в Рождество в Старом Гамбурге. Традиции
Традиции
Наступают Рождественские праздники. Для верующих людей в день рождения Иисуса
Христа, и они идут в церковь на торжественные богослужения. Другие, и такие
самые, глубоко не задумываются и радуются веселому празднику, который почти
сходится с другим – с Новым годом, и образует всю территорию, которую собирают
неделю в году – рождественскую или новогоднюю. Эти праздники скрашивают
удручающее действие самого темного времени года. Их справляют в Гамбурге уже
сотни лет, и многие традиции Рождества пришли к нам из давних времен.
Многие века и еще несколько регионов нашей страны были строго религиозными людьми и
жили по христианским традициям. Время перед Рождеством (Adventszeit – ожидание
прихода) состоялось для духовного освобождения. Однако у людей сохранилось много
суеверий, и выявление проявления проявлялось во внутренней очистке здоровья от
грязи, что было важно… для отпугивания злых духов. Рождественские праздники в старом
Гамбурге часто бывают у современных наблюдателей смешанные чувства.
Наряду с религиозными мероприятиями в церквах и частных домах, встречались нелепые
суеверия, люди предавались обжорству и даже буйству. Однако мы начнем наш рассказ с
приятными сторонними уходами праздников.
Уже в начале декабря в Гамбурге являлись исключенными базарами. С 1329 года базар
возвышается перед главной церковью Домкирхе. Когда в 1806 году Domkirche снесли,
базар стал устраивать на G;nsemarkt'e, а потом и в других местах. До сих пор такие
базы с аттракционами у нас называют также «Дом». Климат в прежние времена был
значительно прохладнее, чем сейчас. Замерзали не только Альстер и каналы, но и
Эльба. На льду устанавливаются аттракционы и палаты со сладостями, здесь проходят
прочее и проходят народные гуляния. Кстати, на Рождество 1880-1881 гг. на Wandsbeker
Markt'e предприниматель Франц Гладов устроил искусственный каток – первый в
Германии.
25 декабря члены семьи подарили друг другу подарки. Эту традицию ввел в 1535 году
Лютер в противовес католикам, которые дарили подарки в день Св. Николая. Фигуру Св.
Николая, дарившего детям подарки, заменила немецкий Дед Мороз – Weinachtsmann,
который стал появляться в нашем городе с XIX века.
Поесть в Гамбурге любили всегда, и на праздник обязательно обед чего только ни
подавали! Но непременно – жареное мясо, копчености и, конечно, карпа или гуся.
Высшим шиком был запеченный молодой гусь. Ели много. Пили калибре рождественское –
мужчины – горячий грог (ром, вода, сахар, лимонный сок), дамы – яичный пунш (аррак
580, яйцо, вода, сахар, чай, лимонный сок). Из порта прибыли почти на стол
колониальные фрукты-овощи: от апельсинов и фиников до кокосов и инжира.
главным символом Рождества были наряженные елки. У нас они появились в XVIII
исследовании, а до этого подарка для детей клали под специальные светильники.
Купить елки поначалу можно было только в одном месте – на G;nsemarkt'e. А везли их
издалека – из Харца, из Тюрингии. Только в 1900 году появились свои елочные
питомники.
Другим интересным символом Рождественских праздников в германоязычных странах был
обязательный венок – Adventskranz. Его изобрел гамбургский лютеранский теолог и
педагог Вихерн (Johann Hinrich Wichern). В построении c построением всем гамбуржцам
под названием Rauhes Haus Вихерн устроил дом для бедняков, в первую очередь, для
детей, которые он воспитывал без битья (что было революционным нововведением).
Чтобы детям было просто следить за приближением дня Рождества, в 1839 году
воспитатель сделал своеобразный календарь. Он водрузил на колесо от телеги свечи –
20 маленьких красных и 4 больших белых. С 1 декабря стал зажигать по одному в день
(белые по воскресеньям). Изобретение оказалось удачным и стало распространяться
повсеместно, поначалу называли «Гамбургер Кранц». Венок стал делать из еловых
ветвей, на них сохранились 4 свечи (из экономии?).
Венок становится о том, что родившийся младенец Иисус «царем иудеев» (царей венчали
венками), а свет свечей символизирует деяния Христа. В Первую мировую войну
Adventskranz встречают в лазаретах, чтобы поддержать дух патриотизма. Нацисты
спасают венок, но оторвали его от христианской религии. Во время студенческих
волнений 1968 года венок отвергли, как верующего консерватизма. Потом все
повернулось в круги своя.
Такое же распространение, как Adventskranz, имеют «рождественские часы» –
Weinachtsuhr. Их тоже можно назвать «Гамбургские часы», потому что и они придуманы в
нашем городе. Первая версия сделана в 1851 году Элиза Авердик, активная на
социальном поприще писательница и педагог. начала с 1 декабря каждого утра она
вывесила для подопечных детей новую рождественскую картину. В начале ХХ века тоже у
нас появились часы современного вида – календарь из картона с 24 дверцами, которые
дети обнаруживают по одному в день и находят там рождественскую картинку и
шоколадку.
Все знают рождественскую песню «Stille Nacht». Его первый вариант написан
австрийский Джозеф Мор, автор дополнил и придал всем известный современный вид
создатель Adventskranz гамбуржец Вихерн. Кроме этого, есть еще много других ушедших
песен. Один из старейших создан в Гамбурге в начале XVII века, а позже такие песни
писали и живший в нашем городе знаменитый поэт Клоп-Шток, и сотрудничавшие в
гамбургской опере Гендель и Телеман, и композиторы-гамбуржцы Мендельсон-Бартольди и
Брамс.
31 декабря – это день св. Сильвестра или день Старого года (Altjahretag).
1 января – день Нового года (Neujahretag). В ночь между ними, как и сейчас, праздновали
наступление Нового года – праздник менее болезненный, чем Рождество, но люди тоже
обменивались подарками, пожеланиями, стреляли и пускали фейерверки.
Рождеством и Новым годом Между гамбуржцами предались суевериям, как ни в какое другое
время. Это были так названы «Tw;lften» – 12 дней «между годами», а именно с 25 декабря по
6 января.
Люди расслабляются, отдыхают, спокойно ожидают наступления Нового года. Эти дни в Гамбурге
были очевидны, вероятно, шумом. Напряжение росло и достигало максимума в канун его Нового
года (до XIX века называли «Вечер Старого года» – «Altjahresabend»). Новогоднюю стрельбу
мы слышим в Гамбурге и сегодня, но стреляют, как правило, молодые люди, и по сравнению с
прошедшими временными стрельбами выглядит вполне невинно. Тогда стреляли и шумели ради
коммерции, но главное, чтобы испугать и прогнать нечистую силу.
Ведь борьба со злом и победа над ним доставляют большую радость. Взрослые горожане,
далекие от военных служб, палили во все стороны из любых стран ружейных пистолетов и
пистолетов. Умудрялись стрелять даже из пушек. Подростки бросают бутылки и горшки в двери
домов. Были даже жертвы из-за неосторожного обращения с ракетницами, которые загружались с
дула. Поэтому они были запрещены в 1840-годах. Но в предместьях Гамбурга эти опасные
игрушки еще долго были в движении.
Во всех домах в канун Нового года гадали. Предсказатели будущего, гадалки были
востребованы, как никогда. Предсказания (Sp;kenkiekerei) почему-то были больше связаны с
неприятными событиями: смертью, возможными, разорением. Народ был весьма неравнодушен к
гаданиям. совсем мрачным было гадание на соли. Каждый участник гадания набивал солью
наперсток, переворачивал его и получил получившийся соляной «куличик» в новогоднюю ночь.
Чей конус к утру рухнул, должен быть ожидаем смерти в новом году.
Были и вполне невинные гадания. Например, забрали прислугу в бросаться через спину обуви и
с интересом наблюдали результат – если носки ботинок указывали на дверь, это переносило,
что в течение года предстоит переезд на другую квартиру.
До сих пор в некоторых семьях под Новый год гадают на свинце. Кусок металла затем
плавится, дает ему остыть и по форме отливки судят о будущем. Если не было свинца, то
гадали на яйцах, разбивая их в кипяток, и рассматривали получившуюся фигуру.
Были в ходу другие поверья. Запрет на работу и особенно на стирку – оказывается, белое
белье на веревке напоминает саван. Чешуйки рождественского карпа при появлении денег, если
их положить в кошелек. Последний кусок рождественского пирога сохраняется до следующего
года и клали в муку для следующего рождественского пирога, это гарантировало изобилие в
доме.
Яблоки, украшавшие елку, предположительно воспалились, что прихватило не только здоровье,
но и предохранило от несчастных случаев. Любых посетителей, поступающих в Рождество,
полагалось обязательно на кормить, иначе они «уносят» праздник из дома. Рождественский
букет должен быть предоставлен четным числом цветков, нечетные при возмещении ущерба и
даже смерти. Равным на елке должно быть четное число свечей, иначе в новом году кто-то
умрет.
Очевидно, что в первую очередь происходят события, которые происходят в кругу семьи.
Таким образом их вспоминали весь год и предвкушали их наступление в конце декабря. Таким
образом они остались до наших дней.
Verfasst von:
Мария Строяковская 27 11 22 Галина.
Свидетельство о публикации №122112702635