Преступление и наказание - 3

                «Ум служит нам порою лишь для того,
                чтобы смело делать глупости».
                Франсуа де Ларошфуко (1613 - 1680)

15 сентября 1613 года в Париже родился французский писатель, автор сочинений философско-моралистического характера Франсуа де Ларошфуко. Результатом жизненного опыта Ларошфуко явились его «Максимы» (Maximes) – сборник афоризмов, составляющих цельный кодекс житейской философии.
Однако на очень многих советских детей повлияли не «Максимы» Ларошфуко, а другая его книга – «Мемуары». Дело в том, что именно в ней Александр Дюма нашёл историю про подвески Анны Австрийской, которая была положена в основу романа «Три мушкетёра».
Кстати, в том году, когда родился Франсуа де Ларошфуко – в 1613 году – Россия обрела новую царскую династию в лице Михаила Романова.                Википедия
                ***************
Здесь я привожу лишь некоторые максимы Ларошфуко – думаю и их вполне достаточно, чтобы убедиться в том, насколько в своих бедах виноват сам человек, вот они:
                ***************
«Как бы ни был проницателен человек, ему не постигнуть всего зла, которое он творит».

«Опаснее всего те злые люди, которые не совсем лишены доброты».
«Человек истинно достойный может быть влюблен как безумец, но не как глупец».

Долговечность наших страстей не более зависит от нас, чем долговечность жизни.

В человеческом сердце происходит непрерывная смена страстей, и угасание одной из них почти всегда означает торжество другой.

Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем  себя,  что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны.

У нас не хватает силы характера, чтобы покорно следовать всем  велениям рассудка. Слабость характера - это единственный  недостаток,  который  невозможно
исправить.

Сила  и  слабость  духа  -  это  просто   неправильные   выражения:   в действительности же существует лишь хорошее  или  плохое  состояние  органов тела.

Наши прихоти куда причудливее прихотей судьбы.

Нам дарует радость  не  то,  что  нас  окружает,  а  наше  отношение  к окружающему, и мы бываем счастливы, обладая тем, что любим, а  не  тем,  что другие считают достойным любви.

Люди, верящие в свои достоинства, считают долгом быть несчастными, дабы убедить таким образом и других и себя в том, что судьба еще не воздала им по заслугам.

Каких только похвал не возносят благоразумию! Однако  оно  не  способно уберечь нас даже от ничтожнейших превратностей судьбы.

Изящество для тела - это то же, что здравый смысл для ума.

Ум всегда в дураках у сердца.

                **************

А теперь резонно задаться вопросом: а можно ли человеку, не быть, по выражению Цицерона, «Зачастую, самому себе злейшим врагом»? А давайте-ка составим хотя бы малую толику тех качеств (по максимам Лорашфуко), которые и позволяют человеку ту самую вражду с самим собой:

- недостаток проницательности в отношении своих дел;
- злость, при недостатке доброты;
- влюбленность (до глупости) в себя;
- долговечность наших страстей;
- непрерывная смена страстей;
- безвольность;
- слабость характера;
- слабость духа ( из-за плохого состояния органов тела);
- причудливость наших прихотей;
- любовь к тому, что недостойно любви;
- чрезмерно высокое отношение к своим достоинствам;
- обида за недооценку;
- неприятие превратностей судьбы;
- непонимание истоков и последствий здравого смысла;
- приоритет сердечных чувств по отношению к уму.

                **************

А ведь, это лишь малая толика того, что мешает нам не быть самим себе – злейшим врагом! А теперь я позволю себе опять вернуться к цитате Курта Воннегута:
   
    «Как это приятно - ничего не чувствовать и
      всё же считаться живым.»

Разве это плохой признак, или плохая характеристика:
                «Живой человек!»
И надо то, для этого, всего лишь «ничего не чувствовать», да ещё и чувствовать, при этом, приятность?!
И, возможно даже, не придется искоренять в себе всё то, что перечислено выше – а ведь там почти всё зиждется на чувствах. Только вот – маленький вопросик (да это вовсе и не вопрос для тех, кто умеет и знает), раньше это умели (вынуждены были уметь) многие. А теперь только те, кто в этом «БУКА» - это они: увлеченные, умелые и умеющие, ищущие и идущие к цели… Ну, а те, кто просто хочет быть «живым человеком» и радоваться жизни, ощущать насколько она может быть приятна – те уединяются на природе, среди её красот, и чтобы ещё больше вникнуть в её красоту и получить от неё тот самый дух и силу – МЕДИТИРУЮТ. Старики бы, сказали про них – «бездельники», и пошли пахать, сеять, косить, строить, …… В чем дело? Так всё лежит на поверхности – когда человек занят делом и делает его с душой и от души – он ничего не чувствует из того, что делает из него окружающая жизнь (пытается сделать), жизнь полная чужих и чуждых чувств. Вот и выходит, что формула: «Труд создал человека» обретает уже и ещё другой смысл: «Труд создает в человеке Человека» Только вот сразу же следует веско оговориться: правильный труд, любимый и приносящий достойный результат, профессиональный и совершенствующийся, позволяющий раскрыть всё заложенное в человека природой и поколениями… Вы замечали – стоит лишь увлечься делом – не слышно даже тиканья часов, многое, из того, что возмущает наши чувства и заставляет нас, так или иначе становиться рабами наших органов чувств и нашей памяти, уходит из нашей жизни – и мы становимся свободными, свободными от чувств. И открытыми для жизни и совершенства – для себя лично и для дела, любимого и посильного дела. Ну, кто же нас накажет за правильно сделанное правильное дело?!
                Желаю, вам, того!!!


Рецензии