Души закрома золотые

        Открывая одну из четырёх мне подаренных книг белорусской поэтессы Тамары Ковальчук «Души закрома золотые», погружаешься в мир поэзии. Поначалу кажется, как если б я не знала автора лично, то это сборник стихотворений написанный юношеской рукой. Когда вовсю идёт гормональный взрыв, хочется объять необъятное, рассказать обо всем и всем. Как чукча, что вижу, то пою. Но, не такова Тамара Васильевна. Казалось бы, вечные темы – любовь и смерть, добро и зло, любовь к большой и малой родине, философские рассуждения о смысле жизни, давно перемусоленные писателями во все времена жизни человеческой, а она умудряется привнести что-то новое своими стихами, что-то, что мы в извечной суете сует проглядели может быть. Поначалу книга воспринималась так – ну стихи, ну обо всём, а это только первое впечатление, так как поэтесса умеет удивлять, всегда у неё припрятан козырь в рукаве. Про путешествия ли она пишет, про рассуждения о людских пороках ли, о смысле человеческого бытия ли, через всё идёт любовь к своей родине, к своим истокам, к людям окружающим её.
              Мне в Нью-Йорке ночами не спится,
              Не манит к себе шумный Бродвей.
              Беларусь мне поёт синей птицей,
              Дорожу ей, как жизнью своей.
                В Нью-Йорке не спится
Она патриот до мозга костей. Такого мощного всплеска патриотизма я не видела не у кого. Эту любовь, эту тоску по родине в заграничных поездках можно сопоставить разве что со стихами Набокова.
              А потом по росе пробежаться,
              Оставляя следы на траве,
              И щекою к берёзе прижаться,
              Чтоб жила Русь в душе, в голове.
                Русский дух
Или:
               Прости меня, моя земля,
               За то, что я опять сбежала.
               Песок к груди своей прижала –
               Душа и сердце так болят!
                Прости, земля
Беларусь и Россия для неё неразрывны. Как она сама говорила в книге «Поцелуи Вселенной»:
               Я горда тем, что я белоруска,
               А отец Беларуси был сын,
               Тем, что прадед Иван, парень русский,
               Был российской земли гражданин.
                Моя гордость
Она гордится своей фамилией, своей принадлежностью к роду Ковальчук. В годы своей взрослой жизни пришлось уехать в город Осиповичи. И всё равно деревня Конотоп, город Наровля не отпускают до сих пор. О них здесь много стихотворений.
               Ты опять меня в гости зовёшь,
               Моё бедное сердце тревожишь.
               О, Наровля, ну как ты живёшь?
               Без меня как ты жить только можешь?
                Наровля – мой дом
До любовной лирики я ещё не дошла. Но уверенна, что там есть чем вдохновиться, есть что почерпнуть, переосмыслить. Потому как – все её стихотворения – все они одна сплошная любовь, выплески её огромной души и щедрого сердца. И эта щедрота определяет смысл бытия Тамары Васильевны Ковальчук, то ради чего стоит и нам всем жить. Во благо других.


Рецензии