Шлюз верности

Шлюз верности Петровскому творенью,
Воздать его Божественной Рукой,
Дано тому , кто Дух Любви Богоявленью,
Здесь сотворил над царственной мечтой.

Увековечив для народа Свет Сиянья,
Немеркнущего достижением в веках,
Истока русского любви слиянья,
С высот юпитерских сойти в умах.

До новогреческого стиля в обрамленье,
Высоких вод , стекающих в залив,
Здесь замок заложив и в откровенье,
Дух мастеров в любви соединив.

Навеки златоносной Бога славой,
Соединить в истории величия тома,
Как Дух России , ставшей Мировой Державой,
Соединил людей , Самсона Дух Боготворя.

Сияющего солнечным знаменьем,
В подножии Святой Горы,
Творя Величием России ,Света Откровеньем,
Величие Любви Божественной Страны.

Ваявшей мир на знаках для короны,
Искавшей путь к величию основ,
Творящих в деле не препоны,
А суть любви Божественных Миров.

По первоначальному замыслу Петра I в Петергофе в честь победы над Швецией должен был быть создан фонтан с изображением Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, но этот план не был осуществлен.

К идее установки памятного фонтана вернулись в царствование императрицы Анны Иоанновны, когда в 1734 году шла подготовка к празднованию 25-летия Полтавской победы, одержанной в 1709 г. Считается, что фигура Самсона появилась в связи c тем, что Полтавская битва состоялась в день Самсона Странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней.

По первоначальным замыслам, при создании Большого каскада в ковше перед ним фонтан не планировался и при жизни Петра I фонтана в ковше не было. Впервые фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» установили в ковше перед Большим каскадом Петергофа в 1735 году. За всю историю существования Петергофа перед Большим каскадом было 3 фонтана «Самсон». Первый, установленный в 1735 году, был отлит из свинца скульптором Б.-К. Растрелли, постамент для скульптуры, вероятно, спроектировал архитектор М. Земцов, а гидротехническое оснащение создал мастер-гидравлик П. Суалем. Но к 1801 году скульптура обветшала и её заменили бронзовой группой, созданной по проектам русского мастера классицизма М. Козловского. В то же время А. Воронихиным был спроектирован новый постамент.

Фонтан сильно пострадал в ходе немецкой оккупации во время Великой Отечественной войны. Оригинальная статуя была утрачена. Вероятно, погибла от огня артиллерии в 1942–1943 гг. В 1947 году скульпторы В. Симонов и Н. Михайлов на основе архивных данных, фотографий и работ М. Козловского воссоздали «Самсона», восстановленный ансамбль открыт 14 сентября 1947 года. 28 декабря 2010 года статуя была демонтирована и отправлена на реставрацию, а 17 апреля 2011 года возвращена на своё место.

История Розового павильона

26 марта (14 марта по ст. стилю) 1845 года в Петергофское дворцовое правление поступило распоряжение о начале строительства павильона «Озерки» в Луговом парке. В распоряжении было написано: «Государь Император, утвердив план, фасад и смету на постройку павильона у шлюза Самсониевского канала в Петергофе, высочайше повелеть изволил постройку сию произвесть под наблюдением архитектора Штакеншнейдера».

Павильон строился как парковый элегантный замок в новогреческом стиле. На строительство павильона Николай I выделил 61 тысячу рублей серебром, причем первые два года отпускал по 20 тысяч рублей, а на обустройство местности около павильона, рытье прудов и каналов сумма расходов была определена в 143 805 рублей 95 копеек серебром.

Гранитные работы при строительстве павильона были выполнены петербургским купцом 3-й гильдии Степаном Анисимовым, каменные работы – крестьянином Петром Яишниковым и статским советником Павлом Матвеевичем Азанчевским, живописные – Иоганном Дроллингером, железные и чугунные работы и устройство водопровода – Карлом Рейхтенбергом. В том числе лепные работы производили лепных дел мастера Тимофей Петрович Дылев, Иван Е. Косолапов и Иван Никифорович Яишников. Каменных дел мастер Давид Берри сделал мозаичные полы в помещениях павильона, а скульптор Агостино Трискорни выполнил мраморную отделку. Вся мебель для павильона «Озерки» была заказана у фирмы Гамбсов.

Император Николай I постоянно вмешивался в ход строительства павильона и вносил изменения в его первоначальный проект. Так, в 1847 году он приказал «сделать каскад, каменный мост и ванну в одной из комнат павильона». В результате на первом этаже павильона разместились: кабинет и ванная комната императрицы, гостиная, зал и два балкона. На втором этаже, в башне – кабинет императора, а над ним комната камердинера. 2 августа (21 июля по ст. стилю) 1848 года строительство павильона было окончено и освященный в тот же день павильон в Луговом парке император Николай I приказал впредь именовать «Озерки».

Каждый фасад Розового павильона отличался от остальных, все они некогда отличались собственной изюминкой и уникальностью. Венчающая павильон трёхэтажная башенка с открытой террасой еще более усиливала изысканную асимметрию. Башенка играла роль своеобразного ориентира парка, а терраса выполняла функцию смотровой площадки. Для защиты от молний на высокой башне павильона был установлен громоотвод, выполненный механиком Яхтманом.

Вид с северной стороны

С северной стороны павильона спускается красивая лестница, по уступам которой поставлены вазы и два бронзовых кентавра. Мостик через проток, соединяющий два пруда, украшен галереей из каменных столбов, перевитых вьющимися растениями. Перед лестницей разбит газон, украшенный мраморной статуей Психеи. Далее идет широкий пруд, посреди которого на островке притаилась мраморная нимфа.

Из дневника сына Николая I о прогулках в Луговом парке:
" ..поехали ужинать на острове возле Озерков. Был чудесный вид оттуда, во время ужина пускали по традиции ракеты с рук с парашютами, которые освещали всю окрестность. Воротились тем же путем..."


Современное состояние

После революции, как гласит архивный документ, павильон признали выразителем стремления «катящегося к закату самодержавия внести интимную струю в официальную обстановку показного строительства» и предложили использовать как летнюю дачу.

В 1924 году Розовый павильон отремонтировали, провели обмеры и новую атрибуцию ряда объектов. С разрушающихся архитектурных частей и украшений сняли 27 шаблонов. В павильон вернули фарфор и бронзу, составили по нему описи.

В апреле 1941 года была составлена смета на новый ремонт, все внутренние реставрационные работы решили отнести на следующий год. Не получилось: началась война, и Розовый павильон оказался в центре боевых действий.

19 июля 1941 года в Луговой парк для строительства Петергофского укрепленного района прибыл 264-й отдельный пулеметно-артиллерийский батальон. В павильоне разместился его штаб, а в обзорной башне – корректировочный пункт артиллерийского огня по немцам. Немцы обстреливали павильон, наступая с Бабигонских высот. После захвата павильона они оборудовали на башне свой пункт корректировки артстрельбы. И теперь его обстреливала уже советская артиллерия – из Кронштадта...

После войны кирпичи из полуразрушенного павильона стали разбирать местные жители. В конце 1950-х было зафиксировано, что цел цокольный этаж и шесть герм. Появились проект реставрации, фиксационный обмер, готовился проект консервации. Однако уже инвентаризация 1984 года констатировала, что Розовый павильон превратился в руины. А теперь постепенно исчезают и они.

В 2021 году КГИОП выпустил Распоряжение об утверждении охранного обязательства с планами его реставрации к 2025 году.


Рецензии