День святого Амвросия

«Амвросий праздники отбросил»,
Взялся за гуж, хотя был он не дюж.
Зима пришла, запирай ворота.

20 декабря (7 декабря) в народе отмечается день святого Амвросия, епископа Медиоланского (397); преподобного Нила Столобенского (1554); преподобного Антония Сийского, иеромонаха (1556); преподобного Иоанна, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII в.); преподобномученика Афинодора Месопотамского (ок. 304); преподобного Павла Послушливого (Повинника); мученицы Филофеи Румынской (1060); преподобномучеников Сергия (Гальковского), иеромонаха, Андроника (Барсукова), иеродиакона (1917); священномученика Антония Попова, пресвитера (1918); священномучеников Сергия Голощапова, Михаила Успенского, Сергия Успенского, пресвитеров, Никифора Литвинова, диакона; преподобномучеников Галактиона (Урбановича-Новикова) и Гурия (Самойлова), иеромонахов, мученика Иоанна Демидова (1937); священномучеников Петра Крестова и Василия Мирожина, пресвитеров (1941), а также день Иконы Божией Матери: Владимирская (Селигерская) (1554).

Из всех перечисленных дней памяти в народе отмечается сдвоенный (традиционный и церковный) день святого Амвросия (Амбросия), епископа Медиоланского, потому что он завершает зимние «николины праздники» (20 декабря по н.с.), дни празднования святого Николая Чудотворца – Николы Зимника), и открывает будни (7 декабря по с.с.) настоящей полномерной и полноценной «трудовой» зимы. Новый год в Древней Руси праздновали весной и осенью…

Согласно «Парижскому словарю московитов» XVI века новогодний праздник «Первый день во году» начинался с 1 марта по юлианскому календарю, а оканчивался 28 февраля (или 29 февраля в високосные годы). С 7000 года от Сотворения мира или с 1492 года от Р.Х. каждый новый год в России начинался с 1 сентября. Русский император Пётр I Великий повелел, начиная с 1700 года от Рождества Христова (то есть по григорианскому календарю, по новому стилю), новый год праздновать ежегодно 1 января по тому же самому юлианскому календарю (по старому стилю). Вот почему даты автором указываются по н.с. и по с.с. Разница между старым и новым стилями составляет для XVIII века 11 суток, для XIX века — 12 суток и для XX века — 13 суток. Дни недели в обоих календарях совпадают, и поэтому при переходе от одного из них к другому, день недели сохраняется. К середине XX века григорианским календарем пользовались практически все страны мира.

Святой Амвросий (греч. – принадлежащий бессмертным, божественный; амброзия -  «пища богов», нектар, «напиток богов», дающий богам юность и бессмертие) родился в 340 году в богатой и знатной римской семье. Он получил отличное юридическое образование, отличался своими умственными и деловыми способностями, и в 370 году (в 30 лет от роду) занял высокую должность консульского префекта (правителя) двух римской провинций – Лигурии и Эмилии.

В 374 году между православными священниками и арианами (последователями ереси Ария) велся ожесточённый сор и в Медиолане (современный Милан), главном городе Лигурии, проходили выборы епископа. Префект Амвросий явился в храм, чтобы навести порядок между спорщиками и вдруг, якобы, детский голос произнёс: «Амвросий – епископ!». Император Валентин и народ увидели в этом возгласе «глас Божий» и так Амвросий принял святое Крещение, в течение восьми дней прошёл все церковные степени и был посвящён в епископа Медиоланского.

Став епископом Амвросий раздал бедным всё своё имущество, тщательно изучил Священное Писание и творения отцов Восточной Церкви, и только после этого стал исполнять обязанности епископа. Он боролся против арианской ереси, которой покровительствовала императрица Юстина и, в память о победе, написал гимн «Тебе Бога хвалим». «По настоянию святого Амвросия из императорского титула было вычеркнуто языческое звание «верховного священника» (pontifex maximus); жрецы и идольские капища были лишены казённого содержания; был погашен священный огонь весталок и вынесена из сената статуя Ники – богини Победы».

В своем епископском богослужении святой Амвросий показал себя образцом пастырской твёрдости, справедливости и учёности. Его слушались римские императоры и соглашались с его логикой, доводами и аргументами. В 387 году под воздействием проповедей Амвросия уверовал и принял Святое Крещение блаженный Августин, ставший потом епископом и величайшим богословом Западной Церкви.

В 397 году, на 57 году жизни, святой Амвросий, епископ Медиоланский, спокойно скончался, заслужив славу и почитание величайших богословов и отцов Церкви. Кстати, Амвросий преобразовал церковное пение; ввёл размерный такт, правильные ритмы и разнообразные мелодии в пении. Амвросий сам написал около 30 гимнов.
(Более подробно в «Житии святого отца нашего Амвросия, епископа Медиоланского» в изложении святителя Димитрия Ростовского).

Кондак святителю Амвросию, епископу Медиоланскому, глас 3
Боже;ственными догма;ты облиста;я,
помрачи;л еси; Ариеву пре;лесть,
священнотаи;нниче и па;стырю Амвро;сие,
чудоде;йствуя же си;лою Ду;ха,
стра;сти разли;чныя я;ве исцели;л еси;, о;тче преподо;бне,
Христа; Бо;га моли; спасти;ся душа;м на;шим.
Перевод: Божественными учениями сияя, угасил ты Ариево заблуждение, священнотаинник и пастырь Амвросий, совершая же чудеса силой Духа, различные болезни истинно исцелил ты, отче преподобный, Христа Бога моли о спасении душ наших.

Со дня Амвросия народ начинал готовиться к празднованию православного Рождества; посиделки и братчины не проводились вплоть до 6 января; строго соблюдался Рождественский пост (собирались и запасались продуктами).

Девушки в день святого Амвросия шили и украшали себе наряды на будущее – на праздники, на смотрины, на гуляния и т.д. При этом девицы-молодицы) приговаривали молитву-заклинание: «Наперёд стёжки – Богу молись, наперёд шитья – Бога славь». Незамужние девушки (девки) тоже шили себе наряды на свадьбу, вышивали рушники, фартуки, платки, скатерти, постельное бельё – готовили себе приданое. Женщины (бабы) в этот день занимались бытовыми делами, хозяйством, воспитанием детей.
Повсеместно в домах убирались, наводили порядок в вещах и делах, стирали, меняли занавески на окнах, выносили бельё и одежду на мороз, проверяли зимние заготовки — перебирали подпорченные овощи и соленья, а также чистили в хлеву, убирали в птичнике. На Амвросимов день было принято мыться в бане, чтобы очиститься от всего наносного, плохого, лишнего.

«В день святого Амвросия самая старшая женщина в семье (бабушка) надевала на себя вывернутый кожух и рукавицы, и в этой одежде пекла особенный хлеб, в который клала мак, чеснок и разные травы. В середину хлеба она втыкала стебелек овса, рядом ставила в одной чашке мёд, а в другой — святую воду. Этот хлеб обвязывался жгутом конопли. Считалось, что таким обрядом можно привлечь в дом благополучие, а к земле — плодовитость. Мужики в этот день забивали свиней и кур. Готовили в коптильне мясо, делали окорока и колбасы, солили сало. Всё это было подготовкой к Рождеству».

На Амвросимов день следили за погодой: если падал мокрый снег, то лето будет дождливым; если снег лёгкий и сухой, то будет засуха летом; если солнце окружено туманом, значит, будет сильная метель; если солнце за облака прячется, то жди снегопада; если собаки валяются в снегу, то это они обещают метель, а если кошка пьёт много молока или воды, то это она готовится к холодам.

В Амвросимов день девушкам принято было усиленно думать о суженом-ряженом, о будущем супруге, а если при этом она что-то вяжет или шьёт, то это значит, что она его мысленно привязывает или пришивает к себе. Вот почему ровные, аккуратные и красивые стежки или петельки ровно, аккуратно и красиво сошьют будущую встречу с милым, сошьют воедино с ним общую судьбу – одежду мира и лада в семье.

В день святого Амвросия нельзя было девушкам мыть голову, чтобы не вымыть из головы праведные мысли, чтобы не быть весь год без образа милого в голове, не быть одинокой. Если у девушки уже был парень, суженый-ряженый, то ей нельзя было в этот день расчёсывать свои волосы, чтобы не рядиться, не ссориться и не расставаться с ним, а наоборот, полагалось заплести заранее волосы в тугую косу.

Вечер дня святого Амвросия старались провести дома, в кругу семьи, за поучительными и интересными беседами, учением, чтением жития святых и Священного писания. В этот день и вечер, как правило, собирались за столом все родные и близкие, обсуждали дела, новости, участие в предстоящем празднике Рождества. Считалось, чем больше в этот день и вечер соберётся родных, тем счастливее будет будущий год. При этом застолье на Амвросимов день было постным, простым и деловым.

Нельзя было в Амвросимов день стирать одежду новорождённых (кроме пелёнок) и пожилых (стариков), чтобы к мокрому белью и одежде, вывешенной на дворе, не прилипла всякая нечисть. Постиранные вещи и бельё сушили в доме, у печки. Новорождённым и старикам строго-настрого было запрещено в этот день надевать постиранное бельё и одежду.

Также 20 декабря в день святого Амвросия нельзя было громко кричать, орать, петь и смеяться, чтобы не навлечь на себя осуждение соседей, гнев и справедливое возмездие святого Амвросия. Однако грустить, печалиться или плакать в этот день, тоже было запрещено, «иначе потом целых 40 дней придётся горевать». В Амвросиев день было принято вести себя достойно, сдержанно, разумно, спокойно, с выдержкой.
В день святого Амвросия не дарили друг другу подарки или гостинцы, потому что вещи и предметы могли быть «заговорёнными», с «порчей», лишними или малозначительными; «не ко дню и не к месту». При этом одаривать друг друга добрым словом, было принято и приветствовалось. Детям вообще запрещалось что-либо брать или угощаться от чужих людей.

«Люди, рожденные 20 декабря: «добры и умеют расположить к себе людей, благодаря природному дару обаяния и очарования. Они ранимы и порой слишком чувствительны, потому что яркие личности, которые любят находиться в центре внимания. При этом они не страдают от мании величия. Работая среди людей, они всегда придут на помощь и поддержат в трудную минуту, потому что они – настоящие идеалисты и гуманисты. Если такому человеку понравилось какое-то дело или профессия, то он посвятит им всего себя. Ради достижения цели он готов самоотверженно трудиться, не покладая рук, потому что люди, рождённые 20 декабря, как правило, вырастают с врождёнными высокими моральными ценностями, хорошо развитой фантазией и стремлением к благородным идеалам. При этом они, как правило, бывают излишне экстравагантны и потакают своим прихотям, самоуверенны, предприимчивы, настроены на достижение справедливого успеха во всём».

20 декабря отмечают именины: Антон - «вступающий в бой», «противостоящий»; Василий - «царский», «царственный»; Галактион - «молочный»; Григорий – «бодрствующий», «не спящий»; Иван - «Яхве (Бог) смилостивился, помиловал», «Благодать Божия»; Игнатий – «огненный»; Лев - «Лев», «царь зверей»; Михаил - «кто как Бог»; Павел - «маленький»; Пётр - «скала», «каменная глыба»; Сергей - «высокий», «ясный»; Амвросий – «принадлежащий бессмертным», «божественный».
(Базой данных для этого сообщения являются различные книжные и сетевые источники: официальные энциклопедии, календари, справочники, книги авторитетных авторов, в том числе исследования автора).


Рецензии