Мне нравится быть рабочим человеком!

Продолжаю публиковать материалы книги "Наш завод. Время. События. Люди". Вы можете сказать: "Это ведь не стихи". Но часть моей души - с этими людьми, на их рабочих местах. Там - своя поэзия.

Вот что рассказала о себе и своей работе Тамара Утенкова,
формовщик ручной формовки цеха производства магниевого литья:

– Уже 36 лет, с 1977 года, работаю в этой профессии. С той поры, когда пришла на завод ученицей формовщика машинной и ручной формовки в магниевое производство, приехав в Балашиху из Рязанской области. Кажется, всё знаю по своей профессии, но вот совсем недавно в цехе проходила учёба по повышению квалификации для рабочих и мастеров, и я тоже поучилась. Педагоги из Московского вечернего металлургического института напомнили теорию по технологии формовки для алюминиевого и магниевого литья. Честно сказать, я эту теорию руками чувствую – столько стержней и форм за эти годы пришлось сделать!

Участок формовки – важнейшая часть литейного производства, потому что в форме получаются детали. От качества формы зависит очень много: чистая ли поверхность отливки, точные ли размеры, не образовалось ли дефектов внутри. Работа одновременно и простая, и тонкая: смотря какую отливку формуешь. Чем сложнее, крупнее отливка, тем выше нужна квалификация. Это чаще всего уже мужской труд. Я изготавливаю литейные формы для небольших отливок.

Рыхлую и влажную формовочную смесь из песка и глины уплотняю вокруг модели отливки. Использую специальный инструмент – трамбовку, другие приспособления и инструменты. Деревянную модель, которая состоит из отдельных частей (их количество зависит от сложности отливки), потом достаю из формы, чтобы её место занял при заливке расплавленный металл. В форму ещё закладываю «холодильники», если они предусмотрены технологическим процессом. Это такие чугунные вкладыши, которые находятся на поверхности формы и нужны для регулирования скорости охлаждения толстых и тонких частей отливки. Они предупреждают образование в отливке усадочных раковин и рыхлот.

Форма делается в алюминиевых опоках (рамах), в которых она и держится, и транспортируется на заливку. Научиться этому всему можно даже и за месяц, но работа эта – для настоящего рабочего человека или того, кто им хочет стать. Нужны и силы, и терпение. Она сдельная: платится за каждую сделанную (годную!) форму. Так что от мастерства и сноровки зависит и зарплата. Мы относимся к категории основных производственных рабочих. Так как работаем в цеховых условиях, рядом с расплавленным металлом, то имеем и льготы. Это немаловажно, потому что, например, я уже с 45-и лет получаю льготную пенсию. Это финансовый добавок для жизни с того возраста, когда ещё много сил. Можно и по сменам работать.

Самое главное, чтобы человек в жизни выбирал свою дорогу. Вроде бы изо дня в день делаю одну и ту же работу, но иногда подумаешь: «В скольких машинах, самолётах работают сделанные с моей помощью детали! – и загордишься. – Приятно, что, например, в 2010 году в День работника промышленности Московской области меня наградили знаком губернатора Московской области «За труды и усердие». Мой профессиональный праздник – День металлурга. Он бывает в июле.
Всё-таки моя профессия – это настоящее дело! И сама ещё поработать хочу, и, если надо, подскажу новичку, как лучше делать. Приходите! Мне нравится быть рабочим человеком!


Рецензии