Это не тот Мамай

Это был четвертый класс. Год то ли 1958, то ли 1959. Не помню, было это в начале учебного года или в конце. Да это и неважно.
Шел обычный урок. Поскольку учительница в младших классах одна вела все предметы, то уроки могли переставляться, поэтому, что это был за урок, в памяти не отразилось.
И вот во время урока открывается дверь класса и входит к нам целая делегация женщин. Нам была знакома только одна из них – завуч младших классов. Она иногда приходила к нам на урок, устраивалась на свободной задней парте. В таких случаях обычный рабочий шум в классе стихал и голос учительницы начинал звучать звонко и строго. К доске вызывался кто-то из хороших учеников и он также старался продемонстрировать знания и дисциплину. (Без завуча уроки проходили гораздо более по-домашнему. Учительницу мы любили, и она хорошо относилась ко всем, не выделяя любимчиков.) При входе и при выходе любого представителя учительской, весь класс вставал и садился только по разрешающей реплике «садитесь». Правда, завуч могла позволить себе, войдя в класс, махнуть рукой и сказать «не вставайте». Уходила с урока она, обычно, минут через 15. При этом, перед выходом, она обращалась к стоящему классу с каким-нибудь замечанием в поведении, чистоте класса, чьей-нибудь прически или внешнего вида.
В этот раз с ней были две незнакомые женщины. Тогда мы не очень то обратили на них внимание. Для нас, четвероклассников, самым главным и самым старшим начальником была завуч. Где-то там, совсем высоко, был директор школы. Его мы видели несколько раз в год на собраниях по случаю начала или окончания учебного года или праздника Великой Октябрьской Социалистической Революции. Ну могли, конечно, встретить в коридоре школы на перемене. На нас, малышню, он внимания обращал мало, в отличие от завуча, и замечаний по поведению или внешнему виду не делал.
Сейчас, через десятилетия, понятно, что вошедшие в класс женщины были представитель райкома партии (КПСС – других партий не было) и инспектор из РайОНО (районный отдел народного образования). Завуч нам представила торжественно и серьезно этих дам, но они были нам не знакомы и малоинтересны. После представления гостей завуч сообщила, что они хотят понять, насколько мы разбираемся в политических и экономических вопросах нашей любимой родины – СССР. После этого представления (во всех смыслах) нам разрешили сесть.
Затем одна из двух незнакомых нам женщин что-то нам долго (а может быть, мне так только казалось) рассказывала о каких-то достижениях и решениях. Вероятно, это была все-таки весна 1959 года и нам рассказывали о прошедшем недавно 21 съезде КПСС (это я понимаю сегодня, проверив даты по ГУГЛУ). Тогда же я, как и весь класс, ничего не понимал в этом потоке не понятных слов, терминов и аббревиатур, которые очень любили использовать в то время. Выступавшая, вероятно, была из РайОНО и закончив свое выступление, она начала задавать вопросы аудитории, тестируя наш политико-экономический уровень знаний. Вопросы я не помню, но хорошо помню, что весь класс хранил полное молчание. Мало того, что мы не знали ответы, мы еще и не понимали вопросы. После нескольких попыток, отправленных в пустоту, третья женщина, вероятно райкомовская, нарушив свое молчание и глядя в сторону завуча, сообщила аудитории что, вероятно, учительница не занимается политическим воспитанием подрастающего поколения, тем самым не исполняя решения партии и непонятно куда смотрит старший педагогический коллектив школы. Сама она при этом переводила взгляд с завуча на нашу учительницу и опять на завуча, которые стояли по разные стороны от неё. Это у неё получалось, как упражнение, которое мы исполняли в середине каждого урока, чтоб размять мышцы шеи. Наша учительница стояла с другой стороны учительского стола, держась побелевшими пальцами за спинку учительского стула.
И тут завуч, вероятно, почувствовала, что пришло время продемонстрировать что, все-таки, её школа, её ученики вполне политически подкованы и достойны предстоящего вскоре праздника - приема всего класса в пионеры. И да, действительно, мы все ждали этого события с нетерпением. И, пожалуй, у всех дома был уже заготовлен отглаженный красный галстук. У кого-то простой сатиновый, а у некоторых шелковый. Поэтому она очень твердо заявила, что вопросы для третьего класса сложные (наша учительница и все ученики молча проглотили такое унижение и понижение) и она задаст вопрос попроще. Обведя взглядом класс, закончив обзор на нашей учительнице, она громко и четко спросила: дети, кто может сказать, кто такой Мамай?
Тут класс ожил. Совсем недавно учительница рассказывала про хана Мамая и Куликовскую битву. И эти знания еще сидели в наших головах. А я, кроме этого, на прошедших весенних каникулах прочитал весь учебник истории у друзей и соседей, близнецов Вальки и Шурки, как их звали на нашей улице, учеников шестого класса. Поэтому руку, обозначавшую желание ответить, я поднял первым. И не просто поднял, а тянул ее вверх, пытаясь компенсировать этим свой небольшой рост.
И меня заметили. Завуч благосклонно кивнула головой и указала на меня пальцем, произнеся при этом: «Ты».
И я начал. Я чувствовал, что наступил мой звездный час. Я рассказал, откуда родом хан Мамай, как он пришел к власти, как возглавил Золотую Орду и разгромил новгородское войско. В своем рассказе дошел уже до Куликовской битвы…
На учительницу я не смотрел. Я говорил для комиссии. И надо сказать, слушали они очень внимательно. У меня складывалось впечатление, что слышат они это впервые. Поэтому вытаскивал из своей памяти еще какие-то подробности жизни хана и уже почти переходил к рассказу о его смерти и к Тамерлану. Это продолжалось минут пять. Первой, как и положено, пришла в себя представитель партии. Это что же такое он тут нам рассказывает – воскликнула инспектор - что за хан, какая битва…
В классе наступила тишина. Все одноклассники не понимали её недоумения, так как все, лучше или хуже, знали эту историю. И не понятно было, что удивило эту странную тетку. Первой и единственной, кто понял вопрос, оказалась наша учительница.
Это не тот Мамай – сказала она, обращаясь к этой троице. Того, что вы спрашиваете, мы еще не проходили. В учебном плане он в апреле.
На этом сеанс встречи с комиссией неожиданно завершился. Дама из райкома, не говоря ни слова, развернулась и пошла к дверям класса. Вслед за ней, так же молча, проследовало РайОНО и завуч.
На следующей неделе, по измененному учебному плану, во всех третьих и четвертых классах нашей школы учителя рассказывали о знатном шахтере из города Краснодон Ворошиловградской области, герое социалистического труда Николае Мамае.


Рецензии
Как Вы, ребенок, могли знать, что рассказывали во всех других классах, детям было не до этого, носились как угорелые. Какой там Мамай?

Ахмерова Альбина   21.05.2024 09:55     Заявить о нарушении
1. Не судите, да несудимы будете...
2. Действительно, зачем Вам это?

Давид Шендеров   21.05.2024 09:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.