Богоявленский собор г. Орла

«Храм – частица неба на земле, чтобы онебесить землю;
пристанище бессмертия, райская обитель в море земного ада».
Преп. Иустин Попович.

      …Чем дольше живешь и вглядываешься в жизнь, чем глубже проникаешься скоротечностью земного бытия, тем больше начинаешь ценить то, что имеешь, и учишься с благодарностью взирать на прошлое. Опытное познание хрупкости жизни, переживание сильного беспокойства за близкого человека дают способность по прошествии скорби более остро чувствовать жизнь. Чем сильнее сжимается – даже почти исчезает – уверенность в завтрашнем дне, тем интенсивнее становится проживание настоящего. А прошлое видится как некое уже накопленное собрание меня во мне самой. Прошлого как времени нет, но, быв когда-то настоящей жизнью, оно прошло через меня, и там, внутри, оставило свои отпечатки и слепки. В прошлом моё «я» и жизнь творили мою душу…
       В этом моём прошлом часто был Богоявленский собор. Так случилось, что именно он на протяжении уже 12 лет стоит на пути моих маршрутов: в университет, на занятия музыкой, на работу. А еще раньше, в школьные годы, я впервые побывала в нем благодаря экскурсии, организованной учителем МХК. От той первой встречи с собором мне запомнились слова из послания апостола Иакова, выбитые на центральном своде – «вера без дел мертва есть» – и то, что некоторым моим одноклассникам было не очень хорошо в храме. В университетские годы я стала заходить сначала в часовню при соборе (тогда там еще работала скважина и люди часто заходили за водой), а чуть позднее – в сам храм, тем более что темный и вместительный притвор позволял оставаться малозаметной (тогда мне это было важно).
      Величественный и белый, неповторимый в своем смешении архитектурных стилей, Богоявленский собор расположен на берегу р. Орлика, неподалёку от слияния его с Окой, в самом историческом месте города. Историческая судьба собора столь же сложна, как и наша история…
       Осталась в памяти картина храма утром, которую я часто заставала: ещё не успел воссиять день – утренний сумрак по-особому побуждает душу к самоуглублению и молитве; только начинают мерцать свечи, только возжигают лампады. В храме почти никого нет, лишь служителя готовятся к литургии. Иногда из алтаря доносятся вполголоса произносимые слова молитв, слышен звон богослужебных сосудов, звонцов кадила. Душа полна ожидания – сейчас должен прозвучать возглас. Но обычно он раздаётся неожиданно, выхватывая душу из тишины… «Благословен Бог наш…» Начинается чтение, затем пение – и вот перед взором разворачивается самое величественное, таинственное, сокровенное богослужение Церкви – Божественная Литургия. Моя душа чувствовала тогда, что в эти минуты происходит самое главное в мире…
      Ещё запомнился колокольный звон. У каждого храма – свой музыкальный «язык» колоколов. Богоявленская колокольня мне кажется самой звучной из слышанных в Орле. Тембр звучания колоколов Богоявленского храма – светлый, чистый. Словно лёгкими волнами звоны изливаются на округу, так что вся местность кажется залитой этим звуком. Особенно чарующее впечатление звон колоколов производит осенью, когда близлежащий сквер украшен разноцветными листьями, а само увядание природы невольно вызывает мысли о скоротечности земного. И тогда колокольный звон напоминает душе о Боге и вечности, успокаивает и исполняет надежды.
        Внутри храма его неповторимым голосом является мужской хор, созданный в 2011/2012 гг. По звучанию он напоминает знаменитый мужской хор Сретенского монастыря Москвы, только представленный в миниатюре. И это неудивительно, так как основателем хора Богоявленского собора является диакон Роман, в прошлом участник Сретенского певческого коллектива. Отец Роман – весьма колоритная, музыкально талантливая личность, с некоторыми, как мне кажется, чертами аристократизма. Мужской хор – настоящее украшение Богоявленского храма, чье пение действительно помогает молиться, а не отвлекает чрезмерной концертностью и крикливостью исполнения песнопений.
       Зрительному восприятию храма Богоявления как «неба на земле» хорошо помогают резной иконостас и роспись купола и стен. Вкупе с простором и внутренней архитектурой с овальными сводами это создает гармоничное сочетание и выливается в подлинную эстетику. Прекрасно творение рук человеческих – тварных существ, носящих образ Бога, –  сколь же крат прекрасней Царство Небесное?..
       
      
       



    


Рецензии