Стоит ли Церковь на месте?

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА

Беседа после Божественной Литургии в Праздник Священномученика Илариона Троицкого в Прокопьевском Храме посёлка Октябрьский

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами собрались после Божественной Литургии на беседу-чаепитие, чтобы нам ещё больше углубиться в этот Праздник, который мы сегодня празднуем – День Священномученика Илариона Троицкого. Его во время революции сослали в тюрьму на Соловки, где он продолжал молиться, занимался просвещением, не давал людям унывать, часто шутил.
Может ли православный человек шутить? Можно, даже и нужно. Приведем пример. Святой Преподобный Антоний Великий, основатель монашества, жил в пустыне. Так вот к нему приехал благотворитель, который помогал ему строить Храм в пустыне. И этот благотворитель на обеде увидел, как Преподобный Антоний шутит со своими монахами, и все монахи засмеялись и стали радостными. Он смутился и стал недовольным. Преподобный Антоний увидел это и говорит благотворителю: «Возьми лук со стрелами. Натяни тетиву». Он взял лук и натянул тетиву. «Еще натягивай!» Он ещё натянул. «Еще натягивай!» Он говорит: «Больше не могу, лук может сломаться». Преподобный Антоний говорит: «Вот так же и духовной жизни: если постоянно человека тянуть – тянуть к духовной жизни, то он сломается. Нужно немного ослаблять тетиву».
Мы не показываем нашим детям любовь в православии, радость в православии, и многие думают, что в православии все люди ходят в чёрных платках, что никакой нет радости, одно уныние, поэтому и молодёжи в Храмах мало. Так вот Преподобный Антоний даже со своими монахами шутил. Святой Илларион тоже пошутил, сказав, что, когда пришёл Иисус Христос на Галилейское море, Он рыбаков сделал философами. А сейчас, в 20 веке, философы стали рыбаками.
Богослов – этот тот, кто молится, не тот, кто размышляет о Боге, а тот, кто молится. Святые, которые по-настоящему узнали Бога, они Его узнали не из книг, они узнали Его в практической молитве, они узнали Его в практическом делании добрых дел, в искушениях, в страданиях. Бог становится близко к человеку, когда человек попадает в беду. Настоящими богословами, можно сказать, стали мнимые богословы, которые мнили себя богословами 20 века, они стали настоящими богословами только тогда, когда стали ловить рыбу для советского правительства на Белом море, на других морях, когда сидели в тюрьмах, когда пилили лес. Т.е. они, когда смирились, тогда встретили Настоящего Живого Бога. Когда люди думают, что они верующие христиане и что они спасены, то они позволяют себе разговаривать в Храме, отвлекая и мешая другим донести истину.
Царь Соломон говорил о том, что время собирать камни, время разбрасывать камни. Если христианин пришёл в Храм, и он видит Христа. Христос – это Камень. Он насобирал себе горячие камни, согрел свою холодную душу от них, стал весомым, почувствовал себя крепким, и тут вот эта его крепость оборачивается в тяжесть, потому что, если христианин думает, что он уже спасён и может мешать другим спасаться, то Благодать уходит от такого человека. Человек, считающий себя самодостаточным, ему Бог уже не нужен, даже находясь в Церкви, такой человек лишается Благодати.
Святой Священномученик Иларион Троицкий учил о том, что вне Церкви нет спасения. Очень важно быть в Церкви, и в тоже время надо понимать, что если мы думаем, что мы в Церкви, то бойтесь того, что скорее всего мы уже там не находимся. В Священном Писании говорится, что, если ты думаешь, что ты стоишь, то бойся, потому что скорее всего ты уже упал. У нас надежда только на Бога.
Мирские люди через психологию учатся тому, что «я самый лучший, всё для меня, я всё смогу». Вот чему учит нас мир, люди «шагают по головам». Карьерная лестница подразумевает сейчас то, что люди перешагиваю друг через друга, даже не замечая друг друга. Об этом этому чат целые курсы людей, как стать успешным, как стать счастливым в этом мире. А чему учит Церковь? Церковь учит как быть счастливым на небесах. Когда мы приходим в Храм Божий, то небо спускается к нам как воронка, и оно оказывается в нашем сердце. Мы должны понимать, что мы небожители.
Сегодня после причастия у нас даже нет мыслей, которые нас одолевали до причастия. Почему? Потому что Христос с нами, Он всё попалил, Его огонь сжёг всех этих бесов, которые на нас нападали, наваливались. Почему нужно часто причащаться? Почему человеку так тяжело, когда он идёт на причастие? Да потому, что бесы подкрались к нему. В каждой семье христианин стоит на своём боевом посту. И, если мы отказываемся помогать своей семье, мы бросаем свой пост, т.е. мы на своём посту должны помогать ближнему. К часовому подкрадываются враги, и часовому нужно подкрепляться горячей пищей. Мы с вами, когда приходим в Храм, то мы отдыхаем душою в объятиях Божьих, Господь питает нас. Господь – наш Отец, Божья Матерь – наша Мама. Мы питаемся и соединяемся с Богом через Божественные Тайны. Когда мы причащаемся, то вкушаем Его Тело и Кровь и соединяемся с Ним. Тело и Кровь Господня – это Живой Бог. Мы приходим в Храм и соединяемся со всеми православными христианами по всему миру. Мы все едины во Христе, Христос посреди нас. Если вы встретите летевшего на самолёте в Америку православного христианина, который причастился Христовых Тайн, даже, если вы не будете знать его языка, вы будете чувствовать с ним единение. А с человеком, с которым живёте рядом здесь, например, который в семье, но который неверующий, вы с ним не сможете найти понимания, потому что Христа не будет посреди вас.
Дорогие братья и сестры, давайте с вами обсудим, на сколько важно быть человеку в Церкви и как хранить нашу Церковь.
Как мы передаём Благодать? Благодать мы даже передаём животным. Если Святой человек живёт в лесу, как Преподобный Сергий, то у него происходит «общение» с жителями леса. Медведи приходил и к Сергию Радонежскому, и к Серафиму Саровскому, но они не загрызали этих Святых, потому что они чувствовали Благодать. Животные чувствовали Благодать, приходя к человеку.
Когда Адам и Ева жили в Раю, они были в мире со всеми растениями, со всеми животными, и всё служило человеку. Человек был создан в последний день недели, а не в первый, потому что сначала Бог создал всё для человека (моря, реки, горы, землю, растения, животные и т.п.), человек – венец творения. Сейчас учёные заметили, что вещество, материя, ведёт себя совершенно по-разному: если просто сделать эксперимент, то вещество ведёт себя так; если наставить на вещество камеру, оно будет проявлять себя по-другому, оно чувствует, что за ним наблюдают. Поэтому, человек – это наблюдатель. Бог – это наблюдатель за этим миром, Он удерживает этот мир. Человек должен был сделать Рай по всей земле. Бог насадил Рай между реками Тигром и Евфратом – это место сейчас пустынное, там Рай занесён песком. Но это Райское место должно было вырасти до территории всей Земли, т.е. люди должны были плодиться и размножаться, они не должны были друг друга убивать, и Рай должен был быть по всей Земле. Но люди согрешили, и поэтому Рай ушёл на Небо, т.е. этого места сейчас на земле нет, т.е. Бог забрал Рай, и там сейчас находятся души.
Каждый человек должен понимать, что Церковь – это есть Рай. Когда Христос пришёл на эту землю, воплотившись через Пресвятую Богородицу, Он насадил Церковь здесь, т.е. каждый Храм – это есть кусочек неба. Когда мы приходим в Храм, то мы попадаем в Рай. Нам только нужно постараться не портить тут ничего в Раю, постараться передать этот Рай другим людям и насадить этот Рай в наших семьях, в душах наших детей, наших внуков, наших родителей, тех, кто не верит во Христа. Наша задача – свидетельствовать и переносить семена Рая в наши семьи, и насаживать там райские деревья добродетелей. На этом дереве вырастают дары Святого Духа: плоды любви, радости, мира, долготерпения, благости, кротости, милосердия.
Мы с вами говорим, что хотим обожиться – это цель христианской жизни. Обожение – это быть подобным Богу. Есть Святые, которые стали богами по благодати, т.е. Бог дал им такую Благодать, что они стали как боги. В Царстве Божьем, как говорят Святые, не будет Солнца, а светить будет Бог и сами люди. Наша задача: не мешать Благодати в нас действовать. Поэтому, чтобы обожиться, нам надо, как говорят Святые, очеловечиться. Животное никогда не сможет обожиться, никогда не сможет стать святым. Сейчас животные ведут себя лучше, чем люди. Люди часто превращаются в демонов. Почему животное не будет демоном? Потому что у него нет духа, т.е. демоны – это духи. Когда-то они были Ангелами и в одно мгновение стали демонами, после того, как возгордились.
Воспитание очень важно для христианина. Святой Иларион Троицкий воспитывался в благочестивой семье, и это благочестие передалось ему через семью. Семья – это сообщающиеся сосуды: если родители грешат, значит и дети тоже отравляются. Мы все связаны духовными нитями. Все люди на земле, на самом деле, являются родственниками, потому что все мы созданы от Адама. Учёные, когда изучают генетику, то видят, что человек произошёл не от двух людей, а от одного, потому что Ева была создана не отдельно, а она была создана из ребра Адама. Поэтому все люди происходят от одного человека, мы все родственники. И поэтому, если кого-то обежать, значит обидеть своего родственника Как говорят Святые, что, если мы с вами делаем какое-то зло, то это зло отражается на всех людей; если мы делаем какое-то добро, то это добро становится добром для всех людей в мире. И поэтому монахам приходиться иногда уходить далеко в пустыни, в горы, уединяться в кельи для того, чтобы им не мешали помехи этого мира. Если бы монахи находились среди мира и беззаконий, они бы не смогли передать «по рации» сообщение Богу для помощи. Христиане, монахи спасают весь мир. Если бы их не было, мир был бы уничтожен Господом, как во времена потопа. Если бы в Содоме и Гоморре осталось хотя бы 20 праведников или 10, то тогда бы Господь не погубил Содом и Гоморру. Поэтому, пока остаются праведники на земле, пока идёт молитва, поэтому Бог сохраняет мир и даёт еще возможность покаяться людям, которые находятся в этом мире и которые не знают Бога.
Христиан называют солью земли, т.е. христиане осоливают весь этот мир, они не дают ему сгнить, а он гниёт, но соль сохраняет этот мир.
Мы, люди, живущие на материке, часто не ценим то, что нам даётся: погоду, воду, воздух, здоровье. Почему Господь явил такое чудо, когда Святой Илларион на лодке, спасая начальника тюрьмы и его охрану, вернулся во время бури на землю? Бог спас Святого Илариона, это было явное чудо, потому что спастись на лодке в такую бурю было явно невозможно. Как удивительно потом было служить ему пасхальную службу в тюрьме. В тюрьме ничего не было для служения (не было Престола), и тогда на пол тюрьмы клали священника, мученика, исповедника и у него на груди служилась Божественная Литургия как на мощах Святых. Святые люди уже являются мощами при жизни.
Вся Россия после времён страшного лихолетья называется антиминсом. В местах, где пролита кровь мучеников, как говорили, можно на каждом пеньке служить Литургию. Кровь мучеников всё кругом очистила и освятила.
Литургия – это есть самое важное в нашей жизни. Когда совершается Литургия каждый день, никто не ценит этого. Так вот, когда люди были лишены этого, только тогда они возопили к Богу, стали молиться, и Храмы наполнились людьми.
Во времена Илариона Троицкого очень много было обновленцев. Обновленцы соглашались с безбожным советским правительством, и через это они занимали высокие посты и свергали канонических епископов. Перед самой войной оставалось всего 4 действующих Архиерея, т.е. все остальные были уничтожены в тюрьмах. Все, кто искренно верил во Христа, они все были отправлены в заточение. Церковь разделилась на две части: одни были с Патриархом Тихоном – были мучениками, а другие люди или жили в страхе (они отделились от Церкви и не считали, что только в Церкви спасение), другие превратили Церковь в обновленческую церковь. Но православные христиане чувствовали вот эту Благодать в Церкви. Есть свидетельства, что те священники, которые стали обновленцами и служили в Церквях, то к ним на службу никто не приходил из настоящих православных христиан. Обновленчество, само по себе, было ущербным, и люди чувствовали безблагодатность их служб, потому что там, где нет Христа, там нет Благодати.
Священномученик Иларион ещё до революции объездил Ближний Восток, объездил Иерусалим и Палестину, он объездил также Европу, и он рассказал такие слова: «Я всегда хотел посмотреть на католический собор. Когда к нему подходишь, то тебя тянет ввысь, тебя тянет к небу. Когда ты заходишь внутрь, то в этот момент чувствуешь, что чего-то не хватает. Там не хватает Бога». И в наших Храмах тоже может не хватать Бога, если мы потеряем Благодать. Благодать нужно беречь, и Благодать переходит от Архиерея к Архиерею.
В Православной Церкви есть чёткое свидетельство, что наша православная вера идёт от Иисуса Христа, от Апостолов. Непосредственно Русская Церковь идёт от Апостола Андрея Первозванного.
Сейчас у нас Святейший Патриарх Кирилл, он Архиерей от Иисуса Христа. Иисус Христос есть Великий Первоверховный Архиерей, который рукоположил своих Апостолов, которые передали преемство сейчас нашему Архиерею, который рукополагает священников, а священники передают Таинства для прихожан, и этим живёт наша Церковь. Если прервётся священство, то и Благодать не будет передаваться, поэтому так важно беречь священников. Сейчас все силы ада набросились на священников, на то, чтобы опорочить Церковь. Мы с вами говорили о том, что, например, видят грех одного священника, и через это ставят укор всей Церкви.
Мы говорим о том, что Церковь безгрешна. Но мы знаем, что отдельные люди могут не спасаться, т.е. могут быть и Архиерее, это могут быть и обычные миряне, те, которые уже думают, что спаслись. Но ничего нечистое в Царствие Божье не войдёт, поэтому мы всегда просим, чтобы покаяться и причаститься перед смертью. Священникам и Архиереям особенно тяжело, потому что, когда люди приносят на исповедь в Храм Божий свои грехи, после этого бесы уходят от них и приходят к священнику. Если священники увидели свои страсти – это значит священник принял удар от вас. Например, священника рукополагают, священник как агнец, которого приносят на заклание, он не хочет грешить, он хочет служить Богу. Но, когда его помещают в среду, где люди совершенно не чтят Бога, где люди живут по своим страстям, по своим прихотям, он отравляется на каждой исповеди от этих страстей. Священник спасается только тем, что он регулярно причащается. Бог посылает священнику такие скорби, и через это священник смиряется и спасается. Ведь как говорят, что у хорошего священника плохие дети. Если священник плохой, то значит он у него хорошие дети, и он прибывает дома и занимается ими. Если священник хороший, то он занимается своими духовными детьми, своей паствой и пропадает на работе, на своём служении, а значит у него дети беспризорники. Если прихожане не хотят трудиться в Храме, то приходится матушке и петь, и читать, приходиться заниматься социальным служением, она тоже не может уделять много времени детям.
Церковь у нас, дорогие братья и сестры, заключается в том, что мы все должны служить Христу. Если мы будем отказываться от служения и говорить, что это мне не подходит, это я не могу, то Церковь наша будет очень сильно страдать. В нашей Церкви в стене будут бреши, через которые будет дуть холодный воздух греха, и мы задохнёмся, потому что у нас не будет духовного кислорода.
Мы с вами не стоит на месте, мы с вами летим в небо. Очень важно ходить на каждое Богослужение. Бог на каждой Божественной Службе ждёт своих детей. Если человек не приходит на Службу, то он не взлетает вместе с Богом к небесам, а остаётся дома на своём диване. Богу приходится посылать миссионеров, чтобы спасти тех людей, которые лежат на диванах, которые не хотят вставать и идти на Богослужение. Вот поэтому, каждый из нас – миссионер. Мы с вами сейчас причастились Святых Христовых Тайн, и Бог посылает нас в свои дома, к своим соседям, к своим сотрудникам по работе, к своим жёнам, мужьям, матерям – ко всем мы должны прийти и принести Благодать Христову. Иначе наши близкие не спасутся, потому что Церковь, она движется постоянно. Представьте себе с какой скоростью мы движемся вокруг земной оси. И также наша Церковь движется, она не стоит.
Без Церкви нет спасения, потому что, если человек останется вне Церкви и увидит Церковь в другом месте, он не сможет к ней подойти, потому что он уже не сможет оценить её, всё нужно делать в своё время. Если человек упустил момент, он потом атрофируется и уже больше не захочет ничего. Нам нужно сейчас, пока не поздно, даже, если мы много растеряли, нам нужно бежать и «запрыгивать в последний вагон», нам проводник подаст руку. Проводник в Церкви – это священники, помощники священников. Каждый христианин, который давно причащается и часто ходит в Храм – это и есть помощник священника. Если вы, братья и сестры, видите, что пришёл в Храм новый человек, то нужно его беречь, нужно стараться не разговаривать во время службы, не мешать разговаривать ему с Богом. У разговаривающих православных христиан во время Службы в Храме начнутся скорби, потому что они прерывают Царя царей, который у Престола в Алтаре разговаривает с новым человеком. Не надо думать, что Служба идёт долго, мы не можем указывать Творцу времени на время. Любой священник совершает по времени Литургию одинаково. Служба может удлиняться только за счет исповеди.
Если мы встретили человека, который погибает, и он просит помощи, не надо откладывать это из-за нехватки времени, надо стараться помочь ему сразу. Нужно беречь каждого человека, и Церковь наша живёт живыми людьми, живыми сердцами. Нужно новым людям показывать радость в Церкви. Все люди: и православные и неверующие страдают – это муки рождения в Вечность. Мы с вами живём 70-80 лет, и за это время мы с вами рождаемся в Вечность, мы претерпеваем муки, как страдает женщина при родах, наша душа рождается для Вечности. Но для верующих Бог даёт обезболивающее: мы исповедаемся и причащаемся Святых Христовым тайн, и тем самым нам претерпевать вот эти страдания намного легче.
Почему люди заканчивают самоубийством? Потому что, когда их предают самые близкие люди, они остаются одни. Только христианин, даже, если его предадут все, он остаётся любимым, потому что его любит Бог. Христиане самые счастливые люди на свете. Если мы это правильно поймём, то страдания не будут причинять нам сильную боль, потому что мы будем понимать, что нам необходимо пострадать, чтобы родиться в вечность. Если христианин откажется от страданий, то мы останемся в утробе и там задохнёмся.
Церковь – это наша Мать, в этой утробе Церкви мы рождаемся для вечности. Если мы не войдём в Православную Церковь, то мы никогда и не родимся. Мы с вами должны войти через крещение в Церковь и там созреть для Вечности.
Пусть каждый из нас постарается беречь Матерь Церковь, потому что именно через неё мы имеем спасение.
Всем Божьего Благословения! Аминь.
28.12.2021 г.


Рецензии