Осенний день. Сокольники

Первая и, скорей всего, последняя моя попытка создать заметку на тему живописи, в которой совершенно не разбираюсь.
Ну, полный аналфабет!

Итак, известная картина И.И.Левитана. Читал о ней, что Левитан попросил своего друга, старшего брата А.П.Чехова, Николая, дорисовать одинокую фигуру женщины.
Официальная версия, что, де. Левитан НЕ УМЕЛ рисовать людей!
Полная чепуха. Когда в любой учебной студии только и учатся рисовать человеческое тело на натурщиках и натурщицах.
Причина, на мой взгляд, в некоторой, весьма умеренной, возможно, религиозности Левитана.
В Ветхом Завете  среди заповедей бога значится: «НЕ СОЗДАВАЙ СЕБЕ КУМИРА»
Смысл: Борьба с многобожием-язычеством, не создавать никаких тотемов, идолов из камня, дерева и прочее. В иудаизме это выразилось в тотальном запрете изображать не только физический образ самого бога, но даже и человека, творения божия. Хотя животных изображать разрешалось (а ведь они тоже – творения божии, да  и ЧТО НЕТ???)

Итак Саврасов, в студии которого работал молодой художник Левитан, увидев картину осенней аллеи похвалил Левитана.
А картина, по мнению Левитана, ещё не была завершена и он попроил Николая дорисовать фигуру женщины. Когда Саврасов это узрел, он фигурально, глядя на фигуру, взбесился и начал кричать на Левитана, что тот, де , испортил свою картину этой нелепой вставкой.
Кто прав?

Вот тут начинается монолог самого аналфабета Эспри.
Передаю лишь свои чувства невежды в живописи!
Сравним обе картины до и после пририсовки.

Картина до: Некий спокойный, даже холодный взгляд Наблюдателя ИЗВНЕ на какую-то аллею в осенний день. Небо сероватое, желтеющая листва, осенний холодок – веют от картины.
«У природы – нет плохой погоды».
И ещё вспомнилось:
«Боги те тщету земных желаний
Метят снисходительно в уме»
В.Брюсов
Нейтральность взгляда на увядающую природу холодного эстета в стиле Владимира Набокова, оставшегося при всём своём  таланте писателя, ЭНТОМОЛОГОМ в литературе!
Внечеловеческая отвлечённость — отрешённость.

Картина с фигурой.
Она резко изменяет акценты картины. Здесь -- уже не безличный, отсутствующитй и даже скучающий взгляд на осенний парк. А привнесение человеческого чувства. Угасание природы и угасание каких-то  переживаний, щемящее чувство тоски по какой-то потере... Теперь здесь уже не просто «сезонное изменение  климата», взгляд на явление природы через человеческое восприятие этого осеннего дня!
Фигура женщины, одиноко бредущей по желтеющей аллее,  воспроизводит для нас, смотрящих на картину, ЕЁ видение осени!!! Эта женщина не стала некой добавкой фауны к флоре парка, а стала как бы  НАШИМИ глазами. Мы зрители, стали ею! И это чувство одиночества и осеннего увядания в её душе стало и нашим сопереживанием.

Поэтому, мне представляется, Саврасов и Левитан просто по-разному смотрели на суть картины.
Саврасов – мэтр, учитель, указующий перст для учеников, и смотрел на картину с высот холода стратосферы. Эдакий наместник божества на шарике под названием Земля.
«Гигант русской мысли.
Отец русской демократии
Особа, приближённая к императору!»

Левитан её видел сопереживанием, своим душевным настроем, потому и ввёл этот тёплый эмоциональный тон в холодноватый осенний день.
Faciant meliora potentes.
26 XI 2022


Рецензии