Профессор Рез

Барсукову несказанно повезло. Русскому языку и литературе его обучала изумительная учительница, поклонница Лермонтова — Зинаида Яковлевна Рез. Таких русачек в теперешней России днем с огнём не сыщешь.

Однажды она огласила необычное домашнее задание: «Внимательно прочитайте стихотворение Лермонтова „Прощай немытая Россия“ и отметьте, что в этом произведении вам показалось странным».

Нами, чижиками, ничего необычного в стихотворении обнаружено не было: стих как стих, революционной направленности, клеймящий царскую Россию.

— Неужели вы не заметили, что рифма «Россия- голубые», даже не слабая рифа. а вообще — не рифма, — стала внушать нам Зинаида. — Такой небрежности Михаил Юрьевич не допускал ни в одном своём стихотворении.

И ещё. Сказать «немытая Россия» мог только иностранец. Лермонтов-то прекрасно знал. что в каждую субботу вся Россия мылась в парных банях, охаживая себя берёзовыми вениками. Чего в жисть не было в Европах.

Странно и то, что это стихотворение было обнародовано через сорок лет после смерти поэта, а автограф его не найден до сих пор.

— Ну и что? — выдохнул класс.

Зинаида Яковлевна Рез
— Следовательно, можно уверенно утверждать. что не Лермонтов автор этого стих

— Ну и что? Стих-то правильный.

— Правильный, да не очень. Антирусский он.

Нам было безразлично: правильный стих или неправильны. На носу были экзамены. И волновало нас одно: как бы поуспешнее завершить учебный год.

Товарищ Сталин не был фаталистом. В паническом октябре сорок первого, когда крупные советские бюрократы в панике покинули Москву, а вместе с ними — и все те, кто мог удрать, он, оставшись в Кремле, действовал не на авось.

Да, фронт прорван, да, резервов нет, да, враг рядом. Однако, вести свой полк в последний бой, как иногда утверждают коммунисты, он не собирался. И рисковать собой тоже намерения не имел.

Рядом с ним, в здании ГУМа, Берия расположил пять тысяч прекрасно подготовленных бойцов. В крайнем случае они должны были прикрыть посадку вождя и членов Политбюро в легкомоторные самолеты.

Такой посадки не случилось, но группу прикрытия не распустили, а влили в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения НКВД (ОМСБОН). Занималась бригада крупными диверсиями, глубокой разведкой, созданием партизанских отрядов. Набирались в бригаду классные спортсмены (не ниже мастера спорта).

К чему такое длинное вступление? А, к тому, чтобы создать чувство удивления от того, что в это серьезное воинское соединение была призвана студентка Педагогического института Зинаида Рез (отнюдь не спортсменка). Чем она занималась в обществе суровых мужчин? Вопрос!

Она прослужила в Бригаде всю войну, а после демобилизации поступила доучиваться в Ленинградский педагогический институт. Выпустившись из института, Зинаида Яковлевна Рез стала преподавать в старших классах русский язык и литературу.

Зинаида была умной и способной девушкой, поэтому нет ничего удивительного в том, что она вскоре приступила к написанию кандидатской диссертации на тему о том, как нужно преподавать Лермонтова в школе. Чтобы больше было времени для работы над темой, она попросила перевести её из дневной школы в вечернюю.

Учителя вечерней школы, в которой учился Лешка, понимали, что у их учеников очень мало свободного времени. Поэтому домашние задания были весомыми, но небольшими. А, тут вдруг русачка огорошила. Она задала написать домашнее сочинение на тему: «Моя любимая книга». Многие недовольно заворчали, а Лешка Барсуков обрадовался. Ему нравилось писать сочинения.

В данный момент его любимой книгой был «Спартак» Джованьоли. Лешка азартно взялся за работу и за короткое время исписал пол тетради. Он ожидал похвалы от учительницы, однако на примере его сочинения Зинаида Яковлевна показала аудитории обоих десятых классов, как не надо писать сочинения на вольную тему и предложила всем переписать работу с учетом сделанных замечаний, поскольку они были общими для всех.

Школяры-работяги вовсю уважали Зинаиду Яковлевну, эту совершенно милую женщину с умными, добрыми глазами, с мягкой, скромной улыбкой. Им казалось, что она очень мудрая и все знает.

Она и языками владела, совершенно свободно переводя немецкие и французские тексты. Немецкий-то она точно знала. Её мама была чистокровной немкой. Скорее всего, из-за знания немецкого и держали её в ОМСБОНе.

Благодаря мастерству Зинаиды Яковлевны народ зауважал литературу и даже грубые пацаны стали почитывать Есенина. Она организовала что-то вроде поэтического кружка. Человек десять-двенадцать стали регулярно оставаться после уроков на тридцать минут для обсуждения собственных стихотворных опусов.

Особенно привлекали учеников литературные конкурсы и викторины, где призом для победителя был торт, купленный Зинаидой Яковлевной.

Русачка уговаривала своих учеников посетить Пушкинский дом, другие музеи. Почти силой затаскивала их на классические спектакли. Приносила на уроки пластинки с записями великих актеров. Она имела чисто ленинградское произношение и учила этому своих учеников.

Уже в зрелом возрасте понял Барсуков, что его учительница основное внимание уделяла не натаскиванию подростков (как тут не вспомнить ЕГЭ), а развитию личности ученика. И это ей удавалось. Если даже такое хамло, как Коля Уткин принес однажды для оценки стишок, им сочиненный, то это что-то значило.

Лешка с трудом уговорил мастера разрешить ему закончить смену на час раньше. Выскочив из проходной, он заторопился домой. Там он быстро принял душ, оделся в выходной костюм и поспешил в школу. Сегодня у Зинаиды, их любимой учительницы был юбилей. Сегодня Зинаиде Яковлевне Рез стукнуло тридцать лет и ученики обоих десятых классов решили коллективно поздравить её с этим событием.

Была куплена хрустальная вазочка, букет цветов, две бутылки шампанского. А, еще, по настоянию Лешки, приобрели в комиссионке картинку в рамке. На картинке полыхала золотая осень, как намек на солидный, с точки зрения пацанов, возраст любимой учительницы. На обратной стороне картинки расписались все ученики под стихотворным пожеланием юбиляру многих лет жизни.

Пожелания сбылись. Зинаида Яковлена Рез прожила еще 58 плодотворных лет. Она защитила кандидатскую диссертацию, затем — докторскую. Стала профессором. Много лет заведовала кафедрой педагогики в Пединституте им. Герцена. Написала много книг и статей о методике преподавания литературы в средней школе.

Даже в наши хреновые времена, когда литература котируется в школе очень низко, словесники буквально охотятся за её книгой «Лермонтов в школе», которая, несмотря на стотысячный тираж, стала библиографической редкостью.

Барсукова до сих пор волнует вопрос: «Что делала Зинаида Рез в ОМСБОН, которым управлял Судоплатов?». Однако, этот вопрос ей уже не задашь. В подлые девяностые она уехала в Израиль, который, скорей всего, не был её исторической родиной. Туда она потянулась за мужем. Тот-то был типичным Изей. В 2009 Зинаиды Яковлены не стало.

А, даже если бы и не уехала,  и была бы жива, то отвечать на подобный вопрос она не стала бы. Ведомство Берии — это ведомство Берии, там языки не положено было распускать. Серьёзный мужик был Лаврентий Павловиич..


Рецензии