Деревенские времена года. Пасха. Великодень

Пост заканчивается Пасхой - Светлым Христовым Воскресением, главным событием церковного календаря, древнейшим и самым важным христианским праздником, установленным в честь Воскресения Иисуса Христа.
Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. По всей Руси Пасха стала главным христианским праздником в память об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти его на Кресте, чудесном Воскресении.
В зависимости от лунного календаря для конкретного года, праздник приходится на период от 4 апреля до 8 мая. Накануне Пасхи во всех храмах проходят всенощные бдения и крестный ход вокруг церкви. К этому времени в домах готова праздничная выпечка - куличи и выкрашены яйца.
Обычай красить яйца связывали с Марией Магдалиной, которая, узнав о Воскресении Иисуса Христа, пришла к императору Тиберию и подала ему яйцо с возгласом «Христос Воскрес!». Император усомнился в этом: «В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным!». И тут же белое яйцо стало алым. Крашеное яйцо символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и возрождение его к новой жизни. Кулич - символ тела Господня.
Каждая семья, почитавшая праздник Пасхи, имела плетеную корзинку, которую называли пасхальной. В Страстную субботу в эту корзинку собирали продукты и несли в церковь для освящения.
В первый день Пасхи умывались водой, в которую было положено красное пасхальное яйцо, чтобы весь год быть здоровым и красивым. Матери, защищая детей от сглаза, водили красным яйцом, по лицам и ручкам детишек. Пасхальный, тканый с красным рисунком рушник, на котором освящали продукты, не стирали до осени, «пока не прекратятся грозы».
Праздник православной Пасхи продолжался семь дней и назывался Святой неделей или Седьмицей.
Православная Пасха начиналась в полночь с торжественной церковной службы, заутрени и крестного хода вокруг храма.
В Усвятье около сельской церкви разжигались «крестом» семь костров, в которых освящали «новый» огонь. По утру, пепел и угли от костров увязывали в тряпицу, несли домой и прятали под «конек», чтобы оградить дом от молнии и пожара.
Всей деревней на Пасху выходили «на горку» встречать на рассвете восход солнца. Деревенские жители считали, что на Пасху солнце восходит и «танцует»: «восходящее солнце то покажется из-за края небесного, то опять за ним спрячется, то выглянет кверху, то книзу опустится, то заблещет цветами алыми, белыми, лазоревыми, то воссияет во всей славе своей так, что никакому глазу глядеть на него невозможно». Все старались ухватить «игру солнца». Солнце «играло» пять раз в году: на Рождество, Крещение, Благовещение, Пасху, Иоанна Крестителя (Иван Купала). И…если на Пасху встречали рассвет всей деревней, то в другие праздники «игру солнца» пытались поймать подростки и молодежь.
Русский народ был убежден, что на Пасху, открывалось небо,  и было можно попросить у Господа, что хотелось. В Светлую Пасхальную неделю души усопших переходили в «поселения праведных», «обращались» между живыми, «посещали» своих родственников и знакомых, «пили, ели и радовались» вместе с ними.
В деревне пожилые люди мечтали умереть в Пасхальную неделю:  именно в это время ворота в рай не закрывались и их никто не охранял. В течение всей пасхальной недели Христос ходил по земле и каждый умерший в это время человек попадал прямо в рай.
Колокольный звон на Пасху отгонял злых духов и нечистую силу.
Главным событием Пасхи была утренняя трапеза, когда всей семьей разговлялись после строгого Великого поста. На пасхальном столе обязательно были крашеные яйца, куличи и творожная пасха, заранее освящённые в храме.  Яйцо красилось в красные цвета и его оттенки,  а кулич всегда выпекали из дрожжевого теста, высоким и круглым. Сверху кулич украшали изображением креста. Считалось, что если пасхальный хлеб удался, то в семье все будет благополучно. Во время трапезы отец семейства очищал первое пасхальное яйцо, разрезал и наделял им каждого домочадца.
Освящённым в храме яйцам приписывалась особая целительная и плодоносящая сила. Кулич, старший в семье разрезал не вдоль, а поперек, сохраняя верхушку целой, чтобы покрывать ею оставшуюся часть кулича.
С утра после разговления, верующие отправлялись с угощением по домам родственников, соседей и знакомых. Всю пасхальную неделю угощали и одаривали яйцами, пришедших в гости к тёще молодых. Обмениваясь крашеными яйцами, «христосовались», приговаривая: «Христос воскресе!» и в ответ - «Воистину воскресе!».
По старому русскому обычаю в пасхальные дни раздавали ритуальную пищу нищим и странникам «на помин души». В народе говорили, что «от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос в одеждах нищего, бездомного человека, испытывая милосердие и доброту каждого», поэтому в пасхальные дни щедро раздавали милостыню.
На следующий день подростки и молодёжь, празднично одетые, начинали гуляние: выходили на улицу, пели, плясали.  На Пасхальные гуляния девушки и парни надевали лучшие праздничные «одёжи». Нарядные сарафаны, отделанные по подолу атласными лентами; рубахи-поддевы с затейливыми рисунками, вытканными красной нитью по горловине, на рукавах и по низу; красными ленты в налобнике и в косе соперничали с цветными рубахами, отделанными тканой тесьмой с рисунком по горловине, по рукаву; флисовыми «портками», заправленными в начищенные сапоги, кто в кафтане, кто в камзоле, но обязательно в залихватском картузе с цветком. За околицей яркой радугой выводили узоры на зеленых лужайках хороводы девушек, соловьиными трелями звучали праздничные песни. Мужчины и парни соревновались в играх: городки, лапта, бабки. За околицей ставили заранее в каждой деревне качели, потому что пасхальное качание на качелях было обязательно в этот праздник. Молодёжь качалась парами  или на широкую доску усаживались до 12 человек. Качались и пели «качельные песни».
Дети, и взрослые всегда знали о народной забаве «Чье яйцо крепче». Просто так яйцо не разбивали, только соревнуясь, ударяли крашенки друг о друга. Рядом с качелью, и молодёжь, и взрослые играли в крашенки или писанки. Играли в «навбитки»-«битки» - бились яйцами, в «котка» - катали яйца с горки. Катание яиц было связано с верой древних славян в нечисть, «худую силу», демонов. Катая яйца, «деревенские» были уверены, что заставляли злых духов танцевать, падать, опрокидываться, что приносило «тёмному» ужасные страдания, ударяя яйца друг о друга, заставляли злых духов биться лбами. Деревенские жители верили, что досаждая злым духам, они боролись с ними и загоняли их снова в преисподнюю.
Селяне верили в то, что, если каждый житель на Пасху хотя бы раз ударил в колокол, это принесёт счастье и… будет лучше урожай.

Перезвоном полнится Россия
В светлое Христово Воскресение.
Мощная колоколов стихия
Водопадом смоет все сомнения.
Соблюдаем в этот день традиции:
На столе кулич, и крашенки, и пасха.
Предков вспоминаем и родителей
В этом всё отличье души нашей.
И с утра звучит: «Христос Воскресе!»
У России духом мы едины!
И в ответ: «Воистину воскресе!»,
Почитая Дух святой, Отца и Сына!

В летописях и других источниках для обозначения праздника Пасхи встречаются такие названия как: старославянское - Великъ дьнь - в переводе с греческого «великий день», Велии; древне-русское - Великодень, Велик день, Пасха честная, Светлое Воскресенье. 
Продолжением Великодня была Светлая, Красная неделя, длившаяся  до Красной горки. 
Светлая неделя считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни. На деревне проводили обрядовые действия, связанные с заключением браков, в которых, начиная весенне-летние гулянья парней и девушек, «царствовали»: холостая молодёжь и молодожёны,.
Светлая неделя - сплошные развлечения: ездили друг к другу в гости, угощались хорошей «скоромной» едой. Гостили друг у друга родители молодожёнов и обручённых, молодые ходили христосоваться к тестю и тёще.  Праздничное застолье проходило весело, радостно, но одновременно чинно и достойно.
Пасхальный или Великоденский мясоед - дни обильного угощения, так описывался в Домострое: «На столах пребывали: лебеди, потрох лебяжий, жаравли, чапли, утки, тетереви, печенцы курячьи, баранина расольная, пироги с бараниной, ухи курячьи с шафраном, пирог-курник, оладьи, солонина, языки, яйца, заецы на сковородах, заяцы расольные, куры верчёные, жаворонки, потрошек бараний, свинина, ветчина, двойные шти. По постным дням: икра осетриная, севрюжья, стерляжья, капуста, гретая с маслом, грибы горячие, лапша гороховая, уха лещёвая, щучена вялая под взваром, пироги с пшеном, с вязигой и с горошком.
В Петрово говейно: сельди паровые, сухие рыбы, ухи щучьи с шафраном, окуни печеные, пироги с пшеном, с вязигой, да с горошком, да с рыбою».
В Светлую неделю на главной деревенской улице собирались жители: гуляли семьями, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни. Старики сидели на завалинках и вели тихие беседы о житье-бытье.
Вся пасхальная неделя - Светлая Седмица - по церковному календарю почиталась праздничной. Особенно весело гуляла  суббота - «хороводница». В этот же день к вечеру смолкал колокольный звон, сопровождавший всю праздничную неделю.
Однако…до Троицы так и текли «красные денечки».
***


Рецензии