Безбожная духовность - Введение в научный Гуманизм

       Формирование человеческого разума, начавшееся приблизительно 1 миллион лет тому назад, всё ещё продолжается.  Его эволюционной основой служит человеческое сознание, происшедшее от видового сознания высокоразвитых биологических организмов, входящих в состав земной фауны. Видовое сознание – результат деятельности нервной системы высших животных в процессе их сосуществования в естественной среде обитания. Разум – конечное на данный момент производное животного сознания – присущ только человеку. Видовое сознание животного, ограничивается, по-видимому, способностью идентифицировать представителей своего вида как родственный элемент окружающей природы, мыслить исключительно физическими (зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными и т.д.) образами реальной действительности и исключительно для того, чтобы, реагируя на физиологический импульс (чувство голода, страха, ощущение опасности, грозящей беспомощному потомству и т.д.) обеспечить удовлетворение ближайшей насущной жизненной потребности. Мышление животного лишено рассудочности, и, следовательно, животное не может иметь интеллектуального опыта. Человеческий же рассудок, составная часть разума, позволяет мыслить с помощью комбинации конкретных образов и абстрактных категорий, в частности, с помощью языка, позволяющего кодировать приобретённую и постоянно пополняющуюся информацию, поступающую из окружающей среды, а также теоретически оценивать явления окружающей действительности на основании интеллектуального опыта, опять же кодируемого и передаваемого с помощью языка.
       Интеллектуальный опыт приводит к возникновению понятия морали или нравственности, базирующегося на осмыслении целесообразности определённых способов поведения для оптимизации существования своего вида. Человеческая мораль отличается от инстинктивного стремления к сохранению вида тем, что она формируется разумом и является эволюционно более развитым проявлением животного инстинкта, хотя в основе этих двух понятий лежит забота о выживании вида. Разум представляет собой надстройку над видовым сознанием, и эта надстройка – единственное отличие человека от животного.
       На протяжении веков рассудок, эволюционно сформировавшийся в результате практики человеческого сознания, начавшего использовать такой мощный механизм накопления и передачи объективной информации, как язык, обогащал развивающийся разум такими свойствами, как чувство юмора, патетика, эстетическое восприятие реальности, способность к художественному творчеству и т.п. Все эти качества скоординированно образуют духовность. Нарушение координации, баланса этих элементов, нарушение их связи с нравственностью приводит к ущербной духовности или к полному её отсутствию у некоторых представителей рода человеческого. Такие недостатки являются свидетельством атавистических явлений в общей картине прогрессирующей эволюции.
       Широкая распространённость атавизмов говорит о том, насколько сильно влияние на человека животного видового сознания, являющегося фундаментом для надстройки разума, и, в свою очередь, сформированного физиологически обусловленной материально-потребительской природой животного существования. Поскольку физическая сущность человека диктует в определённых пределах необходимость материального потребления для своего жизнеобеспечения (что сближает человека с животным), то степень отличия каждого человеческого индивида от животного определяется уровнем развития его разума, который, в свою очередь, характеризуется соотношением материального и идеального или духовного в его потребительских устремлениях.
       Всякое материальное потребление в рамках общественного сосуществования неизбежно отрицательным образом затрагивает интересы других участников потребления, чего не скажешь о потреблении ДУХОВНЫХ ценностей, которые распределяются между индивидами без нанесения ущерба жизненным ресурсам, необходимым для биологического здоровья каждого организма. Поэтому при духовном потреблении отсутствуют предпосылки возникновения непреодолимого антагонизма, требующего конкретных действий в рамках бескомпромиссной борьбы за физическое существование. Тем самым исключается неизбежность индивидуальных и коллективных столкновений, ведущих, например, к войнам, которых просто невозможно избежать при главенстве в человеческой деятельности мотивировок, связанных преимущественно с материальным потреблением.
       Теоретически осмыслить и применять это на практике способен только человек эволюционно созревший до понимания целесообразности рационального подхода к решению социальных проблем, человек, потребности которого не исчерпываются стихийным стремлением обогатиться персонально. Отсюда следует, что индивид, в мотивировке действий которого материальное превалирует над духовным, стоит на более низкой общественно-эволюционной ступени и, значит, менее удалён от животного, чем человек, для которого характерен приоритет духовного над материальным. А так как вполне очевидно наличие обеих тенденций в жизнедеятельности рода человеческого (правильнее сказать – вида человеческого, т.е. homo sapiens), то мы считаем себя вправе заявить о существовании, по крайней мере, двух социальных подвидов в пределах биологического вида человека – homo sapiens vulgaris (человек разумный, обыкновенный) и homo sapiens cogitans (человек разумный, думающий). Причём, такие выдающиеся деятели, как вожди, цари и полководцы, совсем не обязательно должны принадлежать к думающему подвиду – а чаще всего именно и не принадлежат – так как мотивировка их действий далеко не всегда связана с оптимизацией существования человеческого вида и к духовности имеет весьма косвенное отношение за исключением отдельных случаев нравственного законоучительства (чаще всего, к сожалению, ограниченного религиозной догматикой) или государственного усовершенствования, направленного на улучшение жизни подданных (опять же ограниченного интересами конкретного государства, а не человечества в целом).
       Духовность – свойство разума, способное разнообразить и обогащать его деятельность в контексте осознания целесообразности нравственного самоконтроля для продуктивной эволюции. Некоторые образованные представители человечества самостоятельно достигают высоких степеней духовности, ведомые стремлением не только к познанию, но и к осмыслению познанного в режиме максимально возможной объективности. К такой духовности приводит естественный процесс эволюции разума – при этом эволюции не стихийной, как в животном мире, а рационально целенаправленной. Разум же большинства людей, в виду отсутствия у них такого стремления, нуждается в постоянной нравственной коррекции извне, осуществляемой в человеческом обществе с помощью внедрения духовности искусственной в виде религиозных догм, заменяющих нравственный самоконтроль людей, достигших естественной духовности.
       Таким образом, религия является источником искусственной духовности для людей, не способных силами своего собственного разума выявить принципы мировоззрения и общественного поведения, открывающего благоприятные перспективы безболезненной для человеческого вида рациональной эволюции, исключающей антагонизм, конфликты, войны на почве национальных, социальных, экономических, идеологических или религиозных разногласий. Беда в том, что религия направляет разум в тупик слепой веры, враждебной познанию и тормозящей процесс биологической истории Земли, который должен уже осуществляться разумом целенаправленно, ибо для этого он (разум) и возник в результате многих миллионов лет эволюционных экспериментов природы.


Рецензии