Чёртово время. 12

12.

ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА.

На следующий день красные подошли к Николаевке. Завязался бой. Ни Платонов, ни Могилов ещё не знали что именно сейчас они воюют против друг друга. Несмотря на то что красные атаковали превосходящими силами быстрого продвижения не получилось. Полки Добровольческой армии оказали отчаянное сопротивление. Бои шли буквально за каждый дом. Вперёд пошла красная кавалерия, но была вынужденна отступить под сильным пулемётным огнём.
- Ах, сволочи! - ругался Сутулов. Конь под ним пал и он оказался пешим как впрочем и многие другие бойцы его бригады. На лицах бывших кавалеристов читался вопрос: что дальше?
- Чего смотрите? - крикнул Никодим,- Давай в обход вон по той улице.
Сутулов побежал первым, за ним последовали остальные.

Платонов лежал за плетнём не смея поднять головы. Шквал пулемётного огня не давал высунуться. "Чёрт, кто же это у них так шпарит из "максима?"- спрашивал он сам себя.
Вадим огляделся по сторонам. То тут, то там лежали убитые красноармейцы. Немногие живые притаились кто за колодцем, кто за углом дома, кто просто лежал распластавшись у края дороги.
Вадим прикинул расстояние от плетня до ближайшего дома. Надо проскочить. Успеет ли ли? Перекрестившись Платонов перемахнул через плетень, скатился кубарем в крапиву и уже оттуда по-пластунски превозмогая жжение проклятого сорняка добрался до угла дома. В его сторону не стреляли. "Не заметил,"- подумал он о пулемётчике. Теперь осталось зайти тому в тыл. Платонов обошёл дом, перелез через забор и осторожно выглянул на улицу. Пулемёт находился в соседнем доме но сейчас по непонятной Вадиму причине он молчал. "Кончилась лента? А может заклинила?"- терялся в догадках Платонов,-"А может выжидает?"
Вадим перебежал на другую сторону улицы и стал подкрадываться к дому откуда только что вёлся пулемётный огонь. Подойдя к двери он тихо стараясь не шуметь проскользнул внутрь держа наготове наган. Вот открытое окно, вот пулемёт. А где же сам пулемётчик?
- Дай сюда наган,- послышался за спиной знакомый голос.
- Виктор? - сомнений быть не могло, голос принадлежал Могилову.
- Давай, давай,- Виктор настойчиво повторил свой приказ. Платонов отдал наган.
- Я могу повернуться? - спросил он.
- Можешь,- ответил Могилов.
- Ну здравствуй,- сказал Платонов глядя на бывшего друга,- Жив.
- Как видишь,- ответил Могилов,- Да и ты тоже, слава Богу. Я тебя ещё у плетня приметил.
- Спасибо,- сказал Вадим.
- За что? - не понял Виктор.
- За то что не убил,- пояснил Вадим.
- Садись,- Виктор указал наганом на табурет, сам сел на стоящий в углу стул,- Давно мы не виделись.
- Давно,- согласился Платонов и усмехнулся,- Чёрт, как в старинных романах.
- Ты про что? - спросил Виктор.
- Да про нашу встречу,- ответил Вадим и тут же спросил,- Как ты?
- Нормально,- ответил Виктор,- А ты? Как у безбожников служится?
- Не знаю,- Вадим потупил взгляд,- Запутался я. Совсем запутался.
- И что же мне теперь с тобой делать? - спросил Виктор.
- А ты застрели бывшего друга чтоб не мучился,- предложил Вадим,- К вам мне хода нет, а с теми я уже не могу.
Виктор молчал.
- Чего молчишь? - Вадим посмотрел на Виктора,- Помоги в последний раз своему бывшему другу, а?
- Я не убийца,- возразил Могилов,- Хочешь, поговорю с нашим командованием?
- Зачем? - Вадим тоскливо посмотрел на Виктора,- К вам я всё одно не пойду.
- А куда же ты пойдёшь? - спросил Виктор.
- Не знаю,- Вадим шумно вздохнул.
Ни Виктор, ни Вадим не заметили как в дом прокрался Сутулов. Он уже несколько минут стоял за дверью и слушал их разговор. Резко распахнув дверь Никодим в упор расстрелял Платонова из маузера, навёл оружие на Могилова, но тут оказалось что пистолет пуст. Сутулов в горячке всё жал на спусковой крючок, маузер же предательски молчал.
- Контра, сука! - крикнул Сутулов, но это были последние его слова. Виктор разрядил в него весь наган и комбриг упал замертво рядом с убитым Платоновым.
Могилов сняв фуражку ещё долго стоял над убитым Вадимом. Ему вспомнился довоенный парад 1913 года. Питер, Дворцовая площадь, Государь. Вадим и Виктор идут в едином строю. Играет оркестр, слышится:"ура Государю!" И они все кто идёт в этом строю отвечают троекратным "ура!" Государь улыбаясь отдаёт честь своим верным войскам...
Могилову ещё долго будет казаться что со смертью Платонова что-то переменилось в нём самом. Что-то у него отобрали, чего-то не стало. Виктору будет суждено воевать ещё не один год и дойдя до Крыма он сочтёт невозможным эвакуироваться. Он не сможет уйти из России, не сможет покинуть Родину и не видя иного выхода застрелится из этого самого нагана из которого он только что убил комбрига Сутулова. Но это будет нескоро, а сейчас Могилов припал к "максиму" и продолжил вести пулемётный огонь, ведь бой ещё не кончился.


Рецензии