Римский-Корсаков. Псковитянка

Вступление

Трагический расклад из до минор
Даст много уменьшенных септаккордов,
И мрачности октавный перебор,
Пунктирности биение прискорбно,

Как будто скачут кони, и народ
Царя уже как грозного боится,
И весь клубок трагедии боль
Навряд ли до мажором разрядится.

1
Играют девушки, прядут  из жемчугов,
И в фа мажоре молодость игрива,
И в сумерках уютный вечерок
В душе раскрыл прекрасные картины.

О казнях Иван Грозного рассказ
Доносится, о казнях без разбора,
Но дев беспечность светится из глаз,
И в ласках тонут нити разговора.

Заслушаешься - как начнется сказка,
Как посвистом сразит Тугарин змей -
Пророчество вторгается так явно
Все знаками полно среди людей.

Влюбленных разговор из ля минора
В трагический уходит до минор,
Их преданность и их любовь до гроба
Касается души так глубоко!

Безумие - взаимное признанье
Светлее станет в ля бемоль мажор,
И с князем диалог об Ольги тайне
Как детектив - затягивает взор.

И колокол "мое хоронят счастье" -
Звучит зловеще нижний до диез.
Ми септаккорд - что едет за несчастье?
Щемит глаза - о казнях тысяч песнь.

И страшно в увеличенных трезвучьях -
Всех топит без разбору грозный царь,
Детей и матерей связал он кучно,
И си бемоль и в до миноре - страх.

И слезный рев секундами уменьшен,
"За Псков великий и за старину",
И мрачен плач, исконно русской песней
Речетативы входят в глубину.

2

На фа диезе колокольным звоном
Царь едет с нагнетаньем в си минор,
Октавы у коней тяжелым ходом
И повторенье си - накал тревог.

И ариетта Ольги в ми миноре -
"Отца не знаю" - эта песнь близка
Любой приемной дочери, все тоны
Смог Римский от народа передать.

Как колокольно и подобострастно
Поклон к подножью в ре бемоль мажор,
Помилуй - в ре, а в до мажоре - славься
И Господи, храни великий Псков!

3
Лес, царская охота, гром с грозою,
Он мастер фантастических картин!
Мистичны передивы в до мажоре,
Вибрато тремол и пунктирный ритм.

Их до мажор - как заговор природы,
Вы зорьки, звезды, приголубьте нас!
В Жизнь вольную уйти, чтоб беззаботно,
Я в звуках уплываю в океан!

Схватили их - но как все деликатно,
Как музыка приятна и мягка,
Поспешна и сильна в шагах октавных,
Триолей опеванием легка.

Царь Грозный в ставке очень величаво,
Поет о прошлом, что не устоял,
Взыграло ретивое - у Ивана
И от Шелоги Ольга родилась.

Что хочет он в стране ввести законы,
Чтоб защитить, одеть все, как в броню.
И только положительные тоны
И токи в звуках музыки ловлю!

Заискиванье перед ним Матуты
В набегах хроматических секунд,
И в до диезе Туча вдруг взбунтует,
Что с Ольгой не увидеться им тут.

Раздастся выстрел в Тучу в ре миноре -
Ошибочно он в Ольгу попадет,
И царь оплачет дочку в теплом хоре,
А в ми бемоль - что милостив Господь.


После финала. Ария царя в приложении

Быть может, я когда-то разгадаю
Звучания немыслимую тайну,
Как высоко она меня качает,
И душу до добра преображает,

И отчего с Царем совсем не грозно?
А как с отцом - для дочки - безопасно?
И ария про жемчуг тайн подводных
На суд людской - особенно прекрасна?


Рецензии