Римский-Корсаков. Садко

Сапфир вступленья в ми бемоль мажор,
И соль-ми-ре - красиво, как купава,
Всего три ноты - колыханье волн,
Но вместе басом - в глубине октавы.

А в ля мажоре славят Новгород,
И Киеву в противовес - свободу,
Казну похвалят в ярком ре мажор,
А грусть Садко -"лишь гусли" - в соль миноре.

Русалки выйдут к Ильмень в до мажор
Плести венки в хроматике арпеджий,
С Купавой встреча - в нежном фа мажор,
Взаимные восторг и восхищенье.

Три рыбки золотые -  Bb, Ab, D,
Трезвучия с красивейшими трелями,
Любимому Подарок Волховы,
И спуск на дно к лазоревому терему.

С Любавой в фа миноре разговор,
О том, что крылья не сломать свободные,
Ей в до миноре - гневно, тяжело,
В легенду это внес сам Римский-Корсаков.

Спуск в море - "Славен, грозен Царь морской",
Мотив любимый в ми мажоре счастья,
Вокруг куста ракиты хоровод,
И свадьба в си мажоре танцевальном.

А пляска речек - в ля бемоль мажор,
И плеску вод идет эта тональность,
А рыбки дотанцуют в ре мажор,
По терциям в хроматике купаясь.

Финал напевно очень в ля мажор,
И в до мажоре - Слава окияну,
И гуслей столь душевен перебор,
Морского Царства краше нет - услада.

Вдруг увеличен Фа и Фа диез -
Является вдруг под водою старец,
Трезвучьем си бемоль - ре - фа диез,
Судьбу всех трех он сразу же решает:

Садко идти - для Новгорода петь,
А Волхове - течь речкой в сине море,
Царю морскому - вовсе умереть,
И власти не иметь в морском просторе.

И сменой увеличенных и септ-
Аккордов, и трезвучий уменьшенных,
На дно уходит царь морской и все
До нижней фа, как в "Младе" Чернобожье.

Но вверх плывут Садко и Волхова,
Волнуются ходы секундо-терций,
Доходят до земли и верхней фа,
И в ре мажор - на тверди поднебесной.

И в фа миноре спящему Садко
Она поет как танец колыбельной,
В ней столько хроматических ходов,
И что "Тебе довеку буду верной".

Восторг уходит в верхний соль диез,
Что песни его - всю заполонили,
Бемоли - отошла в туманы рек,
Диезы - песни чудные пленили.

Любава плачет где-то в соль минор,
Там ноты опеваются трезвучий,
Затем уходит в соль диез минор,
И в ля миноре - встреча, образ жгучий.

Подъем до фа шестой, и в фа мажор
Он просит у жены своей прощенья,
И счастьице, и праздничек - и в до
Видна им Волхова, туман рассеян.

По Волхове плывут его ладьи
В морском и светлом ля бемоль мажоре,
Он песней смог Царя морей пленить,
Он реку дал - и путь проложен к морю!

Так "песня как примана - велика"!
Молиться просит старцу в фа мажоре,
И Слава морю, Слава, Волхова,
А людям - поученье в высшем хоре.

Слушала Садко 1980 Большой театр. Декорации красивые, но у Коровина лучше. Почему все - и пение, и декорации со временем станятся только хуже? И язык тоже.
Волхову пела первой Забела-Врубель! Как это сложно!
Играть клавир - очень певуче и удобно, даже неожиданно легче других опер и приятно.
Кстати, он написал поэму за 2,5 месяца! Партитура симф поэмы (не оперы) «Садко», начатая 14 июля, была окончена 30 сентября 1867. - Летопись стр 27, там разбор Des-D, Лист на горе, Мефисто-вальс.


Рецензии