Slade at the End Of September

SLADE AT THE END OF SEPTEMBER                Samuel Krig



   Первой пластинкой английской группы «SLADE», которая появилась у нас дома,
был их сборник «Coz I Luv You», я уже не помню откуда я её принёс для того, чтобы переписать на плёнку. Мои мать и отец тоже её слушали.
Это было довольно круто по тем временам.
Мать знала французский, а отец продолжал углубленно изучать английский, того требовала его работа. Настольной книгой была «Практическая грамматика английского языка» ( авторы Качалова Ксения Николаевна и Израилевич Ерухим Евелевич», год издания 1959).

 Я сразу обратил внимание на хриплый вокал Нодди Холдера. Он производил впечатление.
Это были — SLADE.
 Моя тетрадь по литературе была вся исписана названиями западных рок-групп ( она до сих пор хранится в моём архиве), и разрисована соответствующими картинками.
Интересен тот факт, что преподаватель литературы Вера Алексеевна Любина ничего не сказала по этому поводу. Бесполезно было что-либо говорить, в подвале школы под кабинетом директора уже играли две группы, у каждой было своё время. Нам это не очень нравилось и мы репетировали в квартире Романа Липутова, там было четыре комнаты. И в общем мы чувствовали себя комфортно. Курить и пить вино выходили в парадное. Дом был «сталинский» девятиэтажный, с очень удобными широкими подоконниками. Школу хорошо было видно из окна кухни. Рома был кудрявый блондин, вокруг него всегда вилось много девушек. Моя бабушка называла его «англичанин». В отличие от тех ребят, что репетировали в школе, мы сразу записывали свои песни на магнитофон. В этом и было наше преимущество. Я лишь несколько раз пришел в тот подвал, но лишь для того чтобы опробовать свою гитару.
 На третьем этаже в подъезде Романа тогда жила Елена, она работала моделью. Мы часто спускались к ней, там была масса западных пластинок, и хорошее вино…

 Sladest - "Самый слэйдовый" - альбом-сборник лучших вещей британской рок-группы Slade, выпущенный 28 сентября 1973 компанией Polydor Records. Едва выйдя в продажу, Sladest сразу же попал на 1-ое место в британском хит-параде, выбив оттуда "Суп из козлиной головы" Роллинг Стоунз. Популярность Slade была настолько высока в то время, что альбом продержался в первой десятке до 1974 года, а потом опять взлетел на 1-ое место, благодаря огромному успеху вышедшей к Рождеству 1973-1974 сорокопятки с песней-хитом "Merry Xmas Everybody".

На внутреннем развороте конверта вшит роскошный буклет с фотографиями всех четверых Слэйдов и хорошей статьей о них журналиста Боба Хьюстона. Стоит привести ее здесь целиком:

"Пришло наше время. Массовая аудитория хочет нас. Мы всегда делали то же самое, но раньше публика не желала нас. Все хотели выглядеть крутыми, сидеть, ковыряться в музыке и читать глубокие статьи о ней. Но в конце концов, всем это надоело."

В этих нескольких предложениях Нодди Холдер суммирует причины успеха Slade. Нужная группа в нужное время играет перед нужной публикой.

Slade вырвались из своего Вулвергемптона с ловкостью, В то время как рок становился всё более изощренным и интеллектуальным, и все смотрели по БиБиСи как изливает душу какой-нибудь очередной американский эстет, простые тёмные люди группировались вокруг своих транзисторов, жаждая услышать что-нибудь, что бы тронуло их. И их надежды оправдались, поскольку это был период, когда Slade в старой доброй манере отрабатывали вдоль и поперек страны свои концерты. Единственное, чего им не хватало, чтобы Сезам средств массовой информации открылся перед ними, это хитовой пластинки. "Своей концертной славой мы собрали уже немало поклонников еще до того, как у нас появились хиты," - отмечает лидер-гитарист Дэйв Хилл. "Но когда появился первый хит, на нас повалило гораздо больше народу."

Пока рок-критики тешили себя созданием собственных стандартов и предубеждений, никто не заметил , что школы закончило еще одно поколение, не имеющее музыкального образования, желающее слушать буги и почитающее местных футбольных героев. Шоу-бизнес и спорт давно стали для детей рабочего класса способом вырваться из своей среды. Нодди Холдер понял это в раннем возрасте: "Я просёк это, когда мне было 13 или 14 лет, что хочу быть в рок-группе. Ничто меня больше не интересовало. Я понял, что мне надо принять твердое решение и сказать: "Я ухожу из школы." Он так и поступил, и это было достаточно болезненно для родителей, уже подсчитывавших было накопленные сыном высокие школьные баллы.

"Я лучше буду заниматься тем, что приносит мне радость. Пусть это продлится лет пять, но я буду знать, что я сделал всё, что хотел сделать. А если окажусь в дерьме, то это будет не чья-то, но исключительно моя вина." В его лице говорит целое поколение, которое отвергает приготовленные ему обществом планы с решимостью, которой от них не ожидали. К сожалению, не многим дано это выдержать. Слэйды оказались среди этих немногих избранных.

Большинство личностей, поднявшихся из этой среды, кончают тем, что навсегда порывают со своими корнями. Слэйды остались верны родному дому. Они по-прежнему живут в районе своего Вулвергемптона на радость местным мидлэндским фанам. Поэтому лондонские отели переживают штурмы поклонников всякий раз, когда Slade выступают в столице.

Дон Пауэлл подтверждает: "Я прекрасно осознаю, что я парень из рабочего класса. В нашем деле попадается много людей не из рабочего класса, и я понимаю, что мы отличаемся от них. У нас другой взгляд на жизнь. Приходится выбирать - входить в их круг или нет. Я не войду."

Что же такого в музыке и концертах Slade, что сделало их на сегодняшний момент самой уникальной британской группой семидесятых? Несомненно, они отражают все фантазии и амбиции современной молодежи. Редко на поп-концертах возникает такая атмосфера взаимопонимания между группой и публикой, это настроение скорее встречается на футбольных матчах. Они может быть и звезды, но они НАШИ звезды.

Но Слэйды берут не только своей искренностью. Их менеджер Чес Чандлер, игравший на басу в одной из самых влиятельнейших британских групп 1960-х годов The Animals, всегда утверждал: "С первого момента, как я услышал Slade, я понял, что они гораздо лучшие музыканты, чем были мы." Ему виднее.

Чтобы проследить, как группа типа Slade пришла к стилю, который захватил воображение их сверстников, давайте взглянем на 14 песен этого альбома в хронологическом порядке.

WILD WINDS ARE BLOWING (Дуют дикие ветры) был первым синглом, который они записали со своим менеджером Чесом Чандлером. "Эта песня родилась в наш скинхэдский период," - говорил басист Джимми Ли.

SHAPE OF THINGS TO COME (Грядущие события) относится к тому же периоду. Это была основная мелодия в фильме Wild In The Streets/Дикие на улицах. Это была также первая песня, с которой группа выступила в Top Of The Pops ["Лучшее из поп-музыки" - самая популярная британская телепередача 1970-х годов, в СССР ее аналог пытался сделать Юрий Николаев со своей "Утренней почтой"].

KNOW WHO YOU ARE (Знаю, кто ты) начала свою жизнь как инструментальная вещь под названием "Genesis" (Бытие) в период, когда Слэйды назывались Ambrose Slade. Потом Чес Чандлер предложил ребятам написать текст, и Дон говорит, что слова этой песни в основном о Дэйве Хилле [лидер-гитарист Slade].

POUK HILL - живописная местность прямо через дорогу от дома Нодди в Вулвергемптоне. Не пытайтесь разыскивать ее в туристических справочниках Британии. Как вспоминают музыканты, одному талантливому фотографу взбрела в голову идея затащить их туда, чтобы сфотографировать на обложку очередного альбома. Проблема была в том, что земля была покрыта толстым слоем снега, а этот фотограф настаивал на том, чтобы снять их голыми по пояс. В результате все промерзли и простыли. "Но самое неприятное было в том, что этого проклятого снега даже не было видно, когда напечатали обложки," - вспоминают они.

ONE WAY HOTEL (Отель в одну сторону) - это песня, которая рано или поздно всплывает в памяти любой группы, пережившей тяготы нищей гастрольной жизни, когда денег в карманах хватает лишь на ужин из рыбного супа. "Четверо нас плюс двое роудиз в одном гостиничном номере. Шесть кроватей. На улице ливень, в карманах голяк, ни у кого нет даже на пинту пива. Вот мы и сочинили эту песню, чтоб скоротать время."

GET DOWN AND GET WITH IT был первый сингл Slade, попавший в "горячую двадцатку", но до выпуска на пластинке он был тщательно проверен на сцене. "Когда мы впервые сыграли эту вещь на концерте, реакция была такой фантастической, что мы поняли: из нее получится хороший сингл." Эта песня вызывала бурю восторга особенно у скинхэдов, часто посещавших концерты Slade. Когда Нодди восклицал: "А ну-ка поднимите руки вверх!" - толпа дружно хлопала вскинутыми вверх руками. "Дайте-ка послушать топот ваших ног" - ревел Нодди, и зал трясся от топота тяжелых скиновских ботинок. Песня стала настоящим гимном группы.

COZ I LUV YOU (Потому что я люблю тебя) - следующий сингл. "Мы в первый раз сели, чтобы специально сочинить какую-нибудь коммерческую вещь. До этого у нас не возникало такой заботы - сочинять новый сингл вдогонку успешному - у нас не бывало раньше успешных хитов," - вспоминал Джимми. "Джимми пришел ко мне домой, мы сели с двумя гитарами, чтобы написать песню. Не было никаких идей. Мы начали играть рифф, сочиненный много лет назад. Обычно мы играли его в гримёрке перед концертом, чтобы настроить скрипку. Мы знали, что этот мотив цепляет - многие спрашивали, что это такое, как только мы начинали играть его. Через двадцать минут Coz I Luv You была готова," - вспоминал Нодди. Это был их первый хит №1, песня продержалась на вершине хит-парада целый месяц.

LOOK WOT YOU DUN (Смотри, что ты наделал) - песню написали Джим и Дон, но у них не получался припев. Тогда вмешался Нодди, песню немного переделали, в итоге она поднялась на второе место в хит-параде.

TAKE ME BAK 'OME (Верни меня домой) была специальной попыткой передать на записи живое выступление. Группа решила, что предыдущие два хитовых сингла не передавали концертной атмосферы. Этот передавал.

MAMA WEER ALL CRAZEE NOW (Мама, мы все сошли с ума). На эту песню вдохновило зрелище, которое предстало Слэйдам после одного их концерта. "Мы вышли посмотреть зал после выступления. Там был полный разгром. Как будто все сошли с ума в тот вечер." Слэйды тоже сошли с ума в новой песне. Сингл стал хитом №1.

GUDBUY T'JANE (Пока, Джейн!) - единственная песня, имеющая личное отношение к группе. "Это было во время нашего американского турне в сентябре 1972. Мы были на каком-то теле ток-шоу в Сан-Франциско, и там была такая чувиха, которая просто сидела рядом с ведущим - это всё, что она делала - просто сидела там, но она была просто превосходна. У нее были такие туфли, которые она называла "Путешествие в сороковые". Она считала их какими-то крутыми, хотя у нас такие можно купить в любой лавке на Оксфорд-стрит. Она потеряла их прямо перед началом съемки, и мы перевернули там все, пытаясь найти их." Группа записала песню, даже особо не репетируя. Просто во время записи альбома в конце сесси осталось свободное время. Слэйды проиграли ее пару раз и записали за несколько дублей. Она стала хитом №2.

LOOK AT LAST NIGHT (Глянь на прошлый вечер) показывает, Слэйды прекрасно осознают, что слава преходяща. Это о людях, которые добились успеха, а потом исчезают в ночь, когда хорошие дни заканчиваются.

CUM ON FEEL THE NOIZE (Идите почувствуйте этот шум) - еще одна песня, на которую Слэйдов вдохновила публика. "Как-то раз мы отыграли концерт в Ливерпуле, и я подумал, можете ли вы ощутить, как рёв толпы отдаётся в костях." И публика тоже почувствовала это... Песня, попала в чарты сразу на 1-ое место. Такого не бывало со времен Битлз.

SQUEEZE ME PLEEZE ME (Обними меня, порадуй меня) тоже попала сразу на 1-ое место и тоже вдохновлена публикой.


  После «Coz I Luv You» я принёс домой «Sladest». Обложки пластинок сфотографировал.
Тогда я увлекался фотографией. Те негативы тоже находятся в нашем архиве.
 Почему сегодня я вспомнил о SLADE? Наверно потому, что одна из моих любимых их «вещей» - «Cum On Feel the Noize». И получилось так, что сегодня я её слушал на полной громкости.
Вчера был дождь и мы немного прогулялись с моей знакомой журналисткой в районе станции «Братиславская».
Сентябрь был полон неожиданностей.

   
 
 



 to be continued….






 

                29 сентября 2020
                20:27


Рецензии