День Спиридона Солнцеворота

Зима нарядная сегодня!
Сегодня Солнца поворот!
И Спиридон всех озаряет.

День 25 декабря (12 декабря по с.с.) особый, особо значимый, поворотный, обычно-необычный по всем календарям: астрономическому, историческому, религиозному, гражданскому, народному и природному. Этот день имеет много названий, выражающих и отражающих его сущность: День солнцестояния (в XVI - XVII веках), День солнцеворота (с зимы на лето), Спиридон Солнцеворот (народная традиция), День святого Спиридона Тримифунтского (православная традиция), Рождество Христово (католическая традиция), Коляда (славянская традиция), Нардуган (языческая традиция).

Значение и содержание событий этого календарного дня в истории современного человечества настолько велико, что требует неоднократного исследования и повествования в нескольких частях. Начнём с народно-православного праздника «Спиридон Солнцеворот». Его двойное название раскрывает его суть – это день памяти святого святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, жившего в III-IV веках и славянский народный праздник День Спиридона Солнцеворота.

Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. Сначала он был пастухом, имел жену и детей. При этом он был гостеприимным, добрым и отзывчивым человеком. По преданию «все свои средства Спиридон отдавал на нужды ближних и странников, за это Бог вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов». Имя «Спиридон» по-гречески означает – кузовок.

Во времена правления византийского императора Константина Великого (306-337), после смерти жены, святитель Спиридон был избран епископом города Тримифунта (современное название Треметусия, Кипр). Тримитус (Тримифунт, Треметусия) – древнее поселение на севере Ларнаки острова Кипр, известное в истории как место служения епископа Спиридона. В храме поселения хранилось множестве древних икон и рукописей. Ныне 150 икон и бесценные рукописи исчезли, а храм Святого Спиридона преобразован в казарму для воинской части турецкой армии.

Святитель Спиридон, как епископ Тримифунта, снискал известность и авторитет своим пастырским служением и делами милосердия. В 325 году епископ Спиридон Тримифунтский принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе он «вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь». «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно» - просто и доходчиво изложил суть христианского учения святитель Спиридон. Согласно преданию, на том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки глиняную плинфу (кирпич) и стиснул её: мгновенно вышел из неё вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, – сказал тогда святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино». Возразить ему было нечем…

Также по преданию сила святителя-епископа Спиридона Тримифунта проявлялась в чудесах: по его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождём, а непрерывные дожди – вёдром (тёплой, сухой погодой); исцелялись больные, изгонялись демоны из бесноватых. Однажды Спиридон вернул к жизни младенца на руках его матери; она, потрясённая радостью, упала бездыханной (была без сознания), но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери младенца. Были и другие чудесные чудеса…

Особенно действовало на людей и прихожан чудесное хоровое многоголосное пение под сводами в храме, хотя службу служили только святитель-епископ Спиридон, диякон и несколько церковных служителей. Чудесное пение было прекрасным, услаждающим сердца, изумляющим. Гостеприимство святителя-епископа Спиридона уподоблялось добродетелям патриарха Авраама. Когда во время поста к святителю Спиридону обратился странствующий христианин, в доме епископа не оказалось постной еды. Святитель предложил страннику солёное свиное мясо. Когда странник отказался есть жареную свинину и упрекнул святителя, тот не стал возражать, но заметил:
«Слово Божие изрекло: для чистых - всё чисто» (Тит.1:15).

Цитата: Апостола Павла послание к Ти;ту, глава 1, стих 15. 1:15, Синодальный свод Библии:

«Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти. … По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
[Зач. 301.] Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу».

Характерным для святителя-епископа Спиридона Тримифунтского был способ проявлять истинное, честное и достойное в людях своей паствы: по обычаю святого святителя Спиридона «из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг; при этом сам он лично ничего никому не давал, а просто показывал человеку или людям вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько ему нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчёта».

Всё житие святителя Спиридона Тримифунтского поражало удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему Богом. В праведности и святости прожил святой святитель-епископ Спиридон Тримифунтский земную жизнь и в молитве около 348 года н.э. предал душу свою Богу. Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени (кроме десной (правой) руки, которая в Риме).

Кондак святителю Спиридону Тримифунтскому, чудотворцу, глас 2:
Любовию Христовою уязвився, священнейший,
ум вперив зарёю Духа,
деятельным видением твоим деяние обрел еси, Богоприятне,
жертвенник Божественный быв,
прося всем Божественнаго сияния.

Перевод:
Любовью Христовой уязвившись, священнейший, ум окрылив сиянием Духа, ты, Боговдохновенный, преуспел в действенном созерцании, став жертвенником Божественным, прося для всех Божественного озарения.

Вот почему этого авторитетного и праведного христианского святого святителя славяно-русский мир вписал в свой народный календарь и праздник под именами: (рус.) Спиридон Солнцеворот, День Спиридона солноворота, Спиридон солноворот, Солнцеворот, Солноворот, Поворот, Солоноворот, Солнопутье, Тёмный день, Поворотник, Спиридон; Спірыдон Сонцаварот белор.); День Спиридона (укр); Спиридон Сонцеворот, Спиридона чудотворця. Этот день в  XVI - XVII веках происходило зимнее солнцестояние. Кстати, имя Спиридон по-древнегречески означает «дар души».

В этот день русские люди обычно говорили: «Солнце поворачивает на лето, а зима на мороз», «С солнцеворота метели должны брать разворот», «На Спиридона хоть на воробьиный скок, да прибудет денёк» и замечали: «В самый короткий день – спиридоновские морозы». В этот день Солнце с раннего утра наряжается в красные (красивые) одежды (яркий праздничный сарафан и кокошник, зори) и на низкой телеге отправляется долгой тёмной ночью в далёкие тёплые страны, а Зима с этого дня, одетая в медвежью шубу, ходит по деревням, сёлам и городам, стучит посохом в крыши и ставни, будит баб, чтобы они топили печи от холода-мороза. При этом Зима ходит по полям и веет там метелями и вьюгами; ходит по лесам – сыплет инеем и снегом; ходит по рекам и озёрам – студит и леденит воду, аж, на 3 аршина.

Из-за совмещения православного и народного праздников в Спиридонов день следовало посетить церковь, послушать молебен в честь святителя Спиридона Тримифунтского, поставить в его память свечку и мысленно обратиться к нему с просьбами. О чём просили Спиридона Солнцеворота: Девушки – о счастливом замужестве; матери- о здоровье детей и близких; бабы-хозяйки – о достатке и благополучии в доме; мужики – а что мужики? Мужики надеялись на Бога и святых угодников, а сами не плошали…

В день Спиридона Тримифунтского полагалось не работать, отдыхать. Парни и девчата с раннего утра по традиции взбирались на горки и ждали появления красного солнышка. Днём, если был не сильный мороз, открывали в избах окна, чтобы вся нечисть из дома выветрилась, выморозилась, вычистилась солнечными лучами. Вечером парни и девчата, молодые мужики и бабы вместе разжигали костры, чтобы огонь помог Солнцу справиться с холодной тьмой, возвратить утром красный (прекрасный) день на землю. Также вечером хозяйки под призором мужиков доставали с полки серп и втыкали его в притолоку на входе в дом, а мужики на всякий случай клали или ставили возле порога топор, остриём вверх или вбок (ко входу). Серп и топор считались лучшими оберегами от нечистой силы и непрошенных гостей. Почему «гостей»? Об этом в сообщении о празднике Коляда, который праздновался в этот же Спиридонов день, 25 декабря (12 декабря по с.с.).

На Спиридона Солнцеворота люди старались не ходить в лес или далеко отходить от деревни, от дома. Даже охотники и рыболовы оставались дома, потому что была опасность нечаянно разбудить в берлогах медведя или наступить на проталину в реке. Почему-то считалось, что в Спиридонов день сонный медведь в берлоге поворачивается с бока на другой бок.

По традиции празднования Спиридонова дня было запрещено:
- сидеть дома в полутьме, без света, потому что так можно было заболеть чем-то нехорошим;
- ссориться с близкими, потому что Спиридон сам был миролюбивый и других учил быть терпеливыми , внимательными и заботливыми;
- сквернословить и сомневаться в святости Спиридона Солнцеворота, потому что солнце всё равно будет теперь каждый день прибавлять света, а святитель Спиридон может обидеться и наказать гневливого, да крикливого;
- носить старые, грязные, оборванные, рваные и некрасивые вещи, одежду и обувь, потому что это выражение неуважения святому Спиридону и красному (прекрасному, долгожданному) солнышку.

Если бесшабашные мужики (мужчины) упрямо на Спиридона что-то делали, чем-то занимались, работали, пытались уйти на охоту, на рыбалку или заняться другими делами с другими мужиками, то жёны их ласково, но твёрдо никуда не пускали, запрещали покидать дом, детей и их, сердечных, чтобы не накликать не напустить на дом, семью и детей беды, несчастья, а самое главное – безденежья, бедности и нищеты. Серп над порогом был воткнут в в притолоку в том числе и для этого «символического» запрета-табу.

В день Спиридона Солнцеворота пристально следили за погодой, окружающей средой, за небом: если небо было пасмурным, значит, весна будет ранней; если воробьи и другие мелкие зимние птицы тащили в гнёзда перья, пух, тонкие соломинки и всякую труху, то скоро ожидать морозов; если в течение дня ветер не раз менял направление, значит, летом урожай будет великолепным. Как у страха глаза велики, так и надежда в праздничный день солнцеворота – нереальна, фантастична, красочна, эффектна, сказочно волшебна.

В Спиридонов день, по традиции, именины отмечает только один человек, с именем – Александр. Это имя самое священное, самое значимое, самое звучное, самое славное и самое сильное, потому что обладает магической силой своего значения: Александр (до.греч.) – «защитник человечества», «мужественный защитник», «герой-демиург». Производные имена от имени «Александр»: Алик, Алек, Аликс, Алекс, Ал, Александрон, Алесандер, Алексаша, Алекс, Аластаир, Алехандро, Александро, Александар, Алехандрино, Алеко, Алекзандер, Зандер, Зиндел, Искандер, Ксан, Ксандер, Лекса, Лексус, Лексаня, Лексаша, Макалистер, Олесь, Олес, Сашуха, Сашуля, Сашуня, Саня, Сашута, Сашура, Сандер, Сандор, Сандро, Саша, Сашик, Санюха, Санюша, Шура, Шурик, Шуруня и т.д. По-английски – Alexander.

Люди, рождённые 25 декабря, да ещё названные Александром (Александрой), - это счастливые люди. Они отличаются гармоничностью личности: практичны и при этом любящие, нежные, надёжные и верные, жаждущие любви и гармоничных уважительных серьёзных отношений. Эти люди обладают неотразимым обаянием, умением ладить со всеми людьми. Они успешны практически во всём, в любых делах, поступках, решениях. Они независимы, и в то же время внимательны к окружающим. Они проявляют искреннюю заботу о близких, родных и друзьях, способны бескорыстно служить какому-либо благородному делу. Они надёжны и ответственны. При этом для них главным является семья, семейный очаг, уют, семейное благополучие. Они готовы упорно трудиться, чтобы обеспечить всем необходимым и защитить тех, кого они любят. Они, как правило, бескорыстны и готовы прийти на помощь всем и каждому, независимо от их положения в обществе и мире, потому что их главное личное качество – доброе стремление к справедливости. Они любят жить широко, ярко, сочно, щедро, но при этом они могут быть экономны, сдержаны и сосредоточены на решении главных приоритетных задач в жизни. Они обладают даром чутко воспринимать беды, несчастья и проблемы людей, делать верные оценки происходящему, предвидеть последствия действий и поступков, давать ценные советы и решать чужие проблемы. Александры просто генетически не могут быть другими…


Рецензии