Рассказ рабочего-термиста Павла Мартынишина

               
        С Павлом Григорьевичем Мартынишиным я познакомился на Московском инструментальном заводе, куда пришел работать после действительной службы в танковых войсках в должности командира танкового взвода. Военное образование я получил на военной кафедре Московского института стали и сплавов (МИСиС), и был призван, по окончании института, на службу офицером двухгодичником. Для работы мастером термического цеха моих институтских знаний оказалось недостаточно, и Павел Григорьевич стал моим учителем. Иногда испытываешь чувство обиды, когда одаренный от природы человек из-за жизненных обстоятельств не имел возможности получить сколь-нибудь последовательного образования, но, несмотря на это, в своем деле Павел Григорьевич, бесспорно, был академиком, тайны металлов знал. Из того, что я ему рассказывал, все ценное он легко присоединял к своему мастерству. Работать было интересно, да и времени у нас было предостаточно долгими ночными сменами. Так постепенно мы сблизились, темы нашего общения расширились. Однажды я узнал, что он родом с Карпат, откуда-то из-под Мукачево. Деревушка, где он родился, затерялась между реками Прут и Южный Буг и рассказал ему как младший лейтенант Оськин в 1944 году в тех краях, в Карпатах уничтожил в одиночку 6 немецких танков, да еще каких(!) Королевских тигров(!), да вместе с главным конструктором в придачу.

            Павел Григорьевич слушал очень внимательно, потом поразмыслил немного и сказал, обращаясь ко мне:   
              - А ты не заливаешь, лейтенант, один против 6 Королевских тигров? Что то не верится.
              - Верить или не верить - это твоё дело, только я вот помню, что каждый год к 9 мая у нас на военной кафедре вывешивался "Боевой листок",который подполковник Оськин бережно хранил со времён войны. Там все было сохранено: Вырезки из газет военного времени, рукописная статья от полкового корреспондента, ну, и, как водится, карикатура на младшего лейтенанта Оськина, где он стоит в полный рост, набросив через плечо тигровую шкуру.
             
             - Ну, ладно, ладно не обижайся,- пробурчал Павел Григориевич, может оно и так, только я вот видел как  отступают наши танки …, да что отступают, драпают!
          
               Я не такой уж танкист, но ничего подобного о танках наших не слышал, ну, бывает, отступают, отступление – вспомогательный вид боевых действий, когда необходима перегруппировка, ну, для получения пополнения…, но чтобы драпать?
Павел Григорьевич заметил мое замешательство, но продолжил:

             - Селение-то мое от других карпатских деревушек, да сел особо ничем не отличалось. На склонах карпатских гор их десятки, сотни; разве что, отличие в том, что через наше село еще в 1916 году наступали войска генерала Брусилова во время Брусиловского прорыва. Старики помнили, а когда вспоминали, то восхищались.
           Великая Отечественная война началась в ночь на воскресение в 4 часа утра, но ни бомбежек, ни артиллерийских канонад не было. Где-то севернее громыхало, а мы только тревожно прислушивались. А вот на следующий день через нашу деревню начали отступать танки. Шли непрерывным потоком. День был очень жаркий – пылища выше крыш. За каждым танком облако пыли движется следом, а прямо за облаком следующий танк.
              - Правильно рассказываешь, Паша, именно так и двигаются танки в колоннах в летнюю жару, чтобы избежать столкновений – на границе видимости.

              - Мне тут придумывать нечего, что видел то и говорю. А некоторые танки побольше, помощнее, КВ, например, так они вокруг деревни лесом. Как прошли, так и рубить нечего – деревья прямо рядком лежат. И вот, что интересно: ударит танк  в дерево, и у него верхушка обламывается и прямехонько на башню падает….
             
              - А это что за танки такие: башни нет, только пушка, довольно мощная, и находится на корпусе в открытом положении?
             
              Спросил меня Павел Григорьевич.

              - Это морское орудие на гусеничной базе – очень мощная артиллерийская система, а гусеничная база такая же, как у танков КВ-1 и КВ-2. Все вместе - мощнейшее сочетание танков и самоходной артиллерии для осуществления операций наступательно характера, для прорыва эшелонированной обороны. Кстати, Павел Григорьевич насчет верхушки дерева, которая обламывается при ударе, а потом падает на башню танка – это ты верно подметил. Много танкистов по «кумполу» получили, когда по лесу гоняли без понятия.

                Порасспрашивал меня и про КВ-1, и про КВ-2, а потом продолжил:

               - Танки отступали ровно неделю, вечером 29 июня вся техника прошла через нашу деревню. Вот сидим мы и думаем: «Если такая сила отступает, то какая же сила наступает?» Понедельник – никакой такой силы не видно, и только во вторник утром появляются … десять немцев на велосипедах.
 
                Такого маршалы не вспоминают! Маршалы берут города, завоевывают страны, форсируют водные преграды, но что бы от десятерых немцев на всех парах мчаться на восток….

                Призадумался я тогда. Что это за танки такие?  И потом такое количество. Если за один час через деревню проходило 4 танка, то за сутки это почти 100 танков, за неделю – 700. Получается, что без всякого огневого воздействия панически отступал целый, полностью укомплектованный мехкорпус.  Ответ я нашел не сразу, ясность пришла при прочтении книги Суворова «Ледокол», где он старается, по возможности подробно, описание военных приготовлений на границе с Румынией.

           «В июне 1941 года 9-я армия была недостроенным каркасом самой мощной армии мира. В ее составе 6 корпусов, включая два механизированных и один кавалерийский. Всего в 9 армии на 21 июня 1941 года семнадцать дивизий, в том числе две авиационные, четыре танковые, две моторизованные, две кавалерийские, семь стрелковых. Очень похоже на другие сверхударные армии (6 и 10 сверхударные армии), но в состав 9-армии планируется включить еще один механизированный корпус – 27-й, генерал-майора И.Е. Петрова. Корпус создан в Туркестанском округе и, не завершив формирование, тайно перебрасывается на запад. После его включения в составе армии будет двадцать дивизий, включая 6 танковых. Если все это укомплектовать, в составе семи корпусов 9-й армии будет 3341 танк.
По количеству – это примерно весь Вермахт, по качеству – лучше. Генерал-полковник П.Белов (в то время генерал-майор, командир 2-го кавалерийского корпуса 9 армии) свидетельствует, что даже кавалерия этой армии должна была получить танки Т-34 (ВИЖ, 1959, №11, с. 66) ...

         Во главе 9-ой армии стоит генерал-полковник. В то время это было исключительно высокое звание…. Во главе 30 советских армий – генерал-майоры и генерал-лейтенанты. 9-ая армия – единственное среди них исключение. А, кроме того, в этой исключительной армии собраны очень перспективные офицеры и генералы. Среди них три будущих Маршала Советского Союза: Р.Я. Малиновский, А.В.Захаров, Н.И. Крылов, будущий маршал авиации и трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин, будущий маршал авиации И.П. Постыго, будущие генералы армии И.Е. Петров, И.Г. Павловский и многие другие талантливые и агрессивные командиры… Создается впечатление, что чья-то заботливая рука тщательно выбирала все, что было лучшего и перспективного в эту необычную армию…. Предстоял «освободительный поход» в Бессарабию, и советские источники прямо указывают, «что 9-ая армия создавалась для решения этой важной задачи». Инспектировал армию накануне «освободительного похода» выпущенный из тюрьмы К.К. Рокоссовский. 9-ая армия вошла в состав Южного фронта в качестве ключевой лидирующей армии, выполняя такую же роль, как 7-я армия в Финляндии. Южным фронтом командовал лично Жуков. После короткого «освободительного похода» 9-ая армия снова исчезает. И вот под прикрытием Сообщения ТАСС от 13 июня 1941 она появляется вновь на том же самом месте, где год назад завершила «освобождение».

          Виктор. Суворов собрал гигантский фактический материал, и я не могу не согласится с ним в оценке количества и качества вооружений, которыми располагал Советский Союз к 22 июня 1941 года. Однако удивляет та направленность анализа и комментариев, которую он отстаивает. По существу, все его изложение нацелено на то, чтобы доказать, что не Гитлер, а именно Сталин, пусть не прямым маневром, а приготовлениями, начал вторую мировую войну. Это абсурд! Ни Гитлер, ни Сталин вторую мировую войну не начинали – много чести, что для того, что для другого.   

          Представляет интерес, в этой связи, точка зрения В.И.Вернадского, который вообще рассматривал Первую и Вторую мировые войны как единую огромную растянутою во времени войну, которая приобретала разнообразные формы то социальных революций, то межгосударственных столкновений, то народно освободительных движений. Именно анализируя негативные последствия применения военной техники в этой гигантской, протяженной во времени войне, В.И. Вернадский пришел к выводу о возрастающей роли техники, увидел в ней силу планетарного характера, что в конечном итоге привело к созданию концепции Ноосферы и всего ноосферного мышления.

       Война, начавшись на востоке, докатилась до Европы, а потом перемахнула через океан. Кто-то называл это мировой революцией, которая открывала все новых и новых героев: Фарабундо Марти, Сандино. Военная   экспансия Императорской Японии вообще началась даже раньше, чем первая мировая война и даже раньше, чем русско-японская война 1903 – 1905гг. Где-то в конце 19 века война Китая и Японии стала началом грандиозных процессов передела мира. Япония десятилетиями аннексировала китайские территории. Продвигаясь все далее на запад, весной 1939 года Япония захватила обширные территории суверенного государства МНР, а в Европе уже отбушевала гражданская война в Испании. Так, где начало? 
 
        Война, начавшаяся 22 июня 1941, изменила характер мировой войны. На первый план вышел народ, война стала Великой Отечественной. Но это в свою очередь означает, что государство Сталина не выполнило своих функций ни по отношению к своему народу, ни по отношению к истории, как, впрочем, не выполнили своих функций другие государства, создавшие Лигу Наций, да и сама Лига Наций. Но СССР мог в одиночку остановить агрессора. Этого сделано не было. Напротив, бесчисленными приготовлениями то к наступательным, то к оборонительным действиям мы сами открыли гитлеровской Германии возможности реализовать свои планы.  Утратив огромные территории, бесчисленные ценности, военное имущество, государство Сталина спряталось за спины собственного народа, чтобы хоть в какой-то степени суметь восстановить свои функции. В значительной степени функции государства принял на себя народ. А мог ли СССР остановить агрессора в Европе на его исходных рубежах, так же как он это сделал у горы Баин-Цаган в Монголии 26 августа 1939 года? Если иметь в виду степень вооруженности, то Советский Союз мог вести войну со всем миром. Сейчас модно сравнивать Сталина и Ленина. Принято считать, что в некоторых вопросах Ленин был даже более жестким, чем Сталин. Лидер должен быть жестким. Государство В.И. Ленина, созданное в тяжелейших условиях, вызванных разрухой гражданской войной, голодом сумело выбросить из страны 14(!) армий государств интервентов, сохранив территориальную целостность и суверенитет, более того удалось остановить войну в Европе. Какие тут могут быть комментарии и сравнения.

         Как-то по-другому воевали командармы Октябрьской революции. Что там Халхин-Гол(?), моря форсировали по дну*, а вспомним паровозную атаку Тухачевского при взятии Симбирска.  На другом берегу реки, прямо напротив железнодорожного моста, по которому должны были пройти войска «красных», «белые» установили артиллерийскую батарею. Было принято решение установить четыре паровоза под парами и запустить их один за другим по мосту без машинистов. Паровозы таранили артиллерийскую батарею, разрушили ее до основания. Одновременно выяснилось, что мост не заминирован. Симбирск был взят практически без потерь.  Командиры берегли красноармейцев. Мало кто знает, что при взятии Зимнего Дворца, например, погибло 6 человек. История умалчивает, принимал ли участие в организации «паровозной атаки» уполномоченный по техническому обеспечению Восточного фронта Н.И. Дыренков. Но идея применения безлюдных технологий в тактике военных действий родилась в последствии нашла свое продолжение. В начале 30-х годов были созданы радиоуправляемые танки, немцы же сумели сделать что-то подобное только перед Курской битвой в виде радиоуправляемых танкеток для проделывания проходов в минных полях…
       
      *Форсирование по дну залива "Сиваш" (гнилое море "Сиваш")во время проведения военных операций по освобождению Крыма от войск генерала Врангеля.   
               
               
               


Рецензии