Ирония

Слово ИРОНИЯ (от  греческого eironeia - притворство) знакомо всем, тем не менее, его точное определение - далеко не простое дело. Мы охотно пользуемся иронией в речи, замечаем ее в литературных текстах, но при попытке раскрыть внутренний механизм этого явления часто наталкиваемся на затруднения. В различные эпохи этим термином называли разные вещи. Определение иронии в литературе лучше всего дать после знакомства с историей возникновения этого приема.

Впервые ирония упоминается в античности в форме особого стилистического приема  - словесного притворства, когда оратор намеренно хотел казаться глупее, чем он есть на самом деле. Термин  получил известность благодаря древним грекам, у которых слово «иронизировать» означало говорить неправду, насмехаться. Ирониками называли людей, которые обманывали с помощью слов. Основателем направления считают философа Сократа. Он иронизировал во время споров с конкурентами, разоблачая их самодовольство и самомнение. Ирония для древних мудрецов стала глотком свежего воздуха. Она помогла противостоять самовольству и ограниченности обыденного сознания личности, получила развитие в античных комедиях и в литературе.

Во времена Средневековья прием иронии использовали в народной культуре, причем, люди смеялись над собой. Ирония трактовалась в поэтике как риторический прием, называющий вещи обратными именами. Ирония стала атрибутом комического жанра - одного из приемов критики в сатире, причем, иронический стиль тогда считался низким стилем.

В эпоху Возрождения иронию использовали в народной и праздничной культуре. Не обходили ее вниманием королевские шуты, которым нравилось обсуждать пороки королей в завуалированной форме. Если у Сократа ирония была самодовлеющим отрицанием («Я знаю только то, что ничего не знаю»), то у римских ораторов - вариантом аллегории (иносказания), его-то и стали широко использовать  мастера эпохи Возрождения (Эразм Роттердамский) и Просвещения (Вольтер, Д. Дидро, Дж. Свифт). В период барокко иронисты научились сопоставлять несопоставимое, что было важно для дальнейшего развития направления.

В XIX веке ирония с трудом выдержала натиск научно-технического прогресса. В литературе это выражалось вялостью и неестественностью. Ирония в этот период приобретает большое психологическое и литературное значение. Появляется так называемая субъективистская ирония: люди стали считать, что ирония способна порождать не только комический, но и трагический эффект, а человек начал подвергать сомнению не только реальные предметы и явления, но и свои собственные суждения о них. 

20-ый век вывел ряд концепций объективной иронии: ирония необходима искусству как наиболее широкий и свободный от всякого морализаторства взгляд на действительность.

В наше время ирония в литературе передается через речь персонажей или автора. Она придает произведению ироничную окраску, но тема обсуждения получает не снисходительное одобрение, а неприятие. Ирония в литературе становится сатирическим приемом, с помощью которого писатель дает оценку высмеиваемому предмету. Это одна из форм отрицания, отличительным признаком которой выступает двойной смысл. Нередко осмеивается не только сущность объекта, но и его отдельные черты и особенности.

Итак, на протяжении последних ста лет ирония была предметом исследовательского интереса психологов и лингвистов. Выявили, что значение иронической образности в каждом конкретном случае индивидуально. Неизменна лишь ФУНКЦИЯ ИРОНИИ - соединять несоединимое, делать художественный образ перекрестьем двух и более знаковых систем. Что это значит?

В нашем языке есть ряд иносказательных слов, в которых различные явления жизни отождествляются не по смежности или сходству, а по их контрасту. Такой вид иносказательных слов применяют для выражения насмешливого отношения к жизни. Такое отношение достигают посредством употребления слов в контрастном значении -   ПРИТВОРНО, то есть, называя маленькое большим, глупое умным, безобразное красивым и т.п. С помощью этого сознательного притворства люди выражают свое пренебрежительное или насмешливое отношение.

Ироническое отношение к жизни может выражаться с помощью не только контрастных значений слов, но и без их употребления, одной только интонацией речи. Поэтому не надо смешивать ИРОНИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ с ИРОНИЧЕСКОЙ СЛОВЕСНОЙ ФОРМОЙ - с контрастной иносказательностью слов, то есть, с иронией КАК РАЗНОВИДНОСТЬЮ ТРОПОВ.

 В этой статье я хочу все ваше внимание уделить именно этому определению данного понятия - иронии, как тропу.

ИРОНИЯ КАК ТРОП - это стилистическое средства, выражающее насмешку или лукавство. Это средство заключается в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки. Это - осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Главным признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. Например:
 «...украшает тебя ДОБРОДЕТЕЛЬ, до которой другим далеко» /Н.А. Некрасов/
 «забил заряд я в пушку туго и думал, УГОЩУ Я ДРУГА...» /М.Ю.Лермонтов/

По сравнению с метонимиями и метафорами словесные иронии гораздо реже встречаются в просторечии и литературной речи. И они всегда хорошо ощутимы в своей иносказательности, хотя также могут превратиться в речевой штамп. Вот примеры словесных иронии в русской разговорной речи:
«Ой, какой БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК идет!» (о ребенке);
«Пожалуйте в мой ДВОРЕЦ!» (о маленькой комнате);
«Едва ли кто польстится на такую КРАСАВИЦУ»;
«У него УМА ПАЛАТА — и не то сделает!»;
«Ваш РЫСАК еле ноги двигает»;
«Это дело обошлось мне в КОПЕЕЧКУ».

А теперь примеры тропа иронии из произведений русских классиков:
- осуждая неприятное светское общество, А.С.Пушкин называет его «цветом столицы»;
- в произведении «Мертвые души» Н.В.Гоголь называет подлых героев притворно хвалебными словами («самый благопристойный человек» - о Чичикове);
- в баснях И.А.Крылов высмеивает человеческие пороки, насмехается над действующими лицами (««Отколе, умная, бредешь ты, голова?» - Лисица, встретяся с Ослом, его спросила»);
- писатель А.П.Чехов в пьесе «Вишневый сад» называет Петра Трофимова «вечным студентом» за ограниченность, несерьезность, неспособность устроиться в жизни;
- М.Е.Салтыкова-Щедрина в сказке «Медведь на воеводстве» отметил, что Осел у Льва «за мудреца слыл»;
- В.В. Маяковского в стихотворении «Нате!»: «Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей».

Еще примеры тропа иронии из современных литературных произведений:
«А может, ТЕБЕ ДАТЬ ЕЩЕ КЛЮЧ ОТ КВАРТИРЫ, где деньги лежат?!» («12 Стульев», И.Ильф и Е.Петров);
«О! Пролетарий УМСТВЕННОГО ТРУДА! Работник метлы!» («12 Стульев», И.Ильф и Е.Петров);
«Ещё ни один пешеход не задавил автомобиля, тем не менее недовольны почему-то автомобилисты» (из записных книжек И.А.Ильфа);
«Всех победил, каков Геракл» (из рассказа Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла»);
«Свежесть бывает только первая, она же последняя» (из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», слова Воланда);

Выразить иронию в текстах нам помогают лингвистические и стилистические средства: постоянные эпитеты, архаизмы, сказовые формы повествования. Часто используются морфологические и синтаксические средства. Например, выразить иронию помогают синонимы и паронимы к словам, уменьшительно-ласкательные суффиксы - «голубчик», «работнички».

В зависимости от контекста выделяют разные виды иронии: прикрытая и открытая.

Прикрытую иронию характеризует преобладание разума над чувствами. Она осмотрительна, придерживается узкого контекста и понятна немногим читателям.

В произведениях с открытой иронией над разумом преобладают чувства. Здесь писатель не скрывает своей оценки, подвергает сомнению возможность исправления недостатков высмеиваемого объекта, иногда использует сарказм, который является разновидностью иронии.

Тропу САРКАЗМ был посвящен наш недавний учебный конкурс. Чем троп сарказма  отличается от тропа иронии? Цель сарказма - обличить явление, показать его всем как нечто дурное, порочное. Он не предполагает желания кого-то рассмешить своим высказыванием, показать свое остроумие (хотя и может быть остроумной насмешкой). Ирония выглядит в речи мягче, деликатнее сарказма, она не только подчеркивает недостатки, но также обладает возможностью разоблачать неосновательные претензии, придавая самим этим претензиям иронический смысл, как бы заставляя высмеиваемое явление изменить. Ирония - это скрытая насмешка, а сарказм - высшая степень иронии, злая и язвительная насмешка. Например:
-сарказм: «Все мы сделаны из одного теста, причем довольно низкого качества» (Марк Твен);
-сарказм: «Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим»(В.И.Ленин).
Л.И.Тимофеев толкует иронию и сарказм как промежуточные формы между юмором и сатирой. По его классификации, юмор, принимает явление в целом, смеется над частными недостатками; сатира отвергает все явление целиком; ирония и сарказм занимают среднее положение при такой градации.

 В литературе рассматривают следующие формы иронии:
- Прямая. Способ придать отрицательный характер рассматриваемой ситуации.
- Самоирония. Направлена на собственную персону в противоположном аспекте («Где уж, нам, дуракам, чай пить?»).
-Антиирония. В противовес прямой форме представляет объект иронии недооцененным.
- Постирония. Термин, используемый в ситуации, когда искренность может практически не отличаться от иронии.
- Сократова ирония. Одна из форм самоиронии, раскрытие первоначального мнения оппонента его же устами. Истина рождается в философском споре с самодовольным человеком. Путаясь с каверзных и вопросах философа, он теряет спесь. Философ при этом получает удовольствие, незлобиво и добродушно посмеивается над собеседником.
- Ироническое мировоззрение. Состояние, при котором не принимаются на веру расхожие утверждения, стереотипы, игнорируются общепринятые ценности.

Для выражения иронического отношения в литературном произведении часто дополнительно используют следующие языковые средства:
- аллегория - иносказание, которое передает под маской поверхностного содержания глубокий смысл;
- эзопов язык - вынужденное иносказание, художественная речь, богатая ироничными намеками;
- аллюзия - употребление слова, цитаты или фразы в качестве намека на общеизвестный факт (хорошо там, где мы есть);
- притча - назидательный рассказ в иносказательной форме;
- цитация - смешение признаков косвенной и прямой речи;
- перифраз - непрямое описание объекта путем выделения его определенного качества (ночное солнце - луна, голубая планета - Земля).

На этом предлагаю закончить рассуждения о тропе ИРОНИЯ, которых нам будет достаточно для подготовки к очередному учебному конкурсу ТМА «Ирония», прием заявок на который начнется в самое ближайшее время. Чтобы иметь успех в этом конкурсе, очень важно грамотно выбрать стихи на конкурс. А можно и совместить этот выбор с написанием стихов по прозе Гоголя, что не только пригодится для участия в другом конкурсе ТМА:

«По прозе Гоголя» - http://stihi.ru/2022/11/08/4331  ,

но и станет для всех прекрасной практикой стихосложения - пополнения личного словарного запаса и полезным знакомством с использованием Н.В.Гоголем тропа «ирония» в литературном тексте. Потому что, именно Гоголь, как никто другой из русских писателей, был в своих произведениях бесконечно ироничен. 

С уважением, Алкора. 24.11.22

P.S.: При подготовке статьи использованы материалы, опубликованные в интернете в открытом доступе и частично из монографии  Елены Третьяковой (№19 [73] 15.10.2001)


Рецензии
Спасибо вам, Алла, за впечатляющее ессе об иронии! Несмотря на всю вашу цензорскую строгость, в ней (строгости) нет отвергания, наоборот - полное и обширное знание каждого аспекта темы. Я бы сказал непопулярное слово - академическое.

Андрей Сочинялкин   26.11.2022 17:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей! Статья только частично авторская - я перелопатила все, что нашла, и постаралась изложить суть термина кратко и доступно.
А академичность стиля - это всегда в плюс. Грустно, что это теперь считается "непопулярным" словом.
Спасибо!

Творческая Мастерская Алкоры   29.11.2022 08:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.