основа основ

...Пришлите мне эту книгу со счастливым концом!

Бродский






Всё мельчает, и книги теряют листы,
искажая стихи, а статистика лжёт.
Я уже не смогу быть с тобою на "ты",
и на "вы" не смогу, начиная отсчёт
с новой даты, и с новой страницы судьбы -
под вопросом начало, а там поглядим.
Ну, зачем добавлять к утверждениям - "бы"?
Я бы... Ты бы... Сюжетец неисповедим,
извини за насмешливый тон этих строк.
Ничего мы не знаем, сомнений полно.
Я бывал неоправданно резок и строг,
сочиняя стихи. Вот такое кино.
Чёрно-белое, графика, шелест страниц,
диалоги, пейзажные сцены... обрыв.
Это время, которое падает ниц,
всё, что было назначено, договорив,
Показав, что двоим не хватает листа -
может, вымарал бог, может, вырезал чёрт,
и поэтому думаю, что неспроста
всё на свете намного быстрее течёт.
Ничего не находится в календарях,
на страницах напрасно прочитанных книг,
просто мир постарел, рассыпается в прах
и цветок на окне захирел и поник
и пожухла трава, и сюжетец не нов,
извини за иронию, как без неё...
Нам казалось, что книги - основа основ,
а на деле все книги - сплошное враньё
с неуместной частицей - а я бы... а ты...
Никаких утверждений, вопросы одни.
Мы на "вы"... Но прошу - посреди пустоты
непрочтённый листок для меня сохрани.
Чтобы как-то держаться ещё на плаву,
хоть немного пожить, позабыв обо всём -
дочитать пусть не книгу, а только главу.
Пусть одну. Но зато со счастливым концом.


Рецензии
звенящее такое... почему-то именно так для меня воспринимается.
и ещё выскажу очень субъективное (а каким бы оно было ещё?) мнение о строчках про книги (которые, безусловно, сильно прозвучали и цепляют): там не враньё, это то [мнение/ощущение/мысли/впечатления (ненужное зачеркнуть)] того, кто это написал. просто те эпохи вот такое оставили отражение. и, если бы упомянутые классики не сделали бы это в меру гениально/талантливо, то все и "творения" благополучно сгинули и забылись бы, несть числа таким примерам... то, что это не отражает день сегодняшний, ну так... их вина разве? но это же не равно тому, что это враньё, не правда ли?) я бы сказала, что произошла "расфокусировка" с теми книгами - не больше. но "ничто не ново под луной" и история (как говорят) ходит по кругу, как правило (или по спирали - кому как). я к чему? к тому, что выбор книг по тематике и авторам сильно в течение жизни и в силу обстоятельств меняется... сказал бы мне кто лет 10 назад, что я буду читать то, что читаю сейчас... сильно бы я удивилась.
вот такие вот "мысли по поводу".
и я - исключительно за счастливые концы
спасибо

Нимродель   10.12.2022 20:27     Заявить о нарушении
спасибо, Светлана.

возможно, Вы правы... вопрос лишь в том, почему поменялись вкусы, выбор стал другим. детские книги уходят с возрастом (не всегда, но чаще всего), это понятно. в какой-то момент Карлсон кажется уже не весёлым шалопаем, а каким-то мерзким, самодовольным и трусоватым персонажем. но другие книги? может, мы начинаем понимать, сколько в них было неправды... откровенной лжи, заказов сверху, манипулирования? у меня нет ответов, честно говоря.

Винил   10.12.2022 21:02   Заявить о нарушении
да как бы сказать-то, Лев... есть у меня некая уверенность (про "детские книги" - особенно), что сильно влияет, в числе прочего, перевод и редактура. Про Карлсона - не буду, ибо не читала оригинал, а вот с "историей" Винни Пуха ознакомилась уже в не детском возрасте. И, мягко говоря, впечатления очень разошлось с уже имевшимися "детскими стереотипами".
что касается "заказов сверху"... я как бы имела в виду именно классиков. мне сложно представить что Пушкину, Толстому и иже с ними поступали такие вот "заказы сверху". равно как и Стивенсону, Конан Дойлу, Джеку Лондону... ну, разве что, если мы переместимся немного в мистику и припишем к этому "явление музы", которая "диктует автору..." (и прочая, прочая...). сразу оговорюсь, что перечисленные авторы - не входят в число "любимых" (у меня и нет таких списков, есть любимые книги и они разными авторами написаны) и что к "на меня снизошла муза" - отношение... как ко всему чересчур высокопарному. у меня почему-то есть впечатление, что "заказы сверху и манипулирование" - это из более позднего по времени (или ближе к нам по времени) периода. и из него кого-то зачислить однозначно в классики пока рановато) повторюсь, что для меня те авторы, книги которых прожили какое-то время и не канули при этом в небытие (но и не искусственно записывались в популярные) - это как фиксация впечатлений и ощущений человека о том времени, в котором он живёт, "летопись" своего рода, но только не строго документальная, а "пропущенная через себя". и из таких "кусочков" складывается "мозаичное панно" того времени.
и это касается не только книг, которые описывают более-менее "реальные события", но и фантастика, фэнтези. читаешь разных авторов и видишь, насколько картина меняется.
ответ на вопрос "почему меняются вкусы и выбор книг" у меня ответ простой: потому что жизнь меняется и человек - тоже. по моему разумению, читая книги мы пытаемся либо что-то для себя понять (найти в них какие-то ответы на свои вопросы, или подтверждения своим мыслям, или "дополнить" что-то недостающее в понимании мира для себя), либо, наоборот, "переключиться" (или "перезагрузить голову"). книги - это своего рода беседа, диалог ("вначале было Слово") и совершенно естественно, что порой мы меняем "собеседников". Вы, в частности, могли перестать читать какого-то автора, обнаружив, что он Вам (как читателю) лжёт. это - нормально. я только не за обобщения)

Нимродель   10.12.2022 22:49   Заявить о нарушении
согласен, Светлана, но только отчасти... заказ сверху, не всегда от властей в прямом смысле. есть ещё время, есть ещё - "историю пишут победители", есть религия и прочее. и Слово о полку Игореве, если почитать Олжаса Сулейменова, окажется не совсем тем, что мы думали. плюс к этому, многие классики занимали должности, положение, должны были угождать власть имущим... а уж о "документалистике" я вообще молчу. говорю совсем не только о российской/русской, но и о куда более древних из разных стран, в первую очередь Греция и Рим, ну и т.д. впрочем, я далеко не специалист в таких вопросах. а в юности предпочитал приключения, фантастику и мифы древней Эллады)).

Винил   10.12.2022 23:01   Заявить о нарушении
мифы и сказки народов мира - это наше всё)
по поводу остального - опять же немного повторю из другого своего отзыва. критерий у меня (если совсем простыми терминами) это: "цепляет - не цепляет". если книга "цепляющая" (по-настоящему), то, опять же по моему скромному мнению, лжи там быть не может. пара пояснений к пояснению) "цепляющая" - это не то, что "игра на эмоциях" или "топтание по больному месту". тут вот как раз есть простор для всего того непозитивного, о чём Вы говорили. и "абсолютной истины" среди людей не существует. "лирическое отступление": как-то в подростковом возрасте смотрела в кинотеатре французский фильм (перевод названия, насколько я помню, звучал как "история любви"). двухсерийный (как оказалось). просто показывают историю пары от первой встречи и до развода. первая серия - повествование идёт от лица женщины и к концу складывается чёткое ощущение из разряда "все мужики - ...". финальные титры, народ уже даже приготовился на выход, и тут - вторая серия, снова идут кадры первой встречи. и поначалу недоумение: киномеханик решил показать фильм сначала? а потом закадровый голос мужчины. и ровно все те же самые эпизоды-события, но уже рассказанные от его лица (с соответствующим ощущением в конце, что "все бабы - ..."). и вот тогда у меня был первый наглядный опыт, что абсолютно одна и та же история может выглядеть совершенно диаметрально противоположной. всё зависит от рассказчика. и ведь у каждого "своя правда". поэтому... в отношении людей всегда было "всё сложно". впрочем, их же стараниями)
а так, я согласна с Вами, Лев)

Нимродель   11.12.2022 00:02   Заявить о нарушении
согласен, Светлана... с одним добавлением - в жизни нет ничего не интересного. есть только то, о чем не смогли интересно рассказать). именно поэтому "не что, а как" - это аксиома для любого творчества, для литературы/поэзии особенно.

Винил   11.12.2022 00:07   Заявить о нарушении
вот именно что "как") совершенно верно.
к тому же "нам не дано предугадать...", а потому люди творчески одарённые внимательней к своему дару должны быть и, соглашусь с Вами, к тем, ко со словом работает - это более всего относится.
а жизнь - да... штука интересная

Нимродель   11.12.2022 00:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.