Искры памяти. 63
Интересное совпадение, сегодня 30 декабря, канун Нового года. А какой
Новый год без концерта? А у меня подошла очередь писать рассказ о единственном
концерте в моей жизни, в котором я был одним из главных участников.
Студенческая самодеятельность это целая эпоха, в начале которой был
и я. Из неё вышел КВН, правда превратившийся усилиями господина Маслякова
\ в начале жизни прекрасного КВНщика\ в театрализованное шоу, очень дорогое
и одновременно приносящее баснословные доходы Маслякову и компании. Из
самодеятельности вышли десятки талантливых артистов. Вспомним Задорнова,
который окончил Московский авиационный институт.
Советский Союз жил в системе постоянного социалистического соревнования.
Были везде нужны лучшие, чтобы за ними тянулись средние, а страна двигалась
вперёд. Эта система не могла миновать Высшего образования. Была масса разных
рейтингов, но нужен был один универсальный критерий. Чтобы сравнить могучий
университет с 30000 студентов, медицинский и горные институты с "малявками"
вроде нашего или зооветеринарного ВУЗов с 400 студентов. И так в каждом
большом городе. И появились смотры - конкурсы художественной самодеятельности.
К моменту о котором я рассказываю система была чётко отработана.
В конце апреля студентам на неделю отдавался Оперный театр. В Алма-Ате
было 9 ВУЗов. Один день отдавался Университету, а затем по два ВУЗа по жребию. И в заключение грандиозный гала-концерт.
Программа была жёстко нормирована. 5 обязательных видов. Главное - это
хор. Обязательно большой, причём считали даже процент участников к числу
студентов ВУЗа. Далее - драматическое выступление по классике, сольное пение,
мужчина и женщина, танцевальный коллектив с обязательным массовым \не менее
30 человек\ народов СССР, 30 минут номеров по выбору и ведущий концерта.
Система подсчёта итогов была проста. В каждом виде расставлялись места с
1 по 9, суммировались, добавлялась оценка за общее впечатление, и всё ясно.
В жюри конкурса сидели лучшие профессионалы, Народные артисты, ведущие
режиссёры и естественно партийное руководство.
За неделю к такому конкурсу не подготовиться и подготовка шла фактически
круглый год. Работал драмкружок, тренировалась танцевальная группа. А вот
хор. На предыдущих конкурсах наш институт обычно занимал места в конце
рейтинга во многом благодаря слабому хору. И вот ректор решил положить этому
конец, сказав, что в хоре будут петь все 400 студента. И в конце января
расписание учебных занятий было изменено. После первой пары нас всех отправляли в спортзал на репетицию. Сразу скажу, что с руководителем хора нам повезло.
Кроме званий, он действительно имел педагогический талант.
С хором всё понятно, а вот я с абсолютным отсутствием слуха и голоса?
Это был мой третий курс. Я секретарь комсомольской организации и должен быть
примером. На первой репетиции встаю в первый ряд. Песня выбрана, хором учим текст, но вот начинаем петь, я стараюсь. Руководитель подходит ко мне и
отправляет в последний ряд с просьбой потише. В итоге я только стоял для
счёта. Но как ведущего, с моим зычным голосом и уже имеющего некоторый
опыт, меня утвердили.
И вот концерт. Мы выступаем шестыми, жюри уже многое увидело. И хор
университета из 1000 голосов и прекрасные русские народные танцы.
Программа начинается с хора, строимся за закрытым занавесом, занавес
поднимается. Перед хором стою я - ведущий. Но это не совсем так. Есть
громадная разница между ведущим и конферансье. Ведущий только объявляет
номера, а конферансье их связывает воедино и комментирует при необходимости.
Настоящий конферанс исчез очень давно, но в моё время были корифеи вроде
Гаркави. Он был моим кумиром.
Вот один из примеров его находчивости. Новогодний бал в Колонном зале
Дома союзов. Главный зал страны. В зале члены правительства. Выходит Гаркави
в костюме Деда мороза и приветствует публику: - Здравствуй, добрый мой
народ! И вдруг с галерки звонкий хулиганский голос: - Здравствуй, жо.. Новый год! Невероятно. Концерт сорван. Но Гаркави не делая никакой паузы отвечает:
- Этой встрече очень рад, здравствуй, здравствуй, младший брат. И зал взрывается аплодисментами. Инцидент исчерпан.
Возвращаемся ко мне. Мне, мои руководители, разрешили вести программу в
системе конферанса. И я начинаю концерт словами. Мы решили выступить все
400 человек, но надо сделать перекличку. Лезу в карман и достаю рулончик кассовой ленты. Говоря: - Это недолго. И начинаю читать, Азаров. Ответ из хора - я. Азарбаев: - я. И тут я роняю рулончик и лента разматывается по полу, я её
ловлю за хвостик. Поднимаю:- Яшкин. - Я. И снова я: - Проверка окончена, все на месте, а с вами ведущий Георгий Родд. И вдруг из хора: - Я. В зале уже хохот.
А я уже торжественным голосом объявляю песню "Партия наш рулевой". Нужно было петь обязательно три песни, патриотическую, народную и любую на выбор. Желательно, чтобы было свое музыкальное сопровождение, лучше свой оркестр. Но разрешалось за роялем иметь приглашённого профессионала. Первые две пели под рояль, а вот последнюю "Смуглянку" под наш духовой оркестр. Получилось здорово.
Занавес упал, чтобы хор покинул сцену. Пауза для ведущего, но не для меня.
Начинаю монолог: - Знаете ли вы чем думают представители разных видов спорта?
Лёгкоатлеты и лыжники - ногами, футболисты - отбитой макушкой, борцы
шеей, штангисты подошвами, боксёры челюстью, пловцы селезёнкой, которая всё чует,как бы не утонуть. А наши артисты думают, как бы не утонуть в ваших аплодисментах. И они действительно грянули. В данном случае мне. Надо сказать, что все тексты реплик сочинял конечно я сам.
Ещё о двух номерах. Девушка солистка заканчивая школу, металась между плаванием и консерваторией. Плавание победило. Она стала одной из сильнейших пловчих страны, но может в ней погибла Народная артистка, но пела она бесподобно. После неё пел юноша и тоже отлично. И вдруг, комментируя его пение, я сам запел пародируя безголосых певцов. После выступления мне один член жюри сказал, что такой шикарной пародии он никогда не слышал. Я скромно промолчал. И второй это танец. Наши выбрали украинский гопак с великолепными прыжками, а самая большая неожиданность под духовой оркестр. А я, выполняя роль конферансье,
прошёлся вместе с ними вприсядку через всю сцену, трюк доступный профессионалу.
В итоге мы получаем за хор Первое место, Первое место за гопак, и Первое место дали мне как ведущему. В сумме этого хватило для общего первого места.
Было переходящее Красно Знамя. И заметная премия ВУЗу.
А потом был следующий год и опять шестое место, ибо артисты окончили институт. Был снова ведущим я, но был бледной тенью предыдущего. Я не профессионал, чтобы держать форму, а в одну реку дважды не входят. А потом я окончил институт. Небольшой вывод. Возможно если бы жизнь повернулась по другому из меня мог получиться неплохой артист-юморист и режиссёр.
\продолжение следует\
30 декабря 2022
Свидетельство о публикации №122123003442
Всего самого доброго, молодой человек!
Тамара Эйдензон-Чёрная 04.08.2023 19:11 Заявить о нарушении