от Матфея Евангелие. 13

Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел вблизи моря. И собрался к Нему в множестве народ, так что Он взошёл в лодию, и сел; а народ весь стоял на берегу. И их научал притчами же мнозе, так вещая: вот, вышел сеятель сеять; и когда сеял он, при дороге упало иное, да птицы налетели и исклевали то; иное упало на места каменистые, где немнозе да было земли, так скоро взошло, оттого что была земля неглубока. И когда же взошло солнце, увяло, и оттого что не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его же; а иное в добрую землю упало да плод принесло: одно и во сто крат, иное в шестьдесят, а иное же в тридцать. Тот у кого уши есть, да услышит! Приступив, ученики рекли Ему: оттчего же вещаешь им притчами? Он отвечал им: для того, что вам вверено знать тайны Вышнего Царствья, а им не вверено, так что, кто имеет, тому будет вверено и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому вещаю им притчами, что они же видя и не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, кое речет: «слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, оттого что огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да и не увидят глазами, и ушами не услышат, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я их исцелил». Ваши очи да блаженны, что видят, и уши ваши, что услушают, ибо истинно вещаю вам, что и мнози пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и услышать, что вы слышите, да и не слышали. Вы же выслушайте значение сей притчи о сеятеле: итак, к всякому, слушающему слово о Царствьи и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в его сердце — вот кого означает посеянное да при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто услышит слово и тотчас же с ликованием принимает его же; а не имеет корня в се и непостоянен: когда скорбь или утеснение за сие слово настанет, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии же означает того, кто услышит слово, но забота века сего да обольщение ж богатства заглушает слово, и оно бывает безплодно. А посеянное на земле доброй означает слышащего же слово и разумеющего, кой да бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать. Другую притчу Он представил их вниманию, вещая: Царство Божие человеку подобно, кой посеял доброе семя на поле своём; когда же народ спал, пришёл враг его да посеял в пшеницу плевелы и ушёл; а когда взошла зелень да плод появился, тогда явились плевелы. Придя же, рабы домовластителя рекли ему: «господин! не доброе разве сеял ты семя на твоём поле? откуда же на нём плевелы»? Он же отвечал им: «враг человек сделал это». А рабы рекли ему: «если ты хочешь, мы пойдём, и выдергаем их»? Но он изрек: «нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте же расти вместе то и иное до жатвы; и я скажу в время жатвы жнецам: плевелы прежде соберите и свяжите их в связки, да чтобы их сжечь, а пшеницу уберите в житницу мою». Иную притчу Он им представил, вещая: Царство Божие горчичному подобно зерну, кое человек взял и на поле своём посеял, кое, хотя и меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится ж деревом, так что да прилетают птицы и в ветвях его укрываются. Иную притчу вещал Он им: Божие Царство да подобно закваске, женщина кою, взяв, внесла в три меры муки, доколе не вскисло всё.
34. И всё сие Иисус народу вещал притчами, да без притчи не реклъ им, да сбудется ж реченное через пророка, вещает кой же: «отверзу в притчах уста Мои; изреку да сокровенное от сотворения мира». Тогда Иисус, отпустив народ, взошёл в дом. И, к Нему приступив, ученики Его да обратились к Нему: изъясни ж нам притчу об плевелах на поле. Отвещал Он же им: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; а поле есть мир; доброе семя — это сыны Царствья, а плевелы — сыны лукаваго; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы это Ангелы. Посему коим образом собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине же века сего: Сын Человеческий Ангелов Своих пришлёт, и соберут из Царства Его же все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
43. тогда праведники воссияют, точно солнце, в Царстве Отца их. Тот у кого уши есть да услышит! Ещё: Царство Божие сокровищу подобно, да скрытому на поле, кое, найдя, человек утаил, и от ликования о нём продаёт всё, что имеет, да покупает поле то. Ещё: Царство Божие купцу подобно, ищущему жемчужин хороших, кой, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её. Ещё: Так Божие Царство да подобно неводу, закинутому в море и кой захватил рыб всякаго рода, и когда же он наполнился, на берег вытащили его да, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине же века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут злых в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов. И спросил Христос Иисус их: поняли ли вы всё это? Они же отвещают Ему: это так, Господи! Он же им изрек: поэтому всякий книжник, наученный да Божию Царству, подобен хозяину, кой из сокровищницы своей выносит новое и старое. И, когда окончил Христос Иисус притчи сии, пошёл оттуда. А придя в отечество Своё, их учил в синагоге их, так что они же изумлялись и рекли: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его же ли Мать именем Мария, и Его да братья Иаков да Иосий, и Симон, и Иуда? и сёстры Его же не все ли между нами? у Него же откуда это же всё? И соблазнялись о Нём. Иисус же им изрек: нет пророка без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём. И не совершил там мнозих чудес по неверию их.


Рецензии