День Анфисы Рукодельницы

День Анфисы Рукодельницы

Этот день зимой самый короткий,
А ночь сегодня необычайно длинна.
И солнце застыло на миг…

(Ответ на загадку: день зимнего солнцестояния)


Земля вращается вокруг Солнца по орбите один раз за 1 год, за 365 земных дней, 52 недель, 8760 часов, 525 600 минут, 31 536 000 секунд. При этом Земля имеет наклон оси своего вращения по отношению к Солнцу – около 23,4° (наклон оси вращения Земли колеблется между 22,1° и 24,5° в 41000-летнем цикле и в настоящее время уменьшается).

Из-за этого наклона оси вращения, Земля зимой (декабрь) располагается к Солнцу так, что солнце в зените (в полдень) находится не на экваторе, а над южным тропиком (23,5° ю.ш.) и светит целый день, то есть все 24 часа в сутки не заходит за горизонт. При этом в нашем Северном полушарии Земли на широте Северного полярного круга (66,5° с.ш.) наступает «полярная ночь» и солнца не видно совсем. Зато в Южном полушарии Земли – лето, жара, тепло, даже за Южным полярным кругом (66,5° ю.ш.), а в Антарктиде солнце не заходит за горизонт и светит весь день.

Конечно, Земля вращается и совершает 1 оборот вокруг своей оси за сутки (24 часа). Поэтому мы видим, как солнце утром восходит на небо, за 12 дневных часов достигает верхней точки своего положения в зените (в полдень), затем опускается к горизонту и на ночь пропадает на 12 часов до утреннего восхода. Из-за наклона земной оси так всегда бывает в дни весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 23 сентября), но в день зимнего солнцестояния (21 декабря) солнце находится минимально низко над горизонтом. При этом в день летнего солнцестояния (22 июня) солнце поднимается в полдень на максимальную высоту над горизонтом.

Почему эти дни называются «днями солнцестояния»? Потому что в эти дни (до и после 21 декабря и 22 июня) каждый раз солнце в зените как бы останавливается, застывает в одной точке, а потом (зимой) начинает каждый новый день либо восходить, увеличивая световой день к лету, либо нисходить, укорачивая световой день к зиме. Таким образом, если замерять только точки положения солнца в зените (в полдень), то получится вертикальный график годового движения солнца над горизонтом, с самого низкого положения зимой до самого высокого - летом.

На широте Москвы (55°45'0" с.ш.) в эти дни декабря 2022 года высота солнца в зените над горизонтом:

21 декабря в 12:28 – 11.42° по направлению (азимуту) 180.33°;
22 декабря в 12:28 – 11.41° по азимуту 180.22°;
23 декабря в 12:29 – 11.40° по азимуту 180.33°;
24 декабря в 12:29 – 11.41° по азимуту 180.22°;
25 декабря в 12:30 – 11.42° по азимуту 180.33°.

21 июня в 12:32 – 58.27° по азимуту 180.52°;
22 июня в 12:32 – 58.28° по азимуту 180.43°;
23 июня в 12:32 – 58.28° по азимуту 180.33°;
24 июня в 12:32 – 58.27° по азимуту 180.24°.

Кстати, высота солнца в полдень на экваторе летом - 90° над горизонтом, то есть вертикально над головой стоящего человека, это и есть «тропический зенит» в градусах. 22 декабря солнце в зените над южным тропиком (23.5 ю.ш.), а 22 июня – над северным (23.5 с.ш.).

В этом 2022 году в Северном полушарии на широте Москвы зимнее солнцестояние наступит 22 декабря в 00.48 по московскому времени (21 декабря в 21.48 по Всемирному времени). В этот календарный день ночь будет самая длинная в году, а день – самый короткий. Вот этот-то день и называется в народе «День Анфисы Рукодельницы» - самый короткий световой рабочий день в году – всего 7 часов 00 минут. (Кстати, в начале декабря световой рабочий день длится 7 часов 28 минут, а в конце декабря – 7 часов 5 минут).

В день Анфисы Рукодельницы православная церковь чтит память: преподобного Пата;пия Фивского (VII), преподобного
Кирилла Челмогорского (1367); апостолов от 70-ти Сосфе;на, Аполло;са (Апе;ллия), Ки;фы, Ти;хика, Епафроди;та, Ке;саря и Онисифо;ра (I); мучеников от 62-х иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших (477); мученицы Анфи;сы в Риме (V), а также священномученика Се;ргия Орлова, пресвитера (1937).

История жизни мученицы Анфисы в Риме V века совместилась с образом Анфисы Рукодельницы контрастным значением их общего имени: «Анфиса» Анфиса (Анфия, Анфуса) – по-гречески «цветущая», «яркая», «полная жизни». Дело в том, что мученица Анфиса в Риме, жена римского сановника (чиновника большого ранга) была крещена в христианство знаменитым святителем Амвросием Медиоланским, противником еретического учения Ариана. Напротив, арианка Сунильда, жена правителя Рима и Италии Одоакра (476-493 гг.), предложила Анфисе «вторично креститься у арианского священника», но та отказалась, говоря, что она уже «приняла истинное Крещение». Разгневанная Сунильда велела подвергнуть Анфису принудительным пыткам, а потом, после жутких мучений, вовсе приказала сжечь Анфису (или то, что от неё осталось) в огне. По преданию, муж Анфисы из страха принял арианское крещение. Однако вскоре, проезжая верхом мимо римского собора, он был поражён насмерть молнией, что «было воспринято христианами как наказание за отступничество и многих укрепило в вере». Вот такой стойкой в своих убеждениях и вере предстала мученица Анфиса в Риме народу и была принята им в свой народный календарь.

День зимнего солнцестояния (21 декабря) изначально, ещё с первобытных времён Каменного века, воспринимался первыми людьми (человечествами), как знаковое и поворотное событие, как изменение времени года, судьбы, жизни, истории. Каждый день солнце (в Северном полушарии) восходило над горизонтом всё ниже и ниже и в этот день замирало на самой низкой точке вершины своего дугообразного пути по небу. Жизнь в это мгновение (на несколько дней) как бы останавливалась и люди естественно и неизбежно, тоже замирали в страхе и надежде, что солнце вернётся на небо и будет сиять в зените прямо над головой.

Вся природа, весь животный мир, всё живое вокруг в этот день замирало от холода, томилось в тёмную длинную ночь, недолго используя самый короткий день в году для своих забот и нужд. Однако древние мудрецы знали, что через несколько дней солнце опять начнёт восходить всё выше и выше, дни будут всё светлее и длиннее, и что природа опять начнёт «оживать», готовиться к радостной разноцветной весне и благодатному зрелому лету. Вот почему этот день мученицы Анфисы в Риме или Анфисы Рукодельницы одновременно страшный своим замиранием (умиранием), и радостный своим возрождением (зарождением).

Вера в закономерное течение времени и жизни, в круговорот жизни на земле, позволило воспринять смерть на костре мученицы Анфисы в Риме как яркую вспышку её воскресения в образе Анфисы Рукодельницы. Почему «рукодельницы»? Да потому что только труд, забота, борьба за жизнь, продолжение жизни в труде позволяет преодолеть беды и невзгоды, остановки и препятствия, болезни и даже, иногда, смерть. Пример тому современная реанимация…

Находясь вместе с природой в полной зависимости от Солнца, от солнечного света и солнечного тепла, первобытные люди всех времён, человечеств, наций и народов, всех континентов и весей неизбежно, естественно и закономерно боготворили Солнце и в этот день зимнего солнцестояния старались обрядами, ритуалами, традициями, шаманским камланием, заговорами и молитвами помочь Солнцу преодолеть эту «заминку», старались подтолкнуть Солнце, помочь ему возродиться, воскреснуть, вновь родиться. Особенно это было естественно и необходимо тем, кто обитал на границе Северного полярного круга, кто жил в условиях полярного дня и полярной ночи, которые длились ровно по полгода.

Какие обычаи, традиции и ритуалы связаны с зимнем солнцестоянием, с днём Анфисы Рукодельницы, с днём мученицы Анфисы в Риме? Естественно с избавлением от старого и обретением нового…

В этот день необходимо было: навести во всём и везде порядок; очиститься, как перед «концом света»; убрать всё лишнее; избавиться от ненужного, мешающего, прошлого; выбросить хлам, сломанные предметы, старые вещи. В отношениях нужно было прекратить все ссоры, обиды, конфликты. В этот день полагалось посмотреть на себя и на свою жизнь со стороны, определить, что мешает в жизни, что сделано плохого, а что хорошего; подвести итоги прожитого.

В этот день нужно было очиститься от нечистых мыслей и намерений, оставить себе только благие желания и мечты, стремление сделать жизнь новой, обновлённой, с новым счастьем и благополучием. Об этом в день мученицы Анфисы в Риме молились, мечтали, говорили и делились друг с другом люди, причём, даже с недругами…

День зимнего солнцестояния, как правило, угнетал своей долгой ночью, холодом, кратким световым днём, потому что в эти дни всякая нечисть, бесы, черти, злыдни, разбойники и воры особенно активно пользовались зимней темнотой и шастали по улицам, крышам домов, дворам, дорогам и окрестностям селений. Поэтому в противовес гнетущему ощущению люди старались не падать духом, бодриться, укреплять свою веру, создавать себе иное настроение, основанное на надежде воскресения солнца, возрождения жизни, поворота судьбы к новому счастью.

Общее двойственное настроение духовного бессилия перед самой долгой зимней ночью и трепетного ожидания новой жизни и судьбы с восхождением «новорождённого» солнца (года) усугублялось Рождественским постом – последним многодневным постом в году.
Он начинался 28 ноября и продолжался до 7 января, длился 40 дней и поэтому именуется «Четыредесятницей». Рождественский пост и установлен для того, чтобы очиститься, чтобы с чистым сердцем, душой и телом встретить явившееся в мир солнце в образе Нового года и Сына Божьего.

Естественный живой смысл Рождественского поста очень прост – это время усиленной подготовки к холодной и голодной зиме, сбор урожая и припасов на зиму, завершения всех сельскохозяйственных дел, и воздержания от пищи животного происхождения, чтобы не расслаблять свой организм и дух чрезмерной сытостью и сытой леностью. Кстати, «правила питания в пост, указанные в календарях, относятся к монастырскому Уставу – это идеальная норма; миряне могут получить послабление питания в пост у священника в зависимости от конкретных условий жизни и здоровья».
(Источник: Древо. Открытая (сетевая) православная энциклопедия).

В день зимнего солнцестояния, в день Анфисы Рукодельницы, Анфисы в Риме не следовало усердствовать в работе (световой день короткий, чтобы всё успеть сделать по хозяйству и дому). В этот день не разрешалось начинать новые дела, совершать крупные покупки, заключать денежные сделки и договоры, принимать важные решения, потому что «утро вечера мудренее».

21 декабря нельзя было открыто гадать, так как все гадания в эту ночь всё равно не сбудутся, а излишнее любопытство и проникновение в тайны этого дня и ночи грозит встречей с нечестью. Наоборот, в этот короткий день и эту долгую ночь следовало освободить свою память, ум и разум от всего лишнего, наносного, старого, плохого, ненужного, мешающего. Следующие дни следовало встретить обновлёнными и начать писать свою судьбу «с чистого листа», чистыми мыслями, помыслами, планами, мечтами.

Главным вещественным элементом дня Анфисы Рукодельницы или Анфисы в Риме был огонь – огонь лучины, огонь свечи, огонь лампады, огонь в печи, свет лампы, освещение в доме, освещение нарядной ёлки. В этот день с горящей ароматной восковой свечой освящали (освещали) каждый уголок, все полки, шкафы, ящики, чуланы, каморки и комнаты в доме, чтобы огонь сжёг тяжкую атмосферу прошлого, паутину, пыль, запахи прошлого. На заднем дворе в кострах сжигали весь ненужных хлам и мусор, сжигали то, от чего нужно было избавиться или очиститься. (Почему в кострах, а не в печи? Чтобы на осквернить печь нечистым духом и дымом…).

Если кто-то из вас упрекнёт автора в том, что он не согласует стародавние обряды русского народа в день зимнего солнцестояния с памятью мученицы Анфисы, сожжённой на костре в Риме, то я отвечу так: «Не спешите судить, да не судимы будете. Вся религиозная история любой церкви – это легендарная история, религиозная мифология, религиозная идеология, основанная на фактах, часто изменённых, придуманных, сочинённых». Сколько было этих костров, на которых гибло множество разных людей по разным поводам?».

В этот день Анфисы Рукодельницы следовало заниматься рукоделием: печь пироги и пряники с «вензелями» (украшениями), делать гирлянды и ёлочный игрушки для украшения дома и новогодней ёлки, заниматься праздничной уборкой и украшением жилища, заботиться о домашних животных, веселиться, радоваться, играть и заниматься с детьми, общаться с родными и близкими людьми.

Гадать в этот день не рекомендовалось, а вот письменно признаваться в чём-то греховном и выражать пожелания новому солнышку (Новому году) приветствовалось. Причём свои признания в чём-то плохом, нехорошем, стыдном или покаяния следовало тут же сжечь на огне свечи, пепел растолочь в труху и затоптать глубоко в снег, чтобы избавиться от грехов. Пожелания на следующий год (записочки, письма) тоже следовало сжечь на огне свечи, но пепел следовало аккуратно сберечь, вынести на крыльцо (балкон, в открытое окно или форточку) и отдать ветру, (подкинуть в воздух) так, чтобы пепел взвился в небо, полетел и легко лёг на снег. В первом и во втором случае желание-пожелание обязательно сбудется…

Самое главное занятие в день Анфисы Рукодельницы – это изготовление самодельных новогодних подарков и гостинцев всем своим детям, родным, близким, любимым и дорогим людям и друзьям. Чаще всего в этот день дарили друг другу подарки-обереги, некие памятные или значимые символические вещи, вещицы, предметы, изделия, наделённые духовной силой ваших искренних добрых пожеланий. В наше время этими подарками-оберегами могут быть: СМС сообщения; письма (в том числе по электронной почте); поздравительные открытки (картинки, GIF-анимация); фотографии на память; письменные признания в любви и дружбе»; просьбы прощения и новогодние пожелания (молитвы, заговоры, стихи-поздравления). Кстати, смотрите выше календарь дней зимнего солнцестояния, предновогодние сообщения, пожелания, подарки и гостинцы можно посылать с 22 по 24 декабря 2022 года…

Занимаясь предпраздничным рукоделием в день Анфисы Рукодельницы, следовало это делать в одиночку. Во-первых, подарки и гостинцы должны быть сюрпризом. Во-вторых, откровения в этот день должны были быть искренними, значит, интимными, личными. В-третьих, любой личный секрет, тайна и пожелание на будущее боится сглаза, риска быть подсмотренным, раскрытым, значит, не только нарушенным, но и разрушенным. Всё, особенно желаемое и мечтаемое, должно быть в своё время, в своём месте и в первозданном виде, как открытие, как озарение, как дар судьбы. Вот почему на Руси говорили: «На Анфису девка шьёт, но лишний глаз при том шитье – на сглаз».

Работая с иглами, спицами, шитьём и вышиванием, девушки и женщины повязывали себе на запястье шерстяную или шёлковую красную нить – сильнейших языческий защитный оберег. О символическом значении и истории этого оберега в дальнейших публикациях автора…

Кстати о язычестве. В древности день зимнего солнцестояния на Руси назывался ещё «Днём Коляды» - языческого обожествленного обрядового праздника в честь нарождения молодого зимнего солнца в эту самую ночь зимнего солнцестояния или солнцеворота, в самую долгую ночь года. Об этом обрядовом пра- пра- славянском языческом празднике и божестве тоже в последующих публикациях…

21 декабря (8 декабря по с.с.) в языческой деревенской Руси ряженые люди и дети ходили от двора к двору и пели колядки – обрядовые песни, славя хозяев дома и суля им богатство, поддерживая в них веру в победу добрых сил над злыми. В этот день молодёжь и взрослые водили хороводы вокруг да около сжигаемых старых пней, костров из всякого горючего хлама, славили радостными, обязательно звонкоголосыми песнями и игривыми лихими плясками уходящее старое солнце и нарождающееся солнце – Дажьбога, Даждьбога, бога Коляду, бога Ра, бога радости, счастья, жизни, света, тепла. Кстати, ряженые – это те, кто под видом «нечисти» шалили, хулиганили, обижали и обирали в поздний вечер этого дня прохожих, отбирали у них то, что не смогли собрать во время дневных колядок…

День Анфисы Рукодельницы, мученицы Анфисы в Риме, день зимнего солнцестояния (солнцеворота), день Коляды имел свои табу (запреты). В этот день строго запрещалось сквернословие, ругань, оскорбления, потому что в этот день и ночь таких негодников обязательно настигнет кара – болезнь, безденежье, одиночество, безучастие и месть судьбы (ярмо кармы, муки совести). В этот день запрещалось:
- отказывать в помощи кому бы то ни было, даже нищим, ряженым, негодникам;
- ходить по улицам или дома в неприглядном и неопрятном виде, в грязной или старой одежде и обуви, чтобы не перенести на новый год «старьё»;
- громко говорить, ругаться, орать, кричать и даже смеяться, потому что все эти шумы могли привлечь нечестивые злые силы, навлечь беду, порчу, несчастье на дом или семью. Вот почему колядки (сбор гостинцев по дворам), ещё называли «откупом нечистой силе» (ряженым).

В день зимнего солнцестояния, естественно и закономерно, следили за погодой, примечали изменения: если в этот день была вьюга, мели метели или шёл густой снег, значит, лето будет дождливым; если погода была тихая, сухая и морозная, то зима тоже будет такой же тихой, спокойной, незлобивой; если в этот день домовые пауки активно плели свою паутину, значит, скоро будут холода и морозы; если синицы или голуби залетали под крыши и там прятались, значит, скоро начнутся метели.

В день Анфисы Рукодельницы, мученицы Анфисы в Риме, день зимнего солнцестояния (солнцеворота) именины отмечают: Кирилл и Анфиса. Рождённые в этот день наделены особой жизненной силой: они никогда не уступают давлению на них, не проявляют слабости своего характера, не подчиняются никому, кроме своего разума и своим убеждениям. Однако, если это требуют принципы их жизни, убеждения или характер, то они готовы на самопожертвование. Хотя, таковы все люди. Только в разной мере и степени…


Рецензии