Стихи и стих

Сплошная теория


инет

Стих
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Стих (др.-греч. ; ;;;;;; — ряд, строй), стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях:

художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции («античный стих», «стих Ахматовой» и т. п.);
строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу («Мой дядя самых честных правил»).
Стих в античном стихосложении
Термин восходит к античному метрическому и силлабо-метрическому стихосложению. В этих системах, основанных на оппозиции долготы-краткости гласных, последовательность долгих и коротких слогов сама по себе создавала ритмический образец. Такие повторяющиеся образцы являлись структурными элементами текста и делили его на сегменты:

заданная последовательность слогов (обычно от двух до пяти) называлась стопой;
заданная последовательность стоп (обычно от четырёх до одиннадцати) называлась стихом;
заданная последовательность стихов (обычно от двух до четырёх) называлась строфой.
Стих делится на метры — группы стоп, объединённые иктом, ритмическим ударением. В стихах, состоящих из трех- и более сложных стоп, метром бывает одна стопа (напр. дактилический метр —;UU). В стихах, состоящих из двусложных стоп, метром бывает группа как из одной, так из двух стоп (напр. ямбический метр U—; ¦ U—); при этом икт падает на сильную долю первой стопы.

Стихи рассматриваются по составу метра и по количеству метров. Стихи принято делить сначала по составу метра (стихи с двустопным метром, стихи с одностопным метром), затем по количеству метров.

Стихи с двустопным метром
Стихи с двустопным метром, т. н. диподии (др.-греч. ; ;;;;;;;, двустопие):

мономе;тр (;;;;;;;;;;, одноразмерный)
напр. ямбический метр, U—; ¦ U—
диме;тр (; ;;;;;;;;, двуразмерный)
напр. ямбический диметр, U—; ¦ U— | U—; ¦ U—
триме;тр (;;;;;;;;;, трехразмерный)
напр. ямбический триметр, U—; ¦ U— | U—; ¦ U— | U—; ¦ U—

тетра;метр (;;;;;;;;;;;, четырёхразмерный)
напр. трохеический тетраметр —;U ¦ —U | —;U ¦ —U | —;U ¦ —U | —;U ¦ —U
пента;метр (;;;;;;;;;;;, пятиразмерный)
напр. трохеический пентаметр, —;U ¦ —U | —;U ¦ —U | —;U ¦ —U | —;U ¦ —U | —;U ¦ —U
Стихи с одностопным метром
тетраметр (;;;;;;;;;;;, четырёхразмерный)
напр. дактилический каталектический тетраметр, —UU | —UU | —UU | —U
пентаметр (;;;;;;;;;;;, пятиразмерный)
напр. дактилический пентаметр (т. н. элегический пентаметр), —UU | —UU | — | —UU | —UU | —
гекза;метр (;;;;;;;;;, шестиразмерный)
напр. дактилический каталектический гекзаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —UU | —U
гепта;метр (;;;;;;;;;;, семиразмерный)
напр. Архилохов гептаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —U | —U | —U
октона;р (;;;;;;;;;;, восьмиразмерный)
напр. ямбический октонар, U—; | U—; | U—; | U—; | U—; | U—; | U—; | U—;
дека;метр (;;;;;;;;;;, десятиразмерный)
напр. ионический декаметр, UU—;— ; 10
Стихи с одностопным метром, то есть когда стопа одновременно является метром, могут также называться по количеству стоп:

монопо;дия (; ;;;;;;;;;, одностопие)
напр. трохеическая, —U
дипо;дия (; ;;;;;;;, двустопие)
напр. кретическая, — U— | , то есть кретический диметр
трипо;дия (; ;;;;;;;;, трехстопие)
напр. хориямбическая, —UU— | —UU— | —UU—, то есть хориямбический триметр
тетрапо;дия (; ;;;;;;;;;;, четырёхстопие)
напр. бакхическая, U—— | U—— | U—— | U——, то есть бакхический тетраметр
пентапо;дия (; ;;;;;;;;;;, пятистопие)
напр. кретическая, — U— | — U— | — U— | — U— | — U—, то есть кретический пентаметр
гексапо;дия (; ;;;;;;;;, шестистопие)
напр. анапестическая, UU— | UU— | UU— | UU— | UU— | UU—, то есть анапестический гекзаметр
Акаталектика, каталектика
Любой стих может быть акаталектическим и каталектическим:

акаталектический — стих, в котором все стопы сохраняются без изменений; напр. дактилический акаталектический тетраметр, —UU | —UU | —UU | —UU;
каталектический — стих, в котором длина последней стопы уменьшена; напр. дактилический каталектический гекзаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —UU | —U;
Кроме того, стих может быть гиперкаталектическим, в котором длина последней стопы увеличена; напр. гиперкаталектический дактилический диметр: —UU | —UU—. Однако понятие гиперкаталектикого стиха в известной мере условно, так как гиперкаталектический стих принято рассматривать как каталектический большего размера, напр. гиперкаталектический дактилический диметр как каталектический дактилический триметр, —UU | —UU | —.

Логаэдический стих
Основная статья: Логаэдический стих
Логаэдический стих (тж. логаэд; от др.-греч. ;;;;;;;;;;; — прозаически-стихотворный), в силлабо-метрическом стихосложении — стих, образованный сочетанием 3-сложных 4-морных стоп (дактиль, анапест и т. п.) с 2-сложными 3-морными (ямб, хорей и т. п.); в тоническом — стих, внутри которого ударения располагаются с неравномерными слоговыми промежутками, повторяющимися из стиха в стих. Пример силлабо-метрических логаэдов:

Алкеев одиннадцатисложный стих, U ¦ —U | —U | —UU | —UU
Малый сапфический стих, —U | —U | —UU | —U | —U
Силлабо-метрические логаэды изначально не рассматривались как состоящие из каких-либо отдельных стоп и считались неделимой ритмической единицей. Деление на стопы возникло для удобства анализа логаэдов, особенно сложных, напр. Большого сапфического, —U | —U | —UU ¦ — | —UU | —U | —U.
__________________________________________________


Как еще называют стихи?
Синонимы к слову «стихотворение»
стих, мадригал, рондо
стих, элегия, эклога, канцона, мадригал, эпиталама
стих, строфа, четверостишие, двустишие, бейт, газель
стих, баллада, мадригал, песня
стих, сонет, поэзия, произведение, пятистишие, идеализация
строфа, речь
эпиграмма, эпитафия
строфа, строка, текст, абзац, свод

___________________________________________________________


Стихотворение (стихи) — что это такое

Признаки стихотворения
Что нужно помнить при анализе стихов
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Со школьных лет всем известно, что такое стихотворение.

Большинство детей учит стихи наизусть, а некоторые, повзрослев, начинают писать сами.

Пушкин
Чтобы усовершенствовать свои поэтические, да и просто читательские навыки, неплохо проверить, правильно ли мы понимаем этот термин.







Стихотворение — это...
Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.

Его главные отличительные особенности – ритм и рифма, но существуют и нерифмованные стихи (такой стих называют белым).

Что же касается ритма, то и он может отсчитываться по-разному, в зависимости от того, какая выбрана система стихосложения:

тоническая;
силлабическая;
силлабо-тоническая.
Тоническое стихосложение основано на количестве ударений (тонов). Оно было особенно распространено в античной Греции и Риме.

Силлабическая система, основанная на чередовании строк с одинаковым количеством слогов, зародилась в средневековой Европе, обрела популярность в Польше и других восточно-славянских литературах, а затем перекочевала в Россию через переводные сочинения Симеона Полоцкого.

Современная система стихосложения – это силлабо-тоника, то есть подсчёт и ударений, и слогов, а проще говоря, ударных слогов.

Виды стихотворений
Являясь одним из жанров лирики, тематически стихотворение может быть:

гражданским («Размышления у парадного подъезда» Н.А.Некрасова);
философским («Гамлет» Б.Л.Пастернака);
пейзажным («Шёпот, лёгкое дыханье…» А.А.Фета);
городским («Балаганы», «Городу» В.Я.Брюсова);
любовным («Мне нравится, что вы больны не мной…» М.И.Цветаевой).
По наличию или отсутствию рифмы стихи бывают:

белыми («Она пришла с мороза…» А.Блока);
пример стихотворения без рифмы
рифмованными («Зимний вечер» А.Пушкина).
По адресации также выделяют:

стихи для детей;
стихи-поздравления;
стихи, написанные по случаю (датские).
Отдельно можно упомянуть ироническую поэзию, самыми популярными жанрами которой считаются пародия, каламбур, иронический памфлет.

Признаки стихотворения
Помимо двух основных признаков, названных выше (наличия ритма и рифмы) стихотворение можно отличить от других литературных жанров по следующим приметам:

Наличие лирического сюжета. Лирический сюжет необязательно сводится к цепи событий, действий: это может быть анализ ощущений и вывод, либо метафора, которые за этим следуют.
Признаки стихотворенияНапример, поэт любуется цветами после дождя и, как английский стихотворец У.Блейк, замечает «небо в чашечке цветка».
Присутствие авторской модальности (авторского видения, авторской личности). Даже если текст написан не от первого лица, стихотворение содержит оценку происходящего. Иногда способ создания образа, угол художественного зрения дают представление о своём создателе.
Пример стихотворения
Так, например, ахматовская строка «я на левую руку надела перчатку с правой руки» выдаёт в авторе а) женщину; б) аристократку; в) рассеянную аристократку.
Лаконичность. А.Блок при встрече с молодым С.Есениным настаивал на том, что стихотворение не должно превышать пяти строф (что это такое?). Всё остальное мэтр призывал безжалостно сокращать.
Стихи блока
У самого блока есть стихотворения гораздо большего объёма, но поспорить с маэстро трудно: тексты, содержание которых можно уложить в 5-6 строф, максимально привлекательны для читателя. Если стихотворное произведение длиннее, его лирическая концентрация теряется.
Смысловая законченность. Стихотворение обычно описывает человека, животное, предмет, событие или ощущение. Казалось бы, любая из этих тем неисчерпаема. Но для создания целостного образа важно вовремя остановиться.
Смысловая законченность стиха
В стихотворении «Собаке Качалова» С.Есенин не описывает пса Джима во всех подробностях: не рассказывает, какие у него зубы, какой ошейник, чем его кормят. Для того чтобы передать отношение к собаке, достаточно сказать «Ты по-собачьи дьявольски красив…», упомянуть «бархатную шерсть» и по-приятельски попросить:

«Лизни ей нежно руку
За всё, в чём был и не был виноват»…

Что нужно помнить при анализе стихов
Прежде всего, важно понять, для чего написано стихотворение, что нового оно привносит в поэзию и культуру. Затем хорошо бы прочувствовать авторскую интонацию и сопровождающий её посыл.

Как правило, по типу мировоззрения поэты делятся на отрицателей и созидателей. При этом призыв к разрушению не всегда означает прямое отрицание.

Сумейте почувствовать, что скрыто в ядре стихотворения: жалоба, упрёк, славословие, призыв на битву, признание, исповедь или молитва.

Анализируйте форму только в привязке к содержанию. Бессмысленно определять, ямбом или хореем написан текст, если мы не чувствуем, для чего автору понадобилась именно эта ритмика.

Скажем, ямб динамичнее хорея, он напоминает стук человеческого сердца, ритм ходьбы и подходит для живого повествования о чём-либо (роман в стихах «Евгений Онегин»). Хорей мягче, женственней, медленней – его можно использовать при описании чувств, замедлении действия и так далее.

Не забывайте о времени и условиях написания стихотворения. Где оно создавалось, что ему предшествовало, что было рождено на свет потом.

Стихи – это часть огромной творческой жизни автора, зеркало его души, развёрнутое к нам, чтобы каждый заглянувший в него, мог узнать в нём себя.



Как научиться определять размеры стиха
Обновлено 20 июля 2021
Просмотров: 80 689
Автор: Дмитрий Петров
Стихотворные размеры — это ...
Немного об истории
Двусложные стихотворные размеры
Трёхсложные размеры стихов
Как всё это применить на практике
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На уроках литературы в школе рано или поздно наступает момент, когда нужно проанализировать поэтический текст.

В числе прочего требуется определить его стихотворный размер. Без подготовки тут не обойтись.

Книга
Вот несколько простых способов разобраться в теме и превзойти в этом самого Евгения Онегина, о котором Пушкин, как вы помните, сказал:

«Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить…».



Яндекс Игры
РЕКЛАМА

0+

Бесплатная игра «Угадай предметы из СССР»
Яндекс Игры - это Более 10 000 игр разных категорий. Обновления каждый день
Узнать больше

histrf.ru
РЕКЛАМА

Как на Западе видят героизацию Суворова?
Русско-турецкая война, на которую пришлось окончательное присоединение Крыма.
Статьи
Видеолекции
Аудиокурсы
Биография
Узнать больше

Стихотворные размеры — это ...
Стихотворные размеры (или размеры стиха) – это схема построения стихотворной строки, ритмически организованный с помощью стоп, ударений и слогов словесный ряд.

Существует несколько систем стихосложения. Наиболее известны три:

силлабическая (основанная на равном, упорядоченном количестве слогов);
тоническая (важно, чтобы в строках было одинаковое количество ударных слогов);
силлабо-тоническая (построенная на ударно-слоговом принципе, для которого значимы равномерно чередующиеся ударные слоги).
В настоящее время самой распространённой и привычной для нас является силлабо-тоническая система стихосложения.

Немного об истории
Русская авторская поэзия начиналась с силлабического стиха, так как брала за образцы европейскую (французскую, польскую) литературу, для которой были характерны постоянные ударения. Ф.Прокопович, А.Сумароков, В.Тредиаковский писали длинным силлабическим стихом, состоявшим из 8-ми, 11-ти или 13-ти стоп.

Вскоре их последователи поняли, что подвижные ударения русского языка требуют более гибкого подхода. Постепенно поэтический канон стал меняться. Немало сделали для этого Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, а затем и великий А.С.Пушкин, считавший себя продолжателем их реформаторского дела.

Собственно с Пушкина начинается современный русский язык, в том числе и язык поэтический. Именно он «канонизировал» классические стихотворные размеры, которыми написаны добрые три четверти всех русскоязычных поэтических текстов.

Двусложные стихотворные размеры
Лидер среди размеров — это любимец Пушкина лучезарный и жизнеутверждающий ямб.

Ямбом называется двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.

Чтобы понять, что значит «двусложный», рассмотрим известную строчку: «Мой дядя самых честных правил…»

Попробуем произнести её по слогам и расставим ударения: «Мой дЯ–дя сА–мых чЕст–ных прАвил». Каждый второй слог является ударным.

Группа ударных и безударных слогов называется стопой.

В данном случае стопа состоит из двух слогов: одного безударного и одного ударного. А всего таких стоп 4. Значит, перед нами четырёхстопный ямб.

Второй двусложный размер – хорей. В нём ударение падает на первый слог каждой стопы.

Приведём пример:

БУря мглОю нЕбо крОет,
ВИхри снЕжные крутя…

В первой строчке 4 стопы, во второй – 3,5.

Ударение в каждой стопе падает на первый слог. Это хорей.

Ямб похож на ритм сердца, звук бодрого, чёткого, размеренного шага. Хорей напоминает плач, причитание.

Двусложные стихотворные размеры
Люди почувствовали это ещё в глубокой древности, так что обращайте внимание на размеры стихотворений – они имеют определённый смысловой посыл.

Трёхсложные размеры стихов
В трёхсложных стихотворных размерах стопа состоит из трёх слогов: одного ударного и двух безударных.

В зависимости от того, который слог становится ударным, выделяют три размера:

дактиль;
амфибрахий;
анапест.
Трёхсложные размеры получили распространение в послепушкинскую эпоху, поэтому примеры я подберу из лирики поэтов.

Пример
Дактиль – это стихотворный размер с ударением на 3-м слоге.

Он звучит напевно и жалобно:

Дактиль
Амфибрахий – стихотворный размер с ударением на 2-м слоге. Смотрим пример:

Амфибрахий
Иногда одно ударение как бы перетягивает на себя другое, как в стопе «был сильный». Слог «был» тоже ударный, но фразовое ударение падает именно на «силь».

Анапест – стихотворный размер с ударением на 3-м слоге. Выглядит это так:

Анапест
Как всё это применить на практике
Чтобы не запутаться, нужно научиться скандировать, то есть произносить фразы по слогам с чётким выделением сильных слогов.

Определять сильный слог можно тремя способами:

Положите ладонь под подбородок и, проговаривая строчку, почувствуйте, как на безударных слогах подбородок касается ладони слегка, а на ударных словно удлиняется.
Ритм можно выстукивать ногой по полу. Произносите строку про себя и сопровождайте стуком каждый слог: безударный – слабым, ударный – сильным. Постепенно вы «поймаете волну».
Если ноги вас смущают, возьмите ручку или карандаш и стучите по столу. Звук будет чёткий, резкий. Даже посторонний наблюдатель услышит и увидит ваш ритмический рисунок.

___________________
ЛК;12-6-23;полпервого благословенного понедельника

Тончайшее различие между стихами и стихом:

Стих - это стихи малого формата,от строфы до полновесного  стихотворения



Стихи

Две поэтические строчки - это поэтическая фраза
Строфа - это стихи

Стихотворение - это стихи

Поэма - это стихи

Получается,стихи - это поэтическое произведение от строфы до поэмы

Стихи - более широкое понятие,чем стих

















инет
Правильно пишется:
«ПОЛПЕРВОГО»

Воспользуемся правилами русского языка, чтобы выбрать верный вариант из трех. Но сначала определим к какой части речи можно отнести слово (пол) первого.

Слово (пол) первого – это существительное, отвечающее на вопрос «чего?».

Определив часть речи слова (пол) первого, можно найти следующее правило русского языка: если слово начинается на согласную букву (кроме слов, начинающихся с л) и не является именем собственным, то пишется слитно с частицей пол.


Рецензии