Дацан Питера

                Его посетив -
                Прикоснёмся к Тибету...

                К духовной стезе
                Самого Далай-Ламы...

                И, может быть,
                Будда
                Кому-то за это
                Откроет путь
                Света,
                Для прочих запретный...

                Возможно, нелёгкий...

                Но истинный самый!..
                03.12.2022.



Дацан «Гунзэчойнэй» который расположен в «Старой Деревне» по адресу: Приморский пр. 91, аккурат напротив входа по 3-му Елагину мосту в ЦПКиО, три раза - самый! Самый первый в Европе, самый северный и самый дорогой (в смысле стоимости здания). Его история появления в нашем городе по-своему уникальна и парадоксальна. Обычно как? На некой территории появляются представители какой-либо религиозной конфессии. Со временем их количество увеличивается до общины, затем до поселения, затем окраина, район…, людей становится так много, что им требуется свой храм. Они его строят. С появлением нашего буддистского храма всё вышло с точностью наоборот!

Сначала появился храм!

На момент постройки Дацана «Гунзэчойнэй» в Санкт-Петербурге насчитывалось всего около двухсот буддистов. Как же так получилось?

Справка: в переписи населения 1869 года в Петербурге отмечен только один буддист, назвавшийся разночинцем. К 1897 году их было уже 75, в 1910 году – 184, по большей части это были калмыки и буряты.

История буддизма в России берет свое начало в XVII веке, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство. В 1741 году императрица Елизавета Петровна подписала указ, согласно которому буддизм был признан одной из религий в Российской империи на государственном уровне.

Спустя 23 года Екатерина Великая учредила должность Пандита-хамбо-ламы — главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Таким образом она приравняла буддизм к официальным религиям, а в ответ на это бурятские ламы назвали ее воплощением Белой Тары (бодхисатвы, то есть просветленного существа, исполненного мудрости на земле).

Затем манифест Павла I (1797) и указ Александра I (1822) подтвердили свободу вероисповедания буддизма и его распространение по территории России. Поэтому последующее ходатайство Далай-ламы (духовного главы тибетского народа) о строительстве буддийского храма (дацана) в северной столице не вызвало отрицательной реакции в обществе. Его российским представителем стал лама (религиозный учитель) Агван Доржиев, который и занялся осуществлением проекта.

Агван Доржиев родился в 1853 году в Забайкальской области в улусе Хала-Шибирь. В 19 лет отправился паломником в Монголию и Тибет. Учился в Урге (совр. Улан-Батор) и в Гоман-дацане в одном из трёх главных монастырей Лхасы. Получил богословское образование и высшую философскую учёную степень лхарамбы.

В числе семи высших учёных лам состоял при Далай-ламе XIII, участвуя в его обучении буддийской философии и литературе. (Вы же, наверное, помните, что Далай-лама, после своего ухода из этого мира, перерождается в новом ребёнке мужского пола, его находят, растят, заново обучают.) Положение цэншапа, партнёра по философскому диспуту — важнейшему компоненту буддийского образования — позволило Доржиеву позже стать одним из ближайших советников Далай-ламы и крупной фигурой в тибетском государстве. Удивительный человек. Обыкновенный мальчишка из глухой сибирской деревни (улуса), стал правой рукой Далай-ламы.

В 1895 году Агван Доржиев всячески содействует российскому экспедиционному отряду во главе с Петром Бадмаевым, первыми из европейцев, попасть в столицу тибетского государства – Лхасу, за что получает знак признательности от Николая II – часы с его монограммой.

Весной 1898 года Агван Доржиев, приехал в Санкт-Петербург в качестве тибетского посла в России. Далай-лама через Доржиева просил царя Николая II о покровительстве над Тибетом и защите Страны Снегов от опасности, которую представляла собой Британская империя.

Николай II встретился с Доржиевым в Петергофе благодаря протекции князя Э. Э. Ухтомского. Член Российского географического общества, философ, бизнесмен, поэт и политик.

В ходе аудиенции с царём Николаем, Доржиев, кроме прочего, предложил построить в Санкт-Петербурге буддийский храм, чтобы способствовать политическому сближению России и Тибета. Николай II заверил Доржиева: «Буддисты в России могут чувствовать себя как под крылом могучего орла».

После этой встречи в петербургской газете «Строитель» появилась заметка о том, что возбуждено ходатайство об открытии в столице Российской империи небольшой «буддийской молельни».
 
В июне 1901 года он наконец получил устное разрешение на строительство дацана и занялся сбором средств на это, путешествуя и собирая пожертвования среди бурят и калмыков.

16 марта 1909 года #АгванДоржиев приобрел на окраине Петербурга, в Старой Деревне, на углу Благовещенской улицы (ныне Приморский проспект) и Липовой аллеи участок земли площадью 648,51 кв. саженей, уплатив за него 18 тыс. рублей, и закупил часть необходимых строительных материалов.

Проект дацана разрабатывал архитектор Гавриил Барановский – автор зданий магазина братьев Елисеевых и Русского географического общества в Петербурге. Строили его по канонам тибетской архитектуры. Половину средств на работы пожертвовал Далай-лама XIII, часть – Агван Доржиев, а остальное собрали у верующих Бурятии и Калмыкии. Храм стал одной из самых дорогих буддийских построек в Европе – вместо традиционного кирпича здесь использовали колотый гранит. Консультировала их специально созданная комиссия учёных-востоковедов.
 
В начале XX века дацан был одним из самых необычных зданий Санкт-Петербурга. Обычно дацаны строили из дерева и кирпича, но этот был возведён из гранита. Монументальное здание обладало ярким декором, большим количеством позолоченных элементов и витражами, изображавшими восемь благих символов. Автором последних был #НиколайРерих. За оттенок стен дацан получил прозвище «Аметистовый храм».

В 1913 году в храме прошла первая служба. Церемония освящения состоялась в 1915 году, на ней присутствовали представители правительств Николая II, Далай-ламы XIII, сиамского короля Рамы VI и монгольского Богдо-гэгена VIII.

После революции в 1917 года, Агван Доржиев нашёл в себе силы и смелость заняться политической и религиозно-реформаторской деятельностью.
 
Во время Гражданской войны, в 1919 году храм в Петрограде подвергся разграблению: пропали сотни бронзовых и позолоченных бурханов, мебель, личные вещи лам, была разбита статуя Будды, сожжены уникальная библиотека тибетских манускриптов и огромный архив Доржиева, посвящённый взаимоотношениям России, Тибета, Англии и Китая, собиравшийся на протяжении 30 лет. Доржиеву удалось реставрировать храм, несмотря на царившую в стране разруху.

Как и до революции, он находился в постоянном диалоге с властью. Теперь его собеседниками были не Николай II и министр иностранных дел Извольский, а Ленин с Луначарским. Но речь шла всё о том же: о свободе вероисповедания, культурном строительстве и их необходимости для процветания государства и его граждан. На этих встречах Доржиев подчёркивал, что буддизм — не религия, а философия, что в нём присутствуют общие с коммунизмом идеи (буддийский социализм) ответственности каждого за общее дело.
 
Усилия Доржиева способствовали созданию бурятских автономий в РСФСР и Дальневосточной республики. В 1921 году #Доржиев смог добиться возвращения буддийской общине храма в Петрограде.

В ноябре страшного 1937 года 85-летний Доржиев был арестован в Бурятии. В 1938 году он скончался в тюремной больнице города Улан-Удэ. Место захоронения неизвестно.

В период Великой отечественной войны (1941-1945) храм утратил свои функции, в нём установили военную радиостанцию, которая работала до 60-ых годов. В 1960-ом году по прошению Ю. Н. Рериха, сооружение передали во владения Академии Наук, после чего его превратили в лабораторную Зоологического института (ЗИН РАН).

К буддистам храм вернётся лишь в 1990 году.


Рецензии
Привет, Вадим! Отлично! Очень интересная и познавательная работа! Странно, но совсем забыл о его существовании!

Игорь Лебедевъ   09.12.2022 09:37     Заявить о нарушении
Хочется побывать внутри!

Вадим Константинов 2   09.12.2022 12:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.