Я бы выбрал яловые сапоги и портянки

  Вспомнил, как я служил в 1973-1975 годах (Подмосковье, Балашиха, Главный узел связи погранвойск КГБ при Совете Министров СССР).
   1.  Примерно Раз в год были полевые занятия (3-6 дней). Это когда взвод передвижной связи выезжает в марте-апреле в поле. Внизу уже снег подтаял (был мокрый снег), поэтому сапоги после выполнения боевой задачи были мокрые.
   Но никто не болел, поскольку примерно 7- 8 часов все (и офицеры- от лейтенанта до майоров- командиры 3-4 взводов связи) были в непрерывном движении.
     Главная задача одного взвода связи- поставить четыре мачты (опоры) для поднятия  специального медного, так называемого ромба (антенны). Сейчас уже не помню, но высота одной мачты примерно 20-30 метров. В этой работе участвовали все: командир взвода связи; шофера 4-х машин, связисты, электромеханики.
    Я был электромехаником. Вечером иногда заводил передвижной дизель-генератор, 75 квт. Да, там сидел грелся, а дизель работал всю ночь. Так, дремал иногда, наверно, и засыпал, 6-8 часов, до утра. Потом могли дать команду генератор заглушить. Электроэнергию передатчики связи получали и от спец -генератора в ЗИЛе.
 По периметрам, возможно, были и часовые, охрана. Я этим не занимался. У техников-электриков другие задачи. После службы (1975 г) до 2005 года числился прапорщиком запаса, техником силовых и осветительных агрегатов, погранвойска...
    Ромб-антенну по нормативам развертывали на мачтах , а затем проводом соединяли с силовым передатчиком, от которого и испускаются мощные радиоволны. Волны из Подмосковья доходили до границы на Дальнем Востоке, скажем где-то в Хабаровском пограничном округе радиоприемники ловили,  азбуку морзе- связисты расшифровывали. Это слухачи, элита связи. Ребята с хорошим слухом. Тогда спутниковой связи в Погранвойсках не было.
     3. Я по слуху, в радисты, сразу не подошел. Да, и не стремился, был уже техником-электриком, после Политеха и призвали.
  В радисты брали обычно пацанов , после школы, да, с тонкими пальчиками (азбуку морзе выстукивать) и хорошим слухом.
    Мог в армию вовсе не пойти, когда врач слушал, сказал типа у вас подозрение на порок сердца,   были какие-то шумы, загрудинные (через 40 лет узнал, что у меня три трабекулы, а не две, как у всех). Наверно,  проросла третья, я с 13 лет гири выжимал, по 32 кг 3-4 раза). Во всяком случае я об этом не знал. Но этого у нас даже не все профессора от медицины  знают...
  4. Но главное быт. Мы-служивые после смены приходили в развернутую палатку. Там уже были дощатые щиты (под ними лапы из елок, ). На щитах матрацы со специальными подушками (ложились в брюках и гимнастерке (в носках). Посредине палатки было 2-3 печки - буржуйки.
  5.  Обустройством, кормлением и т.п. бытовыми проблемами занимался хозвзвод, для всех 3-4 взводов. Никто из нас не спал в окопах.
 6. Полагаю, что любое подразделение  должно иметь либо палатку с печкой, отделение хозвзвода, либо специальные машины с шоферами для 6-8 человек, где можно поспать часов 5-8.
    В казарменных условиях часовые или караульные спали  2- часа, 2 часа на карауле стояли.
    В карауле (склады охраняли с машинами и с еще с чем-то) зимой в длинных овчинных шубах, в валенках, -в зимнем обмундировании.
    Обычно, когда не в карауле, ходили в яловых сапогах. В сапогах теплые портянки, которые можно было перемотать  на вторую сторону. А после смены просушить в отдельной палатке или сушилке.
 7.  Если бы мне сейчас в полевых условиях предложили берцы и сапоги: зимой, весной, осенью  я бы выбрал яловые сапоги и два комплекта теплых портянок.
    Зимой, 5- 6 пар лыж на  отделение (разведчиков, стрелков, радистов, пулеметчиков и т.п.) или взвод, например, связи - тоже не помешали бы.
 На лыжах у нас солдатики, сержанты и взводные зимой проходили, когда это требовалось для службы,  за 1 час примерно 8-12 км, в зависимости от условий и задачи.
     9.12.2022 г.


Рецензии