Удел Мастера стихосложения

                Удел Мастера стихосложения.
       Отклики на стихотворение Виктора "Метёт метель" и ответ Поэта.


           Здравствуйте, Виктор.
             Который день, с момента написания моих эссе по Вашему стихотворению "Метет метель", меня не оставляет затронутая Вами тема и продолжение моих впечатлений от Вашего стихотворения. Неравнодушные читатели написали отклики на мои эссе , перечитали Ваше стихотворение.
Есть интересные отклики, как сказал один из читателей, получился "калейдоскоп" из нескольких работ: Вашего стихотворения, моих эссе и стихов Бориса Пастернака.
Чтобы не говорит впустую, предоставлю слово читателю.
/Рецензия на «Да, пришла, скучала, ждала...» (Светлана Климашова Дерягина)


"Светлана, здравствуйте!
Красивое и глубокое стихотворение Виктора Пашкова, мне кажется, перекликается с лирикой Бориса Пастернака (Зимняя ночь), а Ваше эссе чудесно дополняет произведение Виктора, такой вот калейдоскоп литературный..."
С теплом и уважением ,
Сергей Кузнецов 32 20.11.2022 19:47 • /


Сергей- думающий читатель. Тепло отозвавшись о Вашем стихотворении, Виктор, он вышел на стихи Бориса Пастернака. Это очень порадовало меня.
Я на могла не ответить Сергею.
Вот мои размышления.


/"Здравствуйте, Сергей.
Сергей, перечитала Пастернака. Пожалуй, соглашусь с "калейдоскопом" в том смысле, что фоном в стихах Виктора и Бориса Пастернака являются метель, ветер, снег. В моих эссе тоже.
Но, метель у Пастернака зла, в отличии от метели Виктора. Она пытается задуть свечу, словно свечу жизни. Ветер у Пастернака холодный. Горит всего лишь свеча, пламя которой зыбко и ненадёжно. В его стихах мало любви. Всего лишь пара строк. А далее не любовь, а как я понимаю, философия.
Строки Виктора переполнены нежным чувством.Образ метели в стихотворении Виктора только следы заметает, пляшет. Серчает, всего лишь серчает. Нет злости.. Слово "серчая" такое доброе, домашнее, что смягчает сердитость метели. Ветер- друг метели. Вместе ведут свою любовную игру.
Свет в окне, не свеча. Он зовущий, незатухающий до самого утра - не успокаиваются влюблённые, наслаждаясь друг другом.
Что касается моей работы, я пыталась показать метель с её чувствами и в её игре с ветром - женщиной, проявляющей свою нежность к ветру, мужчине. Эти чувства присущи двум героям стихов Виктора. Чувства горячи, вместе с метелью и ветром, любящие взлетают до звёзд - высшее проявление земной обыкновенной любви, страсти, желания. которыми наделены люди.
Чувства эти не просто так проявились в моём эссе. Они мне передались из строк Виктора. Я их смогла уловить через слово, всего лишь через одно слово "Пришла.", о чём написала в своем первом эссе "Совершенно ошеломляет -"Пришла." , затем продолжила во втором "Да, пришла, скучала, ждала..."
В каждом человеке живут любовь, чувственность, страсть.
Умение их выразить - удел Мастера стихосложения. Виктор это делает превосходно ,как он говорит"простыми стихами". В этом его талант. Кто ещё может одним словом сказать так много, что я написала два эссе и мне трудно успокоиться, перечитывая это стихотворение.
Волшебство!
Сергей, попыталась сказать так, как я понимаю "калейдоскоп, о котором Вы говорите.
Простите, если невнятно.
До встречи!"
Светлана Климашова Дерягина 20.11.2022 20:36/


Виктор, думаю, Вам интересно познакомиться с впечатлением читателя Сергея Кузнецова от Вашей работы, с возникшими ассоциациями. В своем кратком ответе Сергею, я ещё раз взглянвла на Ваше стихотворение и выразила своё мнение по произведению Пастернака.
Дорогой поэт, Вы пишете стихи , которые волнуют и вызывают желание разговаривать с ними. Благодарю Вас, горжусь Вами.
До встречи .
P.S.Попыталась написать кратко своё письмецо, помня о данном обещании.


Светлана.  22.11.2022 22:56   •   
.....
Здравствуйте, Светлана Бориславовна!
Благодарю за долгую память и длительное продолжение впечатлений!
В этот раз Вы провели сравнительный анализ стихотворений двух авторов.
Можно и нужно изредка прибегать к такому методу, но лишь для наглядности.
Для той же наглядности скажу вот что - Ваш читатель снабдил работу Пашкова
громкими эпитетами, но автору работы под его стихотворением ничего не сказал.
Как думаете, что это? Вопрос риторический: скажу, как есть, мне не надо откликов ради откликов -
баллы не нужны, работы не анонсирую, в рекламе не нуждаюсь: истинный любитель найдёт время, прочитает, - искренний и бескорыстный выскажет мнение. Сам пишу отклики тогда, когда есть, что сказать хорошего о художественной ценности, состоявшихся, не повторяющихся образах, стиле и качестве работы, - о неважном говорю только приватно. Иное считаю неуважением к человеку, как и взаимное славословие.
Что такое отклик - это своеобразная награда за труд, его оценка. Однажды у Николая Досталя, режиссёра фильма "Монах и бес", прочитал такую мысль "Картина не станет хуже или лучше оттого, что получит или не получит награды. Они ведь для чего нужны? Для удовлетворения тщеславия".
Стихотворение – та же картина. Тщеславие - точно не моё.
Ну а что до «метели», то подход пишущих должен отличаться, иначе это плагиат. Да и стихотворение, являясь литературными сливками, априори не может быть словоблудием, а вот по внутреннему объёму обязано быть огромным.
Светлана, спаси Бог за Ваше неиссякаемое желание искать, находить и высказывать личное мнение!
Уверяю Вас "гордиться" особо нечем, разве что сложившимися доверием и искренностью - этим горжусь и я.
С признательностью и до встречи, Виктор Пашков.

.....
 Здравствуйте, Виктор. Спаси Бог за обстоятельный ответ на отклик Сергея Кузнецова и мои эссе  по Вашему стихотворению.
 В этом  стихотворении, да не только в этом Вашем стихотворении - "огромная внутренняя"наполненность, о которой Вы сказали.
"Да и стихотворение, являясь литературными сливками, априори не может быть словоблудием, а вот по внутреннему объёму обязано быть огромным."  -  цитирую Ваше высказывание. Оно мне очень понравилось. Мне показалось, именно об этом я говорю в своих эссе, по крайней мере пытаюсь сказать ТАК о Ваших стихах, переполненная эмоциями и чувствами, Если мне немного удаётся это сделать - рада.
 
"Что такое отклик - это своеобразная награда за труд, его оценка."- снова цитата из Вашего ответа.
 Вы кратко выразились, я эмоционально сказала о болезненной теме написания откликов в предыдушем эссе "Поставь себя на место Поэта". По этому вопросу  наши мысли совпали. Давно знаю Ваш взгляд на эту тему. Уважаю, понимаю, полностью признаю. Ваши слова в ответе - откровенное высказывание Поэта, уважающего себя и своих коллег.
  Не буду повторяться , только ещё раз поблагодарю Вас и пожелаю Вам доброго понимания со стороны читателей.
 P.S.Что -то я всё о себе в этот раз говорю!!
 Может быть виной тому Ваши слова, Виктор, о доверии и искренности.
 До встречи, Поэт. До новой доброй встречи, даже если затрагиваем в своих разговорах не всегда приятные темы.
 
 


Рецензии
Считаю, Светлана, удел Мастера стихописателя - полная самоотдача (это мысль Б.Пастернака)...
____
ПОЭТАМИ НЕ СТАНОВЯТСЯ, ПОЭТАМИ РОЖДАЮТСЯ

Поэты делают жизнь возможной. Они берут на себя часть напряжения бытия. Одни из них способны лучше держать ток, и живут дольше, другие не так защищены, и быстро перегорают.

Мы давно привыкли к существованию поэтов в нашей жизни. Привыкли к тому, что открываем школьный учебник по литературе и привычно находим там Пушкина, Лермонтова, Блока, или не столь привычных Пастернака, Мандельштама. Миримся и даже, может быть, уважаем их существование.

Мы привычно считаем, что поэзия – это нечто прекрасное, возвышенное, а потому позволительное и полезное. Имя Пушкина, к примеру, как было давно замечено, звучит для русского уха так же привычно, как имя какого-нибудь соседа – ежедневно, по любому поводу и совершенно всуе, как в знаменитом романе Булгакова: «Никанор Иванович совершенно не знал произведений поэта Пушкина, но самого его знал прекрасно и ежедневно по нескольку раз произносил фразы вроде: "А за квартиру Пушкин платить будет?" Или "Лампочку на лестнице, стало быть, Пушкин вывинтил?"»

Пафос этого мини-эссе в том, чтобы попытаться расставить точки над "i".

Поэзия не нейтральна. И поэты – это не соседи в домашних тапочках, и не странные бесполезные чудаки не от мира сего, которые от нечего делать рифмуют стишки и при этом считают, что занимаются чем-то важным.
Трудно найти более далекое от истины представление.

Поэзия – это передний край. Поэты сражаются за нас. Они закрывают нас собой от бесцельности и бессмысленности бытия. И от того, что они принимают на себя первый удар, трансформируют его в удобоваримую форму, понижают напряжение, остальная часть человечества может мирно заниматься своими «прозаическими» делами и спокойно спать. Это, возможно, похоже на метафору, но это не метафора.
Поэты, как правило, мало живут. Поэтов часто убивают. Поэты часто сходят с ума, спиваются или кончают самоубийством. Почему? Что происходит? Что это за «чудачество» с такими роковыми последствиями?

Настоящий поэт – это не тот, кто умеет писать стихи. Очень важно понять, что поэтами не становятся. Этому нельзя научить. Поэт – это человек, родившийся без кожи и с особым видением, он подвержен тем же жизненным влияниям, что и мы с вами, но ощущает их полнее, яснее, мучительнее, почти в полном свете истины.

Например, все мы теоретически знаем, что умрем, однако, как правило, стараемся не думать об этом, утешаем себя отговорками: «Конечно, когда-нибудь я умру, но ведь еще не сейчас, еще есть время...», или «Да, конечно, тело умрет, но вот душа...», или «Буду делать что-нибудь хорошее, ходить в церковь по воскресеньям, и может быть, не умру...» А поэт не может «не думать» о смерти, потому что для него это не вопрос «думанья», он видит ее, ощущает ее как физический факт, воспринимает все остальное в свете этого факта, и ему нужно что-то с этим знанием делать. Это знание-ощущение часто в нем интуитивно, неосознанно, и оттого еще более болезненно.

А поэзия – это «инструмент понимания» поэта, и одновременно его молитва о спасении и его защита. В минуты ясности он видит своим особым чувством, какая тонкая грань отделяет жизнь от небытия, и видит, что жизнь, если она не устремлена к высшему исходу, если опутана низшими (или просто обыденными) интересами, не имеет никакого смысла, она просто бесцельно течет в пасть смерти, и в свете этого видения вещи, события, дела людей и собственные поступки предстают в своем подлинном виде, часто пугающем и неприглядном:

И с отвращением читая жизнь мою
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю,
- как сказал Пушкин, один из благороднейших бойцов на этом поле.

У этого состояния ясности есть степени, и у способности выразить это состояние тоже есть степени. Различие в степенях определяет величие и силу поэта, а индивидуальные качества делают творчество каждого из них уникальным.
Кроме того, есть множество помех и отвлечений на этом пути.

Поэт может соблазниться властью, благополучием, и перестать быть поэтом – на время или навсегда. Может не суметь уравновесить не всегда осознаваемое ощущение истины с переживанием тяжести и бессмысленности бытия, особенно социального – и тогда этот хрупкий механизм ломается: человек спивается, сходит с ума, накладывает на себя руки (случай Маяковского, Есенина, Цветаевой и многих других) или другими своими поступками накликает смерть. Так Лермонтов напросился на свою роковую дуэль.

А мы, простые читатели, получаем стихи.
В стихах – отчасти – сказалась та истина, которую поэт угадал или ощутил.
Отчасти – потому что духовное знание не переводимо в слова, даже в слова поэмы. Благодаря работе поэта, мы получаем это знание в безопасной форме.
Оно нас не обожжет и не убьет, как обжигает и убивает поэта.

На самых чувствительных из нас оно подействует возвышающе и, возможно, побудит к собственному поиску.

Социальное предназначение поэта – трансформация истины в красивую и доступную человеческому восприятию форму – таким образом будет выполнено.
В ком-то, в единицах, подлинные стихи могут произвести "взрыв" и сорвать с них их собственную кожу.
Но для этого они, опять-таки, должны родиться с предрасположенностью к такому взрыву.

В поэзии есть нечто общее с духовным пробуждением.
Основное различие между поэтом и святым, действительно живущим в поле истины, состоит в том, что святой знает, с чем имеет дело, и что и как нужно делать, чтобы удерживаться в истине, а поэт по большей части стихиен, он – полигон, на котором сталкиваются истина и этот мир, живущий, естественно, по законам Князя этого мира.

В отличие от святого, поэт ничего не может с этим поделать. Он не может победить и не может подняться над схваткой, он может только пропускать все через себя, находить образы и описывать, что происходит.
Образ поэта, который складывается из сказанного выше, далек от образа чудака в домашних тапочках.

Родиться поэтом – это великая драма, но и счастье, которому мало равных. Остальному человечеству в пору позавидовать, что они не могут принять на себя ту волну, которую встречает поэт, чтобы, говоря словами Гумилева «заглянуть в глаза чудовищ И погибнуть славной смертью, Страшной смертью скрипача».

Они и завидуют. Загляните на сайт администрации stihi.ru – и вы обнаружите там 1млн.200 тысяч зарегистрированных поэтов, опубликовавших в общей сложности несколько сотен миллионов стихотворений.
При всей гротескности этого явления, в этом есть нечто позитивное.
Конечно, подавляющее большинство этих людей никакие не поэты, но в самом побуждении написать стихотворение, даже просто «поиграть в поэта», уже содержится импульс, потенциально, при наличии, снова повторю, врожденной искры, способный поднять человека, пусть на минуту, на более высокий уровень существования.

Спасибо, если решились дочитать!
Теперь у каждого из нас по нескольку мнений,
а это всегда лучше, чем одно,

Анатолий Евстафьев   08.12.2022 14:24     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анатолий. Разумеется, я прочитала эссе,
Оно очень интересно.
Перечитаю и передумаю.
Что показалось мне при прочтении?
На многие Ваши строки я тут же находила ответ. Как Вы думаете, где ?
В стихах Виктора Пашкова. Хорошо ориентируюсь в его творчестве. Читаю давно и много.
Знаю, о чём он пишет, как работает со стихами, чего стоит Поэту, каждая его строка.
Слава Богу, Виктор наделен сильной волей, стойким характером, не сопьётся. Часто молю Бога, чтобы он защищал Поэта. Именно так, с заглавной буквы пишу об этом человеке, которому дано многое, с том числе таланнт и работоспособность. Великая, не щадит себя. Манна с неба на него никогда не сыпалась.

Написала краткую биографию Виктора, в одной из глав доказала, что он не просто креативная , талантливая личность, уникальная. Соединив всё вместе, написанное и прочитанное о нём, доказала, Виктор гениален. Думаю так: не будет нас на этой земле, а его стихи будут читать. Не просто читать, а делать вывод о том, как жило наше поколение.
Признаюсь Вам, на стыдно в этом признаться, проживаю каждое его стихотворение, называя Викатора своим любимым поэтом.
Душевное родство, невидимые нити связали нас. Я, Вы это прекрасно понимаете, не поэт,но творчество Виктора сподвигло меня пытаться писать подобие стихов и он, только он, научил меня не придумывать сюжеты стихов, а говорить о своём.
Его стихи радуют, печалят, но никогда не смогу быть к ним равнодушна.
Считаю, что мне очень повезло, я встретила Поэта, со стихами которого засыпаю и просыпаюсь. Это вольное переложение высказывания Дмитрич Лихачёва о любимом поэте.
Здесь могу дополнить Вашеф строкой:"На самых чувствительных из нас оно подействует возвышающе и, возможно, побудит к собственному поиску."(с)

Я, конечно, не смогу ответить Вам своими стихами о творчестве Виктора, хотя написала их немало, а вот одну из Ваших строк прокомментирую стихотворением Виктора.
"Родиться поэтом – это великая драма, но и счастье, которому мало равных. "

Я же оттолкнусь от стихов Виктора.
Дополню ниже.

Светлана Климашова Дерягина   08.12.2022 14:58   Заявить о нарушении
Анатолий, простите, здесь публикую одно из стихотворений Виктора.

Я знаю как пишут стихи
Виктор Пашков

Я знаю, как пишут стихи
Те многие, что здесь писали.
Следы их мучений ночных
Открытыми ранами стали.

Читаю чужое взахлёб:
Учусь, понимаю и верю,
Что кожу с поверхности слов
Поэты сдирают, как звери.

В поездках по прозе дневной,
Значение слов выявляя,
Я раны закрою строкой,
По мукам поминки справляя.

А чувства родившихся строк
Кому-то следами предстанут.
И вновь заболит левый бок.
Появятся свежие раны.
21.12.2013

Мне бы очень хотелось, дополнить Ваше эссе его стихами в ответ. Но это слишком долгая история.
Я не останавливаюсь на написанном о творчестве Виктора. Пишу больше эмоциональные отклики в данный момент, бережно сохраняю его разговоры с читателями - отдельную ноту в его творчестве.
Это понятно. Утонула и растворилась в его стихах. Для меня- счастье читать и перечитыаать его , как говорит сам Виктор, "простые" стихи. В их простоте великая сила и глубина, как и в душе поэта "белая живая бесконечность"(с).

Анатолий, простите, разговорилась. Может быть несколько непоследовательно, но это мой живой разговор с Вами. О Викторе - Человеке и Поэте могу говорить бесконечно.
Спаси Бог за тему нашего разговора.
Сразу прошу прощения за опечатки. Думаю, не все исправила.
Всего доброго.

Светлана Климашова Дерягина   08.12.2022 15:13   Заявить о нарушении
По Второй заповеди Божией,
"Не сотвори себе кумира...",
но в отношении земной любви -
это выбор личное дело каждого...

Можно и не дополнять -
с юности помню Ю.Визбора:

Не сотвори себе кумира
Из невеликих мелочей -
Из обстановки и квартиры,
Из посещения врачей,
Из воскресенья и субботы,
Из размышлений о судьбе.
В конце концов, не в наши годы
Унынье позволять себе.
*
С теплом общения,

Анатолий Евстафьев   08.12.2022 15:19   Заявить о нарушении
Снова приветствую Вас.
Анатолий, мне знакомы эти слова. НИКОГДА, НИКОГДА не назову Виктора своим кумиром.
Это слово, считаю, в какой -то мере унизительным для него , помня о кумирах не сцене в блёстках и перьях.
Виктор для меня - Поэт и Человек.

Светлана Климашова Дерягина   08.12.2022 15:26   Заявить о нарушении
Одно из моих очень скромных стихотворений - посвящений.
Виктору Пашкову в благодарность за его
                необыкновеннные стихи.

Рисунок звёздный в небесах -
          судеб расчерченная карта.
Мне разгадать подсказки звёзд
          труднее чем идеи Сартра.
Пронзает сердце не звезда,
          тобою сказанное слово.
Шагаю по ступенькам строк,
          понятен смысл-стиха основа.
В рисунке строгом кратких фраз,
          грань откровенности опасна.
Проникнуть в тайну и пропасть
          звездой сгорающей,...согласна!
Так точно подберёшь слова,
          мне не сдержать своё волненье.
Разлуки, встречи ,жизнь сама-
          ночной бессонницы творенья.
Твоя открытость есть предел,
          как Божий Дар твоё призванье...
Простых, из жизни взятых слов
          немыслимое сочетанье.
Мгновенным росчерком звезда...
          лишь нежный штрих на звёздной карте...
Тебя в стихах я поняла...
          Сгораю... И зачем о Сартре?

Неужели я злесь говорю о кумире?

Анатолий, благодарю за то, что выслушали.

Светлана Климашова Дерягина   08.12.2022 15:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.