Имя на поэтической поверке. Илья Швец

  У брянского поэта Ильи Андреевича Швеца, есть стихотворение, которое можно считать визитной карточкой его творчества, своеобразным гимном городу:

       «Наш Брянск»

Нашим городом можно гордиться –
красотою его и судьбой.
Он по паспорту старше столицы,
а по виду совсем молодой.
А когда полыхала планета,
город вышел на битву с врагом, –
Партизанская площадь согрета
и цветами, и Вечным огнём.

Милый город наш, витязь России!
После боя, скорбя и любя,
мы из пепла тебя воскресили,
из развалин подняли тебя.
Город Брянск – золотые рассветы
и Десна в голубых берегах.
Удивительны улицы летом,
корпуса городские в садах.

Будет город расти, разрастаться,
и красивее будет, чем есть, -
здесь рабочею честью гордятся,
умножают рабочую честь.
Знают здесь, как даётся победа,
и здесь помнят всегда о былом.
Партизанская площадь согрета
и цветами, и Вечным огнём.

  Известный брянский поэт Илья Андреевич Швец, родился 2-го августа 1917 года, в селе Белый Колодец (устаревшее название Белый Колодезь), Новозыбковского уезда, Черниговской губернии, ныне Брянская область, в крестьянской семье.

  Мать, Анастасия Германовна родила его в поле, когда жали рожь. Женщины-соседки принесли мальчика домой, завернув в чей-то фартук.

  Поэт донёс до нас историю своего рождения в поэтических строчках:

«Меня тропинка увела
под брызги хлебного прибоя,
где жжётся небо голубое,
и просят пить перепела.
Вот где-то здесь, в ржаном кипенье,
у одинокого серпа
родился я, лежал в снопах
и слушал жаворонка пенье.
Не потому ль, я к этим птицам
Неравнодушен до сих пор?
Не потому ль мне жатва снится –
Хлебами пахнущий простор?»

  Когда Илье было около 2-х лет, мать умерла.

  Отец Андрей Петрович Швец часто уезжал из дома на заработки, впоследствии женился второй раз, так что рос Илья у бабушки Анны Тимофеевны и дедушки Петра Ивановича по отцовской линии.

  Начальное образование Илья получил в школе села Белый Колодец. Уже в начальной школе Илья стал сочинять стихи и рассказы, которые печатались в школьной стенгазете.

  Литературное дарование мальчика поддержала учительница словесности Валентина Александровна Зебницкая, с которой впоследствии Илья Андреевич поддерживал связь, она же была его первым критиком.

  Будучи уже известным поэтом, Илья Швец, посвятил светлой памяти своей учительнице, замечательное стихотворение:

       «Высшая награда»

Есть  чистые, светлые люди,
глядишь в их глаза, как в родник,
который в берёзовом чуде
со звёздами землю роднит.

Вот так же, смущённый подросток
глядел я и в Ваши глаза,
глядел, как в родник у берёзок,
в котором живут небеса.

Нас многие в школе учили
«в объёме» и « в рамках»
    программ,
но Вы и волшебницей были,
открывшей высокое нам.

И это навек остаётся!
Нельзя ведь забыть родника,
откуда мы пили и солнце,
и с молниями облака.

От имени армии шустрых,
глядевших  на Вас из-за парт, -
спасибо
зато, что искусно
Вы нас выводили на старт!

И если случилось, что люди
не дали Вам всех орденов,
пускай компенсацией будет
огромная
наша любовь.

  Семилетку Илья закончил в соседнем селе Манюки. Затем окончив школу колхозной молодёжи-ШКМ, и подготовительные курсы, в городе Новозыбкове, при Новозыбковском пединституте в 1934 году, Илья поступает на факультет биологии, тогда в институте не было литфака.

  К слову сказать, город Новозыбков, мой родной город, здесь я родился, кончил школу, и в 1966 году уехал по комсомольской путёвке, на строительство «Газопровода «Бухара-Урал» в Гурьевскую область Казахстана.

  Новозыбковский пединститут был гордостью города Новозыбкова. Основан институт был в 1930 году, но в 1976 году он был переведён в Брянск, областной центр, так как он по своему уровню перерос районный город Новозыбков.

   Институт переименовали в Брянский государственный педагогический институт имени И. Г. Петровского, а в 1995 году был переименован в Брянский государственный педагогический университет имени академика И. Г. Петровского.

  С 1998 года Университет имеет филиал, на малой родине, в городе Новозыбкове.

  29 апреля 2022 года, Новозыбков получил статус –«Города партизанской славы», ведь во время войны, на его территории действовало 15 тысяч партизан, четверть всех народных мстителей, действовавших на земле Орловской области, Новозыбков тогда входил в эту область.

  Брянск-получил статус области - 5 июля 1944 года.
Об этом периоде юношеской жизни, Илья образно написал впоследствии в стихотворении:

       «Новозыбков»

Новозыбков! Здравствуй Новозыбков,
город трудной юности моей!
Помнишь, как с растерянной улыбкой
в институт пришёл я от полей?

Босиком протопал. Ноги в цыпках.
Домоткань прикрыта кожушком.
Я из племени не очень хлипких,
но как вспомню это – в горле ком.

И война обрушилась как пытка,
жгла тебя, охотилась за мной.
Новозыбков! Здравствуй Новозыбков,
Ставший доброю моей судьбой!

Ты растёшь, высокими домами,
корпусами тянешься в рассвет…
Я гляжу счастливыми глазами
на тебя – твой сын и твой поэт.

  Со второго курса Илья Швец перевёлся на факультет русского языка и литературы Смоленского пединститута.

  Перед студентами литературного факультета выступали восходящие звёзды советской поэзии: Александр Твардовский, Николай Рыленков, Михаил Исаковский.

  Они помогали молодым людям, жаждущим сказать своё слово в литературе, советами, добрым словом, искренней критикой.

  Среди преподавателей был и легендарный педагог, и писатель Антон Семёнович Макаренко (13. 01. 1888-01.04. 1939.), самый влиятельный теоретик образования в Советском Союзе.

  В 1988 году ЮНЕСКО включило Антона Макаренко в список четырёх педагогов мира, которые определили мировое педагогическое мышление 20-века.

  В 1938 году в смоленской газете «Большевистский молодняк» было опубликовано первое стихотворение Ильи Швеца: «О бессмертном». Так начался его литературный путь.

  Окончив институт в 1939 году, Илья Андреевич начал работать учителем в городе Кирове, Смоленской области.

  И в том же 1939 году, в октябре, был призван на службу в Красную Армию. Служил Илья Швец недалеко от Баку в зенитной артиллерии, где его и застала Отечественная война.
  В начале войны написал рапорт на имя Верховного Главнокомандующего с просьбой направить его на Западный фронт. Пришёл ответ:

«При необходимости желание будет учтено, а пока служите на страже Баку». И всю войну Илья Швец служил, охраняя небо Баку.

  Ему повезло – немцы до главных нефтяных запасов Советского Союза не добрались.
И не повезло – всю жизнь он чувствовал себя виноватым перед своими сверстниками, живыми и мёртвыми, за то, что не знал фронтовых будней, не ходил в атаку, не был ранен, не терял в бою однополчан, не погиб…

  А в армейских газетах: «На страже», «Боец РККА», печатались стихи Ильи Швеца, на его тексты писались песни, которые тогда входили в репертуар ансамбля песни и пляски Закавказского фронта.

  Лучшие его произведения военного цикла составили впоследствии сборник стихотворений и поэм: «Ракеты и сердца», который вышел в 1971 году.

  С апреля 1945 года Илья Швец таботает в аппарате редакции армейской газеты «На страже».

  Илья Андреевич Швец награждён медалями: «За оборону Кавказа», «За победу в Великой Отечественной войне».

  Демобилизован Илья Швец в октябре 1945 года. С 1946 года работает литературным сотрудником в Калужской областной газете «Знамя», затем – директором школы рабочей молодёжи.

  В 1948 году Илья Швец переехал в район города Брянска - Бежицу, где преподавал русский язык и литературу в машиностроительном техникуме. И вся дальнейшая жизнь и творчество Ильи Швеца были связаны с Брянщиной.

  С февраля 1949 года и до 1956 года, он редактировал художественную литературу в издательстве «Брянский комсомолец», а потом год был лектором Брянского областного лекционного бюро.

  Илья Швец устанавливал через редакции районных газет связь с начинающими поэтами и прозаиками, вёл с ними обширную переписку, поддерживал личные контакты и. объединив их вокруг книжной редакции, начал готовить к изданию литературно-художественный сборник.

  В итоге, летом 1949 года под редакцией Ильи Швеца, вышел в свет первый в Брянске альманах: «Край родной».

  В этом же году он редактирует для второго издания, увеличенную в объёме, первую фольклорную книжку «Шумел сурово Брянский лес», первое издание вышло в 1946 году.

  Немало энергии Илья Швец отдаёт созданию областной литературной организации литераторов, на котором было создано Брянское областное литературное объединение, избрано бюро литобъединения.

  Начинающие писатели посылают Илью Андреевича Швеца своим представителем на Всесоюзное совещание молодых писателей, состоявшееся в Москве, 15 марта 1951 года.

  После ухода в 1956 году из книжной редакции, Илья Швец по-прежнему принимает самое активное участие в жизни областной литературной организации.

  Часто посещая районы, он живо интересуется работой местных авторов, помогая им в творческом росте. В Новозыбковском, Почепском, Клинцовском и других районах он проводил совещание молодых литераторов, помог организовать при редакциях газет литературные группы, участвовал в их занятиях.

  Полтора десятилетия Илья Швец руководил литобъединением «Молот», при Дворце культуры  брянских машиностроителей.

  Для многих поэтов Илья Андреевич стал первым учителем, редактором и другом. Об этом свидетельствуют многочисленные автографы на книгах, подаренных Илье Андреевичу авторами:

«Пионеру литературного движения на Брянщине», - написал поэт Владимир Энтин, «Моему первому учителю – поэту и другу», - подпись Евгения Лебкова, «Моему первому редактору, благословившего меня на поиск рифм» - написал Устин Шереметьев, «Моему крёстному батьке в поэзии», - подписал свою первую книгу стихов Евгений Кузин.

  25 марта 1958 года Илью Швеца приняли в Союз писателей. В августе 1963 года секретариат Союза писателей РСФСР, принял решение о создании Брянского отделения Союза, торжественное открытие которого состоялось 3 октября. Брянский поэт Илья Швец вошёл в состав бюро уполномоченных Литфонда по Брянской области.

  Все эти годы Илья Швец усиленно занимался поэзией, много писал, совершенствую своё художественное мастерство.

  С середины 90-х годов, он начинает печататься в центральных периодических изданиях: журналах «Смена», «Огонёк», «Крокодил», «Москва», «Нева», альманахах «Молодая гвардия», «Рыболов-спортсмен», сборниках «День поэзии», областных альманахах Брянска, Смоленска, Орла, Курска.

  В 1954 году издана его первая книга стихов «Над Десной», через неё красной нитью проходит стремление поэта с нежной, трепетной любовью обрисовать величие, отчего края, раскрытие неиссякаемого трудолюбия, духовное богатство и щедрость земляков, в ярких красках запечатлеть очарование пейзажей родной Брянщины:

«Родной мой край! Березняки,
Дубы и сосны над Десною,
С живой водою родники
Под самой кручей меловою…»

  И затем почти ежегодно в Брянске, Орле, Туле, Москве выходят книги стихов и прозы Ильи Швеца:

«Расскажи-ка, Брянский лес…»-1955, «Зачем держать в секрете?»-1956, «Наше село»-1958, «Речные сказки»-1958, в соавторстве с В.Соколовым, «В краю легенд» - 1960.
 «Трубка мира»-1961, «Будимир»-1962, «Почему мы смеялись?» - 1962, «Соловьи и разбойники»-1962, «Любовь и подвиг»-1965, «Жаворонки»-1968, «Зелёные пожары»-1970,  «Ракеты и сердца»-1974, «Голубой поворот»-1975 год, и другие, всего 17-ть книг.

  Большинство произведений, написанных Ильёй Андреевичем, лирика. С искренней любовью пишет он о Брянске, о Десне-красавице.

  В незатейливом ритме поэтических строк поэт умел передавать необыкновенную нежность, трепетность по отношению к отчему дому, простору лесов, необъятности полей.

  Илья Швец выражает ощущаемую им кровную связь с людьми родного края, задумывается о судьбах своего поколения, прошедшего Великую Отечественную войну, о путях и перепутьях своего века.

Во всех произведениях поэта – любимая Брянщина.

«Есть, возможно, уголок красивей,
Есть богаче, шире есть края.
Только мне из всей моей России
Ближе к сердцу Брянщина моя…».

    «Наша Брянская область…»

«Наша Брянская область –
удивительный край.
Здесь грибов да черники –
поезда нагружай.
А озёр и озерец,
А речушек и рек –
Сосчитать не сумеет
Ни один человек.
Наша Брянская область –
Край легенд,
Красоты,
Мы хотим, чтоб в России
Стала первою ты!

  Месяцами Илья Андреевич жил и работал в небольшой дачном домике, расположенным между деревней Переторги и селом Уручье Выгоничского района.

Домик стоял на высоком правом берегу реки окнами на «зарю».

  Прямо за ним протекала река Десна, делая стремительный поворот, и её один берег обрывался меловой кручей с множеством родников, а на другом – подступал к самой воде дремучий лес.

  Это место, где у него была литературная мастерская, Илья Андреевич называл просто и лаконично: «Голубой поворот». В 1975 году вышел одноимённый сборник его стихов:

«…Десна здесь в резком развороте
под правым берегом крутым,
и здесь душа всегда в полёте,
и всё здесь вижу голубым…»

Илья Андреевич очень любил рыбачить. Реке, рыбалке посвящено много стихов:

«… Что мне крымский санаторий?
Что мне сочинский курорт?
Были б черви, были б зори,
было б место, где клюёт!»

  Литературная и общественная работа Ильи Андреевича Швеца дважды отмечалась Почётными грамотами обкома КПСС и облисполкома.

  К столетию В. И. Ленина он был награждён медалью6 «За доблестный труд», а в 1977 году – Почётной грамотой Верховного Совета России за многолетнюю и плодотворную литературную и общественную деятельность.

  В 1977 году, оставив должность уполномоченного Литфонда, Илья Швец занялся написанием книги в прозе.

  Несколько лет Илья Швец работал над романом «Беглецы». Роман ещё, будучи неизданным, подвергся критике со стороны коллег. Его жена, Мосина Мария Николаевна вспоминала:

«Очень тяжело Илья Андреевич переживал критику рукописи романа» «Беглецы», которая была затребована секретарём Брянского отделения Союза писателей В. Соколовым (кроме него никто не читал рукопись).

На собрании творческой интеллигенции города ему объявили строгий выговор:

  «За написания романа с неправильных позиций»: герой его произведения критически относится к однопартийной системе. Случился парадокс: любивший советскую систему и–антисоветчик».

  Роман так и не был закончен и опубликован при его жизни. Лишь спустя годы, по инициативе вдовы автора, в 2017 году роман увидел свет.

  В 1987 году, в год 70-летия поэта, состоялась встреча Ильи Швеца со своими земляками.
В Белоколодецкой сельской школе был открыт уголок поэта Ильи Швеца, представленным стендом, на котором размещены фотографии родителей поэта, краткие данные по биографии и творческого пути.

  Здесь же выставлены сборники его стихов и большое количество машинописных стихов с автографом поэта.

  В ноябре 1987 года, Указом Верховного Совета РСФСР, Илье Швецу было присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР.

  В 1990 году была издана последняя книга поэта: «Вечерняя дорога», в которой прослеживается мотив грусти и расставания со всем, что он любил и чем жил в отведённый на земле срок. Книгу он готовил к изданию, будучи тяжело больным.

  Умер Илья Швец 4 апреля 1991 года, в возрасте 74-х лет. Похоронен поэт на Центральном кладбище в Советском районе города Брянска.

На могильной плите выбиты строчки из его последней книги: «Вечерняя дорога»:

«Я хотел, чтоб тот, кто дальше едет,
глядя в мир, мелькающий в окне,
как о бывшем неплохом соседе
с теплотою вспомнил обо мне…»

  25 марта 2010 года, Указом Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, Брянску было присвоено почётное звание: «Город воинской славы».

  Не дожил Илья Андреевич Швец, до этого счастливого часа, в своей жизни…

  В 2019 году имя Ильи Андреевича Швеца было присвоено библиотеке №11, входящей в Централизованную систему общедоступных библиотек города Брянска.

  Всю свою творческую жизнь Илья Швец оставался поэтом одной темы – певцом родной земли, дорогой его сердцу Брянщине:

«Пускай над Брянщиной,
Над колыбелью Тютчева,
В моём краю, любимом
И родном,
Поэзия певучая, могучая,
Гремит и радует,
Как майский гром»

  Из поэтического наследия Ильи Швеца.

       «Поэт»

Легко поэту. Взял бумагу
и авторучкой строчки множь
про чью-то грусть или отвагу,
про чью-то правду,
чью-то ложь.

И на завод спешить не надо,
не надо гнуться над станком, -
открой окно,
дыши прохладой,
любуйся тем, что за окном.

Но почему тогда Есенин
Не дожил даже до полста?
Не заблуждаемся ли все мы,
Что жизнь поэтова проста?

И край, под бомбами горящий,
где б ни был он, - поэтов ад.
Поэт, когда он настоящий, -
всегда солдат,
всегда солдат.

     «Поэт не может скрыть себя»

Поэт не может скрыть себя
ни в радости
и ни в обиде, -
идёт открытый он – любя,
идёт открытый – ненавидя.

Его стихи, обрывки строф
всегда,
пред всеми
как улики
его душевных катастроф
и взлётов – малых и великих.

     «Нас поднимали в рост, как гимном»

Нас подымали в рост, как гимном,
приказ комроты, взмах руки, -
и жизнь, не сравнимая, с мигом,
за вечность шли мы на штыки.

За вечность наших идеалов,
за вечность счастья на земле.
И жертв Россия не считала
в тех битвах, в той свинцовой мгле.

Мы реки оставляли, пашни,
мы оставляли города,
и только наши идеалы
мы не сдавали никогда.

     «Стога»

Умолкли косы
на покосе,
и луг, побритый наголо,
сдаёт неторопливо росы
светилу, что давно взошло.

И там, где, облачась в брезенты,
томятся рыбаки всегда,
стоят стога,
как монументы,
воздвигнутые в честь труда.

     «Утятки стайкою проворной»

Утятки стайкою проворной,
в песке печатая следы,
весь день толкутся у воды
колонки той водоразборной
где до неё,
литой,
 железной,
кляня свой горестный удел,
на деревянной,
 на протезной,
журавль топтался
и скрипел.

     «Иринка»

Уже на танцы вечерами
она не ходит: занята.
она танцует с чугунами
у печки,
около скота.

А во дворе её Иринка
Вдвоём с куклёнком лепит печь
и, сделав тесто из суглинка,
пытается блинков напечь.

Потом даёт наказ куклёнку:
 - Ну, я пошла полоть,
а ты
нарви, крапивы поросёнку
и не забудь полить цветы!

     «Вовек никуда нам не деться»

Вовек никуда нам не деться
от речки на дальней заре,
где с нами короткое детство
охотилось на пескарей.

Мы многие видели реки
купались на Волге, Днепре,
но снится нам будет вовеки
лишь та –
на далёкой заре,

её омута, перекаты,
заречные тропки в леса,
где нас поджидали когда-то
за каждым кустом чудеса.

Пусть эти леса поредели,
пусть сгибли под злым топором,
а речку замучили мели,
и плачется речка ручьём.

Но в наших сердцах – они те же,
как были на дальней заре,
когда мы в рассветную свежесть
охотились на пескарей!

     «Только время дефицитно в мире.

Только время дефицитно в мире,
и ведёт кукушка счёт годам,
потому, что все мы – пассажиры,
и что всем сойти придётся нам.

Кто сойдёт попозже, кто пораньше, -
каждому наступит свой черёд.
Я сошёл. А поезд мчится дальше,
Скорость набирая. Жизнь идёт!

Я хотел, чтоб тот, кто дальше едет,
глядя в мир, мелькающий в окне,
как о бывшем неплохом соседе,
с теплотою вспомнил обо мне.


Рецензии
Не один раз приходилось встречаться мне с Ильёй Андреевичем на праздниках в Синем Колодце и на других литературных мероприятиях. Был у меня и его один сборничек, зелёненькая такая книжечка. Куда делась - не знаю. Поэтому подборочка оказалась как нельзя кстати. Спасибо, дружище!
Крепко жму щедрую талантливую руку,
Павел

Павел Прагин   20.08.2023 23:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.