Моде;ста, патриарха Иерусалимского (633–634), рожденного на территории Малой Азии в христианской семье, который с юных лет увлёкся строгой жизнью инока и уже в молодые годы принял монашеский постриг. Став уважаемым служителем Бога святитель Модест был настоятелем обители (монастыря) Феодосия Великого, основанной в IV веке в Палестине.

В 614 году на Палестину и Сирию напали войска персидского царя Хозроя. Его воины, объединившись с иудеями, убили около 90 000 православных христиан и разрушили их храмы; взяли в плен Иерусалимского патриарха Захария вместе с другими христианами и Крестом Господним. На это время святому Модесту поручили управлять Иерусалимской Церковью, быть местоблюстителем патриаршей кафедры. Он с честью похоронил убитых иноков из обители святого Саввы Освященного и вместе с Александрийским патриархом Иоанном Милостивым восстановил разрушенные христианские святыни, в том числе храм Гроба Господня.

Через 14 лет пребывания в плену Иерусалимский патриарх Захарий вместе с Крестом Господним вернулся из плена и занял своё законное место. После смерти патриарха Захария святитель Модест был поставлен на его должность. Скончался святитель Модест Иерусалимский в 637 году на 97 году жизни. Кстати, имя «Модест» (по-латыни) означает – скромный.

Келья святого Модеста, патриарха Иерусалимского на священной горе Афон относится к греческому монастырю Симона Петра. Великую святыню — главу святителя Модеста, хранящуюся в этом монастыре, приносят в келью ко дню памяти (панигиру) этого святого.

Кондак святителю Модесту, патриарху Иерусалимскому, глас 3:

Светлых подвигов твоих твердость
и сострадания ко всем богатство видя,
Всеблагий Подвигоположник Бог
богатых дарований Своих сподоби тя, Модесте,
славный иерарше и чудотворче.
Тем, молящеся тебе, вопием:
свобождай нас от лютых обстояний
и недугом нашим подаждь исцеление.

Перевод:

Светлых подвигов твоих силу и сострадания ко всем богатство видя, Всеблагой Подвигоположник Бог удостоил тебя Своих богатых дарований, Модест, славный иерарх и чудотворец. Потому, молясь тебе, взываем: «Освобождай нас от тяжких бедствий и подай исцеление болезней наших».

Таким образом, народ присовокупил к древнему значению, к древним традициям, обрядам и ритуалам этого крайнего декабрьского дня образ, смысл и содержание памяти достойного, авторитетного, простого и скромного человека, святителя Модеста Иерусалимского, который просто-напросто терпеливо и достойно выполнил свой ещё детский обет, иноческий подвиг, свои взятые на себя обязанности, свою жизненную миссию. Этим Модест стал близок и понятен простому и искреннему народу.

Вместе с тем в этот день Предновогодья по языческим верованиям «Двенадцатой ночью заканчивается Йоль» - праздник середины зимы у исторических германских народов, а у неоязычников и виккан — день зимнего солнцестояния, один из шабашей Колеса года. «Двенадцатая ночь» - это «ночь рождения нового года, нового жизненного цикла». Считается, что в Двенадцатую ночь врата миров открыты, и все их жители собираются в месте празднования Йоля, чтобы весёлым пиром приветствовать новую жизнь. Считается, что это самое мирное время в году, когда даже злые духи достойны уважения, приветствия и праздничного угощения (поэтому ряженые участвуют в празднике). Также считается, что «свечи в венке Йоля должны гореть всю ночь, потому что горение свечей, их свет и тепло принесут в дом счастье и удачу».

Следующий день после Двенадцатой ночи (то есть 1 января - автор) считался «Днём судьбы»: новое, вернувшееся солнце снова стоит над горизонтом, день прибавляется; всё, что сказано и сделано до захода солнца, определяет все события наступившего нового года, отсюда, возможно, и повелась известная присказка: «Как новый год встретишь, так его и проведёшь». Вот почему «нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время Двенадцатой ночи». Кстати, «самую большую силу имеют слова, которые были или будут произнесены в Двенадцатую ночь», то есть в момент наступления Нового года.

По русской народной традиции Предновогодье или день святителя Модеста Иерусалимского считался днём покровительства скоту, особенно, быку, языческому божеству Волосу (Велесу) – хранителю и преумножителю (производителю) скота (всего живого). Поэтому после крещения в христианскую веру народа Руси, ему, вернее, его образу, совмещённому с образом святителя Модеста, по традиции молились о защите скота от падежа и хищных зверей.

В этот день Предновогодья мужчины обычно устраивали братчины — совместные застолья, во время которых мужики славили свои мужские достоинства, мерялись силой, воздавали жертвы Волосу, Велесу, Модесту. Во время этих братчин, как правило, делились мнениями и советами, как правильно вести хозяйство, ухаживать за скотом, договаривались о взаимопомощи в обеспечении зимовки и разведении скота, благодарили богов и святых за заботу о стадах домашних животных.

(Эти сведения фактические, натуральные, действительные, полученные автором из первых уст дяди Максима и тёти Маруси Головкиных и деда «Календаря» из деревни Дальнее Русаново Суворовского (бывшего Ханинского) района Тульской области в 60-х годах XX века).

По народным поверьям, сегодня «Зима отпускает на волю всю нечисть, которая в этот день и днём, и ночью свободно разгуливает по земле». Поэтому в этот день Предновогодья (Модестов день) запрещалось:
- оставлять молоко в открытой посуде, чтобы туда не забрались злые духи и всякая нечисть;
- оставлять ножи без присмотра или на столе, чтобы нечисть не баловалась ими, чтобы не было несчастья;
- не играть в карты, потому что при игре в карты незримо принимает участие всякая нечисть.

Зато в этот день, вечер и в «Двенадцатую ночь» модно было гадать «на судьбу». Рано утром гадали по приметам погоды, а днём надо было лечь на ток (место, на котором молотили зерновые снопы) и прислушаться:
- если слышался из под этого места стук, то это к близкой смерти;
- если звон – к свадьбе;
- если частый стук (молотьба) – к богатству;
- если ничего не слышалось, значит, жизнь будет обычная, ровная, всякая.

В этот день Предновогодья следовало рассчитаться со всеми долгами, раздать всем родным, близким и родственникам заготовленные новогодние подарки и гостинцы. Ещё в этот день чутко прислушивались и приглядывались к поведению и словам маленьких детей, потому что в этот день: «Устами младенца глаголит истина» или Ангел. Поэтому просьбы маленьких детей, отроков, молодиц, подростков, юношей и девиц воспринимались как обязательные и старались их исполнить (удовлетворить).

Вечером и ночью этого дня Предновогодья гадали и загадывали. При этом делали это не вслух, а тихим шёпотом за молитвой или мысленно. Чтобы закрепить своё гадание-просьбу к Судьбе, Богу, святителю Модесту и любым другим богам и божествам, слова просьб и молитв писали на бумажках и сжигали их от пламени «чистой» (восковой) свечи или от пламени лампадки перед иконами. Если бумажка сгорала полностью до серого пепла-тлена, значит, просьба-молитва доставлена на самое небо к богам и святителям; если бумажка не сгорала полностью, оставался чёрный пепел, на котором видны были следы слов-молитв, значит, они не достигли до небес, не принята целиком и из-за этого могут исполниться не полностью, либо искажённо, либо вовсе не исполниться. Повторять гадание-молитву нельзя…

До XV века на Руси Новогодье (новый календарный год) встречали в марте, потом в сентябре, а с 1700 года, по указу русского императора Петра I Великого, с 1 января. Во все эти новогодние праздники было принято украшать соответствующие растений и деревья, развешивать на них жертвенные приношения, подарки ангельским птицам, духам предков, божествам и богам. При этом срубать священные деревья для жертвенных приношений считалось кощунством, проявлением безбожия, страшным грехом. Украшение домашней ёлки на Новый год стало русской народной традицией тоже по указу Петра I, но является древним языческим традиционным обрядом и ритуалом.

Во все времена и периоды встречи весеннего, осеннего и зимнего Нового года народ терпеливо, мужественно и стойко соблюдал требования постов, нетерпеливо ждал их окончания, готовились к рождеству Нового года, много молились, гадали и трудились для его достойной встречи. В Рождественский пост люди особо «старались быть просветленными и душевно чистыми». В Предновогодье люди, «на заре Нового года», мечтали о семейном и личном благополучие, о здоровье, спехе в делах и работах, о личном счастье, о счастливом замужестве и удачной женитьбе, о здоровых детях, о семейном, родовом и общенародном мире, ладе и счастье. В этот день особо были сильны древние традиции, обряды, ритуалы и приметы.

День Предновогодья традиционно следовало провести в кругу семьи за предпраздничными хлопотами и делами, но в этот день также надо было обязательно выйти на улицу, «на людей посмотреть и себя показать»; прогуляться, посетить церковь, поставить все обязательные свечки, помолиться, а потом посмотреть народные гуляния, заглянуть к родным, близким и друзьям, чтобы одарить их новогодними подарками и гостинцами.

В день Предновогодья не приглашали гостей на обед или ужин, потому что шёл Рождественский пост и все продукты готовились для праздничного новогоднего застолья. Однако, если кто-то кого-то приглашал или напрашивался в гости, то отказываться было не принято, потому что сегодня ты в гостях, а завтра к тебе могут прийти гости, но обязанность гостеприимного новогоднего угощения и «радушного привечания» остаётся как священная традиция, как закон гостеприимства. Не приглашают на новогоднее празднество только врагов, недругов и злыдней (злых, грубых, завистливых и неприятных людей).

Вечер и ночь конца Предновогодья традиционно было принято встречать, проводить и проводить только в кругу самых близких, родных и любимых людей, родственников и друзей. Весь этот день Предновогодья (Модестова дня) – с утра и до утра следующего дня - был приметой и выражением верности, искренности, чистоты помыслов, дел, правды и истины. Вот почему в народе твёрдо и властно издревле существует поговорка: «Как старый год проводишь, так новый год встретишь и проживёшь». В это день все старались быть осторожными и добрыми в словах, действиях, поступках и делах…

31 декабря справляют именины: Софья, Модест, Мартин, Елизавета, Иван, Владимир, Виктор, Вера, Сергей, Георгий, Михаил, Федор, Николай, Марк, Фаддей, Илья, Семен, Зоя, Севастьян.

Счастливого всем проводов Предновогодья и встречи Новогодья 31 декабря (18 декабря по с.с.) ровно в 00:00 часов! Да свершится всё вами продуманное! Ура!


Рецензии