Забытые имена. патриарх

Забытые имена. Патриарх.

Посвящено патриарху Руси – Никону.

Первая часть.

Личность этого патриарха,
Никона – выделяется,
Из череды всех однотипных,
Церковных иерархов там.

17 того века.
Как выделялся тогда царь,
Иван Грозный, с череды «скучных»,
Московских Рюриковичей.

Между двумя фигурами там,
Допетровской истории,
Много общего, как духовно,
И также как физически.

(Природная телесная мощь, непомерное властолюбие,
Кипучий темперамент и беспощадная жестокость к противникам)

1605 год

Он из семьи был обрусевших,
Финно – угров. Звали его,
Никитой Миновым. Уж позже,
Он станет Никоном уже.

С детства познал «почём фунт лиха»,
Родная мать же умерла,
После рождения Никиты,
Воспитан мачехой он был.

А воспитанье заключалось:
Что она избивала там,
Пасынка – голодом морила,
Пыталась будто бы убить.

Единственным спасеньем было,
Никиты – просто убежать.
Ушёл «грамоте обучаться»,
В Макариев монастырь, он.

(В Желтоводский)

А повзрослев, Никита принял,
Священника сан. В 30 лет,
Постригся он тогда в МОНАХИ,
Под именем Никон уже.

1643 год

А в 38 лет, тот Никон,
Достиг и первого поста,
Серьёзного, в своей карьере -
Он стал ИГУМЕНОМ впредь там.

(Кожеозёрского монастыря в Архангельской области)

Ново - поставленный же каждый,
Игумен, по традиции,
Должен был там в Москву явиться,
И там «представиться» царю.

На богобоязненного же,
Алексея Михайловича,
Царя, ещё ж всё ж молодого, - 
Поп впечатленье произвёл.

(Причём даже сильное)

И повелел тот самодержец,
Перевести того в Москву.
Поближе к царскому двору там,
Архимандритом Никон стал.

(Столичного Новоспасского монастыря)

Апрель 1652 года

Вдруг умер патриарх Иосиф.
В июле был торжественно,
Возведён Никон на престол там,
ПАТРИАРХА всея Руси.

«Патриарха Московского и всея Руси»

Никону удалось занять там,
Всё ж исключительное уж,
Положение при особе,
Алексея Михайловича.

Этот очень религиозный,
И нерешительный же царь,
«Тишайшим» прозванный в народе,
Благоговел пред Иосифом.???

А как же мог он устоять там,
Пред обаянием теперь,
И натиском Никона, который,
Как «Демосфеном православным» был.

Недоброжелатели даже,
Никона признавали же,
За ним ораторский огромный,
Талант. Также и как политика.

(С волевой целеустремлённостью первоклассного политика)

В момент интронизации же,
Никон добился от царя -
Не вмешиваться – обещанья,
В дела Церкви. Ну, и в его.

Не проявлением то было,
«Рвения православного»,
А доказательством лишь только,
Большого честолюбия.

(Даже непомерного Никона)

Он органически не мог же,
Терпеть над собой чьей – то там,
Власти. Даже уже и царской.
Безраздельно править хотел.

Про Никона же говорили,
Что он, будто бы там мечтал,
Присвоить себе титул Папы,
Огромную давал тот власть.

(Которым в древности пользовались не только
Римские, но и некоторые восточные патриархи)

Вторая часть.

Всё же что – то в Никоне было ж,
Не только от «Грозного», но,
И от Петра - Первого также -
Тяга к ломке всей старины.

Ни с чем, однако, не считаясь.
Не гнушаясь насилия.
К тому же и не признавая,
Противоречий никаких.

Народная молва связала,
Великих два имени там,
Петра (1) и Никона. Недаром,
Всплыли легенды  же о них

При жизни Петра (1) уж гуляла,
Легенда, «что отцом Петра (1),
Не Алексей Михайлович был,
А грозный Никон – патриарх»

(В него, мол, и пошёл Пётр (1) своим свирепым нравом)

Но современная наука,
То, историческая, всё ж,
Не подтверждает же «отцовства»,
Мнимого, Никона того.

Но появление тех слухов,
Факт знаменателен всё ж был.
Фигура Никона, и правда,
Уж очень выделялась там.

На том безликом тогда фоне,
Московской Руси. Что и впрямь,
«Породнить» Никона там можно,
С Петром – Первым. А с кем ещё ж?

(С этим «революционером на троне», как
Называл Петра, Герцен)

В первые годы на посту том,
Никона – патриарха, там,
Между ним также государем,
Было единодушие.

После ж интронизации же,
Патриарх начал уже там,
Свои церковные реформы,
Кои к кризису приведут.

В Русской же церкви православной,
Серьёзнейший кризис придёт,
Какого не было там раньше -
К Расколу то всё приведёт.

Исходной же точкой Раскола,
Стал там «украинский вопрос».
Добровольно, но с принужденьем,
К Руси ту присоединят.

(В 1654 году. Обсуждение возможности того
началось задолго до этого)

Перед центральной тогда властью,
Проблема вышла новая:
Православие ж Украины,
Отлично от московского.

(В своей обрядовой части. Равно как и греческое,
Болгарское и сербское)

Чтоб быть единым государством,
Нужно было заставить там,
Ту Украину изменить все,
Обряды их. Или – самим.

(Или центральной московской измениться совсем)

Второй вариант выбрал Никон.
(Детали же пропустим тут)
Главное – русские не примут,
Этих всех изменений там.

(В своей значительной массе)

Суть непомерных же амбиций,
Никона – должна была там,
Привести уже к столкновенью,
С царской властью той на Руси.

Каким бы ни был там «тишайшим»,
Царь Алексей Михайлович,
Отказываться ж добровольно,
От власти, ясно, не мог царь.

В пользу первосвященника там,
Пусть и талантливого всё ж,
И самый дегенеративный,
Монарх не стал бы никогда.

Патриарх Никон – стал опасен.
Для правящей верхушки той.
Собственником был богатейшим,
На Руси той после царя.

В подчинении находилась,
Экономическая мощь,
Всей православной тогда церкви,
Никон в Церкви – был как монарх.

Его не сдерживали вовсе,
Законы. За мельчайшую,
Провинность там архимандритов,
И протопопов – в тюрьмы всех.

(Заключали в оковы, гноили и сажали)

 Никон добавил в патриарший,
Свой титул и слова ещё ж:
«Великий Государь». Такого,
До него, после – не было

Он сравнивал власть патриарха,
Со светом Солнца. Власть царя –
Со светом Луны. Что там светит,
Лишь отраженьем Солнца там.

(Отражённым солнечным светом)

И было очевидно: Никон,
Стремился утвердить тогда,
Главенство патриаршей власти,
Над властью государя там.

(Своей, никоновской власти!)

И рано или поздно, царь тот,
«Тишайший» должен был сказать:
«Хватит!»- чтобы не превратиться,
В вассала Никона того.

1658 год

Ясно, царь не желал такого.
Вынужден был покинуть всё ж,
Никон Москву. После укрыться,
В Новоиерусалимском монастыре.

С себя, однако, он не сложит,
Там сана патриаршего.
И этим осложнил он дело,
Там для противников своих.

(Политических)

Времена те, когда с верхушкой,
Русской церкви могли тогда ж,
Не церемониться там очень,
Прошли со смертью же царя.

Ивана Грозного. Теперь же,
Процесс же избавления,
Там от «строптивого монарха»,
На годы затянулся там.

Царю и его приближённым,
Пришлось там созывать в Москве,
Собор церковный. На нём должны,
С Востока патриархи быть.

(Антиохийский и Александрийский)

И лишь решением Собора,
Соблюдав все формальности,
Никона «скинут» с патриарха,
Просто в монаха низведён.

(Никон был лишён патриаршего достоинства)

После суда того Собора,
Никон сначала сослан был,
Там в Феропонтов - Белозёрский,
Монастырь. А потом в другой.

1681 год

Уже в Кирилло – Белозёрский.
В тот год больному Никону,
Разрешено было ж вернуться,
В его любимый монастырь.

(Подмосковный Новоиерусалимский монастырь)

В августе, на пути в него, он,
Скончался. Так прошло,
Время деяний всех «монарха»,
Церковного. Боли – Руси.


Рецензии