Белые снегири - 51 -5-

5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ

Теяра ВЕЛИМЕТОВА
(г. Видное, Московской обл.)
Член Союза писателей России.


ЛЕГЕНДА О РОЗЕ

    Когда-то в Древнем Риме, недалеко от одного небольшого озера, стояла одинокая хижина бедного охотника. У него был особый нюх, он знал повадки зверя и мог убить любого хищника. Его с детства приучил к этому промыслу покойный отец. У охотника была красавица - жена и двое детей: десятилетний сын Ром и трёхлетняя дочь Роза. Дочь была неизлечимо больна. Она не могла ходить, разговаривала очень плохо, её надо было кормить. Бедные родители не знали, что делать.
Знахарка сказала, что её надо постоянно поить настоем шиповника.
    Глава семейства охотился на диких зверей и птиц, особенно на белых гусей, которых было тогда на озере в изобилии, а их пух пользовался большим спросом у императорского двора. Он стал собирать плоды шиповника впрок, чтобы их хватило до следующего урожая. Действительно, девочка стала крепнуть, то ли от отваров, то ли от возраста, но она уже пыталась ходить с помощью родителей вокруг хижины.
    Время от времени к ним приезжал мытарь (сборщик налогов) императора с двумя легионерами и повозкой, запряженной двумя лошадьми. Они забирали туши и шкуры убитого зверя, белый пух и дичь. Императорские поданные относились к охотнику хорошо и называли его Орионом, в честь созвездия охотника Ориона. Один из легионеров подарил ему маленького щенка из породы молоссов, похожего на современную овчарку. И Роза так полюбила щенка, что опытный ловец не стал приучать животное к охоте.
    Однажды весной, когда Орион вышел на свой промысел, он заметил цветущий шиповник. Он осторожно нарвал несколько веточек с цветками и принёс домой. Жена поставила их в глиняную вазу с водой, а Роза не могла глаз оторвать от этих нежно-бледных лепестков. Но через два дня они опали.
    В другой раз охотник заметил, что цветки одного шиповника отличаются от других. Теперь он принёс любимой дочери ветки с красными лепестками. Отец взял Рома с собой, и вместо охоты они выкопали много черенков этого колючего кустарника с разными оттенками цветов, начиная от белого и до красного, и посадили их вокруг хижины.
    Прошло пять лет. Вокруг жилища, где жила Роза, выросли кусты шиповника нескольких видов. Короток был век цветения этих растений, хотя полезные свойства его ягоды сохраняли очень долго. Ни знахарка, ни учёные мужья того времени, а тем более простой люд не знали, что такое витамин С, но все чувствовали пользу этого колючего кустарника.
    Щенок вырос настоящей доброй овчаркой. Не было границ любви между ним и девочкой. Роза целыми днями сидела в самодельной деревянной коляске. Мать застелила её шкурами лани и пуховыми подушками.
    Ром стал помогать матери по хозяйству, выделывал шкуры убитых животных. Всё свободное время юноша ухаживал за шиповником, окучивал землю вокруг кустарника, рассаживал молодые побеги. Любимым занятием его было нести сестру на руках к озеру, чтобы она могла наслаждаться его великолепным пейзажем. Девочка стала необычайно красивой, у неё были выразительные синие глаза, а бледное лицо только подчёркивало её красоту.
    Каждый день мать заплетала её роскошные длинные светлые волосы в косы. Роза могла говорить лишь несколько фраз. Но красавица всё понимала и часто смотрела на небо. Она, наверное, думала, когда же покинет этот мир и полетит звёздочкой в какое-нибудь созвездие. Но какой красивый след оставит на этой грешной земле, она не могла знать...
    Снова пришла весна. Ром стал думать, как сделать, чтобы цветки этого очень полезного растения стояли долго, и сестра могла наслаждаться ими как можно дольше. Ему подсказали, что из дикой яблони путем прививки выращивают садовую. Юноша решил попробовать поступить так же и с шиповником. Вскоре стало заметно, что шиповник превращается в цветочные кусты. Он перестал плодоносить. Но зато цветы его становились всё краше, приобретая разные оттенки, и они стояли и цвели до глубокой осени.
    Рому уже исполнилось 22 года, а Розе 15 лет. Девочка всё слабела и слабела. Родные не знали, что делать. Знахарка твердила, что благодаря лекарственному отвару шиповника девочка смогла прожить столько лет.
    Как бы ни было, но силы покидали её. Дни были сочтены. Овчарка тоже стала старой, мало ела, косточки не могла грызть. Она целыми днями сидела возле больной хозяйки, тихо скулила, а по ночам сидела возле хижины и смотрела в ночное небо Италии и выла тихими плачущими звуками. Она чувствовала приближение смерти своей любимицы.
    Роза умерла ночью во сне. Собака поняла, как невыносимо чувство горя, и стала лаять из последних сил. Четвероногая преданная подруга тоже умерла на третьи сутки.
    Шиповник в тот год перестал плодоносить, и все кусты превратились в цветочные растения, но шипы остались.
    В разгар лета, как обычно, явились мытарь и два легионера, чтобы забрать всё то, что припас Орион. Ром выкопал несколько цветущих кустов прекрасного растения, поставил их в широкую глиняную вазу, наполненную землёй, и попросил мытаря подарить их дочери императора, которой тоже исполнилось 15 лет.
    -- А как называются эти великолепные цветы? Я их передам дочери Его Величества.
    Охотник не знал, что ответить, вместо него Ром сказал:
    -- Роза!
    Прошло немного времени, и раньше назначенного срока явился тот самый мытарь с охраной и повозкой, наполненной пустыми глиняными вазами. На этот раз они приехали по другому случаю. Единственной дочери императора очень понравились неизвестные цветы с необычным ароматом и нежными лепестками под названием Роза. Когда ей рассказали, как розы появились на свет, принцесса захотела посадить в саду розовые кусты. А Рома приглашала к себе садовником.
Сын простился с родителями, выкопал отростки разных видов роз, поставил их в вазы, присыпав землёй, и уехал к императору во дворец.
    Прошло время. Ром уже был женат, у него родились пятеро дочерей, очень похожие на покойную тётю Розу. И дочь императора вышла замуж. Но она по-прежнему, как и Ром, любила розы и дружила с семьёй садовника. А он трудился целыми днями и выводил новые сорта роз.
    Слава о великолепных цветах, растущих в Римской империи, пошла по всей Европе и Азии. И все правители разных стран хотели иметь у себя в садах и оранжереях кусты роз.
Светские барышни украшали свои прически бутонами, восточные парфюмеры стали делать из них эфирные масла. И в каждом доме знатного римлянина, грека или восточного купца, не говоря уже о персидских царских садах, обязательным украшением двора или жилища стали розы.
    Всех дочерей Рома император сам лично отдал в жёны богатым и знатным вельможам, вместо приданого красавицы получали целую повозку роз в глиняных горшках. Каждая дочь Рома, став женой именитого человека, старалась у себя разбить сад с розами, чтобы он благоухал нежным ароматом самых популярных сейчас во всем мире цветов.
    А что же случилось с розами, растущими возле хижины Ориона? Охотник с женой уже давно ушли в мир иной. После отъезда Рома, никто за ними не ухаживал. Великолепные кусты цветов без ухода человека одичали. Хижина развалилась, её окутали со всех сторон колючие заросли шиповника, которые когда-то были розами.


6. РОМАН В ЖУРНАЛЕ

Теяра ВЕЛИМЕТОВА
(г. Видное, Московской обл.)
Член Союза писателей России.

ДОЛГАЯ ЛЮБОВЬ МОЯ
(Продолжение. Начало в ном. 42-50).

ГЛАВА 10. ВМЕСТЕ!

    Я от тяжких снов проснусь,
    Я вернусь к тебе вернусь.
    Сквозь огни и грозы,
    Сквозь тепло и слёзы
    Я вернусь к тебе, вернусь.
                "Элегия"
               Муз. М. Магомаева,
           Сл. Н. Добронравова.

  Набережная, Приморский бульвар. 6 июля, пятница. Полдень, невыносимая жара. Муслим в светлом льняном костюме: пиджак с накладными карманами и тонким воротничком, с перламутровыми пуговицами цвета кофе с молоком. Он стоит у той самой мраморной плиты, где два года назад впервые поцеловал Тамару. Он ощущает себя бесконечно одиноким принцем из той знакомой сказки, где у героя есть всё, но он потерял свою принцессу... Он старается забыть её, но не получается. К тому же у неё сегодня день рождения... И он хочет упасть к её ногам и просить прощения. Как в сказке, он идёт к своей "крестной", которая обязательно найдет выход. Но обо всем по порядку...
    Магомаев покупает гвоздики и идёт на работу к Зарифе Азизовне в Медицинский институт. Алиева у себя в кабинете одна, по виду Муслима она всё поняла:
    -- Понимаешь мой мальчик, мы, женщины приспосабливаемся к изменившейся ситуации и можем жить без второй половинки. А мужчине трудно без женщины, особенно без любимой. Подумай об этом!
    -- Она сейчас в Казани, на гастролях, и у нее день рождения -- отвечает Муслим.
    -- Ты хочешь быть рядом с ней сегодня? -- спрашивает Алиева.
    -- Да...-- коротко, виновато, опустив голову, как провинившийся мальчик, отвечает Муслим .
    -- Хорошо, что-нибудь придумаем, иди пока на улицу, подыми.
    Муслим выходит на улицу, мужчины здороваются с ним рукопожатием, женщины улыбаются: "Здравствуйте!", "Добро пожаловать к нам в институт!", или "Поставьте, пожалуйста, ваш автограф!"...
    Зарифа Азизовна звонит мужу на работу. Супруга беспокоила его только в крайних случаях.
    Гейдар Алиевич у себя в кабинете. Идёт заседание. Алиев объявляет перерыв на 20 минут.
    Через 15 минут Муслим целует Зарифу Азизовну и выбегает из кабинета. А та в очередной раз наливает из графина в стакан воду, выходит и выливает ему вслед эту чистую прозрачную жидкость на пыльный порог института. Чтобы дорога была лёгкой...
    В Баку уже ходят слухи, что Муслим мирится с Тамарой. А Муслим пока сам не знает, что произойдёт. В ближайшем магазине он покупает огромную корзину гвоздик, берет такси и едет на военный аэродром, где его ждёт вертолёт. Винтокрылая машина берет курс на Казань.
    ... Директор Казанского Драматического театра Александр  Яковлевич Славутский доволен, как никогда: все билеты распроданы, наконец он сядет в главную ложу и спокойно прослушает "Царскую невесту". Он даёт распоряжения и уже готов идти в зал, но тут секретарша сообщает:
    -- На проводе милиция!
    Начальник РОВД города Казани объясняет Славутскому, что военным вертолетом прибывает какой-то высокопоставленный чин, но инкогнито. На время спектакля надо без шума и паники посадить его в царскую ложу. Этот высокопоставленный чин -- высокого роста, брюнет в светлом костюме.
    Александр Яковлевич даёт распоряжение охране ждать у входа и проводить высокого гостя к нему в кабинет. Секретарша накрывает на стол прямо в кабинете директора, изысканно со вкусом: коньяк и прочие деликатесы -- и прикрывает всё это салфеткой.
    Артисты великолепно сыграли, антракт, высокого гражданина всё нет.
    -- Тамара, ты слышала, что-то случилось в театре? -- спрашивает "одна из невест Ивана Грозного", -- Едет, прямо как у Гоголя, инкогнито какой-то высокий брюнет из органов госбезопасности.
    -- Нет, ничего не слышала, успокойся, мы ничего не натворили, -- отвечает Тамара, а у самой мелькнула молниеносно мысль: "Высокий! Брюнет!.. Нет! Нет! Мне мерещится. Ну всё, хватит, пора на сцену!" -- так мысленно успокаивала себя Тамара.
    Началось второе отделение оперы. Милицейская патрульная машина мчится через всю Казань с сиреной. Она останавливается у входа в театр, и оттуда выходит высокий мужчина в светлом костюме с огромной корзиной гвоздик. Из-за гвоздик не видно, кто это. Его встречают. Один из охранников берёт корзину у этого "высокопоставленного чина из органов госбезопасности" и говорит:
    -- Добро пожаловать к нам в театр! -- и приходит в изумление, узнав, кто перед ним. Помощница директора провожает Муслима в кабинет. Все женщины толпой идут за ним. Александр Яковлевич всплеснул руками, обнял Магомаева, и трижды, по русскому обычаю, поцеловал его:
    -- Ну и напугал ты меня! Пойдём скорее -- дослушаем оперу, будешь любоваться Любашей. Дай только выпью глоток коньячка!
    -- Мне тоже налейте немного для храбрости, -- говорит Муслим.
    В коридоре тихо рыдает старая билетерша. Николай, молодой сотрудник театра, держит огромную корзину гвоздик и не знает, что с ней делать.
    -- Коля! Ты что стоишь, неси корзину в зал, в конце представления вручишь, кому надо, понял?
    Александр Яковлевич и Муслим тихо усаживаются в царской ложе.
    Муслим снова любуется Тамарой, исполняющей на сцене роль Любаши... Вот и конец спектакля. Все артисты выходят на поклон к зрителям. Николай выносит огромную корзину гвоздик на сцену и ставит у ног Любаши. Осветитель направляет луч прожектора на Муслима Магомаева. Весь зрительный зал смотрит в его сторону.
    Все 600 человек, как по команде, аплодируют.
    Любаша убегает со сцены в гримерную. Александр Яковлевич ведёт Муслима к Тамаре.
"Иван Грозный" стоит за дверями гримерной и никого туда не пускает. Муслим, впервые в жизни, падает на гримерный пол на колени -- к ногам любимой женщины. "Иван Грозный" стучится:
    -- Всё! Хватит миловаться! Народ требует царя и его свиту!
    Эмоции у всех зашкаливают, никто не равнодушен к происходящему. Наш советский принц вновь обретает свою принцессу! Через несколько минут они выходят из гримерной самые счастливые во всей Вселенной. У Муслима покрасневшие уши и грязные брюки, у Тамары -- заплаканное лицо. Директор доволен. А артисты? Женщины не сдерживают эмоции, кто смеётся, а кто плачет.
    Никто из зала не уходит, все ждут и стоя аплодируют: "Браво! Магомаева на сцену!".
    Муслим берёт за руку заплаканную "Любашу", выходит в зал, а за ними "Иван Грозный" со своей свитой.
    -- "Мелодия"! "Мелодия"! Спойте, спойте, пожалуйста! -- кричат из зала.
    На сцену, в царские палаты выносят рояль, артисты уходят, Александр Яковлевич сажает Тамару на царский трон. Муслим не растерялся и обращается к залу:
    -- Дорогие наши зрители! Разрешите мне от вашего лица и лица всех артистов нашей страны, которые служат искусству и знают, что такое сцена, поздравить заслуженную артистку республики Тамару Ильиничну Синявскую с днём рождения и спеть не только в её честь, но и для всех вас любимую песню всех женщин -- "Мелодию".
    Шквал аплодисментов.
    -- Поздравляем! Поздравляем! Поздравляем!
    Муслим садится за рояль и, аккомпанируя себе, поёт как никогда, впервые не заметив испачканные на коленях белые брюки.
    ... Муслим и Тамара опять вместе. Как два неразлучных голубка, иногда они разлетаются по своим гастролям, а потом -- снова вместе. Не только друзья, начиная от семьи Алиевых, желают им счастья, но и вся страна, миллионы поклонниц. Муслим больше не устраивает неудачных розыгрышей, хотя по-прежнему не отказывается от больших застолий в 40-50 человек, не говоря уже о своем дне рождения, который отмечает 17 августа на даче у Алиевых.
    Только и на этот раз Тамары нет рядом, она на гастролях. Но Муслим ведёт себя молодцом. Да и в Москве у него больше нет желания кого-то разыгрывать. Всё в меру. Слишком дорогой ценой досталось ему счастье, оно необходимо ему, как воздух, как вода и солнце. Если Тамара в Москве, то каждый день она утопает в цветах -- на сцене или дома.
    Только не будем писать о тех, которые ломают голову, на сколько этой паре хватит терпения и когда они разойдутся.
    Тамара снова сияет, как солнышко, которое вышло из-за тучки после грозы, и нередко сама себе задаёт вопрос: а что дальше? Кто я для него? Так называемая "гражданская жена". Неопределённость её по-прежнему мучает. О женитьбе Муслим молчит, никак не переступит через своё решение -- "никогда не жениться". "Упертый татарин, -- как сказал однажды Иосиф Кобзон, -- женитьбы боится, как огня, который его однажды обжёг ".
    Муслим по-прежнему на вершине славы, на его концерты невозможно попасть, но главное -- он любит и любим. Его невольно сравнивают с великим Марио Ланца, перед творчеством которого он преклонялся. Без сомнения, создавая книгу об этом удивительном певце, Магомаев передавал и свои ощущения, мысли и чувства.
    "Многие вспоминали, что каждое выступление Марио Ланца было, словно в последний раз. Выход на сцену он считал единственным шансом излить публике свою душу. Это был мудрый инстинкт большого артиста... У славы есть и светлые стороны: естественная любовь к кумиру, благодарность за чудесный талант... Вздыбившаяся, как штормовое море, толпа подкатывала к сцене, в упор рассматривала любимца публики, расстреливала жадными глазами. Самые отчаянные и нетерпеливые поджидали его за кулисами, ловили в фойе, у входов и выходов, явных и тайных... Каждому хотелось дотронуться до "бесподобного Марио", обратить на себя внимание, взять автограф...
    Слава -- это и потоки писем в адрес кумира...
    И всё-таки это бремя ещё было посильным для Ланца, человека жизнелюбивого и стойкого к житейским всплескам. Надо принять во внимание его ещё крепкий организм, живую реакцию на происходящее, темперамент, мгновенную отзывчивость сердца. С улыбкой, скрытой, а то и откровенной гордостью относился он к своей популярности. Что же, Марио сам всего добился, пусть радуется не только он, но и близкие, друзья -- свидетели его восхождения ". ( Из книги Муслима Магомаева "Великий Ланца")
    Муслим отлично понимает, что не только Тамара ждёт, когда он сделает ей предложение. Все, кто его любит и ценит, подталкивают нашего героя на этот шаг. "Не дети же вы, вам не 18 лет, пора жениться!" -- так или иначе твердят все. И утверждают, что семейная жизнь, свой тёплый очаг так кстати для большого артиста. Здесь, в своём фамильном замке, он сможет укрыться в любую погоду, от любого настроения, от шумного успеха или очередной депрессии наедине с той, которая любит его просто так, а не за какие-то заслуги, и окружит вниманием и заботой, даст отдохнуть и  набраться сил, чтобы идти дальше, чтобы его ни ждало впереди: взлеты или падения, боль или радость...
    Магомаев всё это понимает и мучается, курит сигарету за сигаретой -- хочет приглушить те душевные раны, которые ведомы только ему. Но у нашего героя не только замка, но даже собственной квартиры нет. Он об этом вообще не думает. А наставления Араза жениться на Синявской, прописаться в Москве и купить кооперативную квартиру в рассрочку Муслим никак не воспринимает. Как и прежде, он не знает счёта деньгам...
    Тамара терпелива к его многолюдным застольям. Заканчивается банкет в честь одного события, начинается встреча по поводу другого... "Ох, этот южный народ, ну и темперамент у него. Как же они искренне любят его, правда, не все, многие просто пользуются его добротой, а он рад стараться... И всё равно, ты -- единственный и неповторимый, ты -- мой и больше ничей! И сердце моё, когда я вижу тебя, стучит так сильно и тревожно и словно сжимается от нежности. Я постараюсь быть терпеливее, хотя не всегда получается...
    Как я жду те мгновения, когда ты освободишься от своей работы, от бесчисленных поклонниц, от друзей. И каждый раз с необъяснимым волнением представляю, как твои руки ласково обнимут меня, и тогда всё во мне встрепенется, и каждое твоё слово становится волшебным, и растревоженная душа улетает в неведомую даль. Ты -- самый прекрасный, и мы принадлежим только друг другу!".


Рецензии