Из серии. Назад в СССР. Часть 16

Из серии. Назад в СССР. Часть 16.

Посвящено последней мегастройке страны –
Байкало – Амурской магистрали (БАМ).

Первая часть.

Сейчас наша магистраль эта,
Одна с немногих транспортных,
Артерий – нам впредь позволяет,
С Востоком дальним торговать.

Это важно в условиях тех,
В которые попали мы,
При кризисе уже серьёзном,
С западными странами нам.

(Политический – экономический кризис)

Впрочем, строилась магистраль та,
Не только для того тогда.
И безопасность перевозок,
Грузов на случай же войны.

Труднодоступных территорий,
Комплексное развитие.
Наконец, связь тех регионов,
Как говорят с «Большой землёй».

…Впервые же, эта идея,
Строительства дороги той,
Великой железнодорожной,
В царской России родилась.

Когда маршрут там выбирался,
Тот, по которому пройдёт,
Магистраль Транссибирская там,
Но стройка отложилась та.

Проект строительства «железки»,
Севернее Байкала, был,
Короче в 500 километров.
Там – экспедицию пошлют.

(Под эгидой Русского технического общества,
Под руководством полковника Генштаба
Н. А. Волошинова и инженера Л. Т. Прохасько)

Июль – сентябрь 1889 года

Экспедиция пройдёт эта,
Тысячу километров там,
От Усть – Кута до реки Муи,
И вынесет «плохой» вердикт.:

«Что, линии той, проведенье,
По направлению тому,
Технически там невозможно
Другие есть преграды в том»

И Транссибирская дорога,
Железная тогда прошла,
Вдоль южных там границ России,
Тогда решили сделать так.

К идее ж северных обходов,
Там возвращались и не раз.
При разработке синдиката -
Как утопический проект.

(По строительству «Сибирско – Аляскинской железной
Дороги с пересечением Берингова пролива»)

Где экономика бессильна,
Там правит бал стратегия.
Необходимость, если надо.
В военных целях там уже.

Важный участок же «Транссиба»,
«КВДЖ» тогда была.
Военные сложности были,
В Русско – японскую войну.

(До неё, во время и после неё. КВДЖ ( Китайско -
Восточная железная дорога)

При интервенции там также,
В Гражданскую уже войну,
На том тогда Дальнем Востоке,
Когда  опасность с тех мест шла.

Необходимость то покажет,
Альтернативного пути.,
Новых маршрутов той дороги.
И начнут власти действовать.

1924 год

Совет труда и обороны,
СССР, там утвердил,
План перспективный, для развитья,
Железнодорожных дорог.

В котором вновь обозначалась,
Будущая северная,
Ветка «железки». А уж позже,
Вышло постановление.

«О строительстве Байкало – Амурской железной
Дороги» 1932 год.

Вторая часть.

Правда, несколько лет пройдёт там,
Когда шли изыскания.
Лишь через некоторое время,
Строительство начнётся то.

Проблему же рабочей силы,
Её нехватку там решат,
Использованием массовым,
Труда и заключённых там.

!932 год

В тот год вышло постановленье:
«Строительство БАМа - отдать,
Особому там управленью,
ОГПУ СССР.

В том же году также создали,
Подразделение его,
Отдельное. «БАМлаг» назвали.
Отдадут много им работ.

(Кроме БАМа они валили и перерабатывали
лес, добывали золото)

1938 год

Как и Транссиб, строили БАМ тот,
Одновременно с двух сторон.
Начнут проектирование,
В тот год, также строительство.

Западного участка БАМа,
То, от Тайшета к Братску там.
И далее же до Усть – Кута,
А через год шли на восток.

От Комсомольска - на Амуре,
И до Советская Гавани.
Строили же и параллельно,
Несколько перемычек там.

(С Транссибом: БАМ (станция на Транссибе) – Тында,
Волочаевка – Комсомольск –на – Амуре.  Известковая -  Ургал)

В тот год на стройке того БАМа,
Работало уже тогда,
Более 150 тысяч,
Всех заключённых в СССР.

Но началась война. Она же,
Затормозила ход работ.
Восточный же участок БАМа,
Наоборот, строят быстрей.

(в 1943 году)

Строят форсированным темпом.
А в «45 – м» уж году,
По нему пройдёт первый поезд,
Важную роль сыграет путь.

В доставке грузов для войны же,
С Японией. И разберут,
Там обе тогда перемычки,
На запад рельсы увезут.

(Перемычки: БАМ – Тында и Известковая – Ургал.
 Ещё ж в январе 1942 года. А рельсы на строительство ветки
 Сталинград Саратов Сызрань – Ульяновск,
Знаменитая Волжская рокада)

После войны, нашей победы,
 Возобновили стройку ту.
В «47 – м» пущено было,
Рабочее движение.

То – от Тайшета и до Братска.
Но правда, не было мостов,
Через крупные ещё ж реки,
Паромы применяли там.

И ледовые переправы.
Сквозное же движение,
В «51 –м» уж начнётся,
Но были и проблемы там.

(При строительстве одного из участков не учли
Строительство Братской ГЭС, что привело
К затоплению 140 км. участка ж/д и к большим
Финансовым потерям)

Достроив же эти участки,
Были приостановлены,
Работы по постройке БАМа.
Во – первых, умер - СТАЛИН там.

А во – вторых, началась сразу ж,
Там -  РЕАЛИБИТАЦИЯ,
Массовая тех заключённых,
С ликвидацией лагерей.

(Системы лагерей. И строить стало некому)

А в - третьих, после появленья,
В дальневосточных рубежах,
Братского уже нам Китая,
Социалистического.

(За безопасность южной ветки можно
было уже НЕ ОПАСАТЬСЯ)

Третья часть.

Но всё течёт. Меняется всё.
С Китаем осложнения,
Начали уже осложняться,
Возник «Даманский конфликт» там.

Идеи новые ж возникли,
Индустриализации,
Сибири, Дальнего Востока,
И БАМ понадобился вновь.

Вторая половина «70 – х» по первую половину «80 – х» годов 20 века)

Пришёл уже на это время,
И завершающий этап,
Строительства основной трассы,
Великой этой стройки БАМ.

15 марта 1974 года

В Алма – Ате выступил Брежнев,
Наш Генеральный секретарь:
«Важнейшей стройкой пятилетки»,
Назвал ту стройку БАМа, он.

(9 – ой пятилетки СССР)

1974 год

Строительству великой стройки,
Присвоили статус в тот год,
Там - «Всесоюзной комсомольской
Стройки». Призыв брошен в народ.

И стала популярной песня:
«А я еду, а я еду за мечтами…»
И молодёжь страны огромной,
Поедет на Дальний Восток.

Тем временам памятником же,
Вокзалы бамовские все,
И населённые там пункты,
Что комсомольцы возвели.

(Строительные комсомольские отряды, сформированные
 из жителей определённого региона)

Тынду – то москвичи построят,
Северобайкальск – Ленинград.
Кюхельбекерскую – армяне,
Литовцы – Новый Уоян.

Тансимо латыши построят,
Новую Чару –Казахстан.
Челябинцы дали Юктали,
А Магистральный – то, Ростов.

(И другие также)

Конечно, на романтике лишь,
Такой сложнейший сей проект,
Не вытянешь. Энтузиазмом,
Одним лишь, тоже не возьмёшь.

Власти советские решили,
«Большим рублём» привлечь туда,
Мастеров дел там настоящих,
И также части войск «ж/д».

(Железнодорожные войска)

А заключительный участок,
БАМа, длинною что там был,
3145 километров,
Строили интенсивней уж.

(Вплоть до 1864 года)

Сразу с шести там направлений:
От Лена, - на восток, ещё ж,
От Тында – на восток и запад,
Новый Ургал – в запад, восток.

(А от Комсомольск – на – Амуре на запад)

29 сентября 1984 года

И вот, в этот день на разъезде,
Балбухта – наконец, пришла,
Торжественная уже встреча,
Бригад – что с двух сторон там шли!

С западного там направленья,
Также восточного ещё ж.
1 октября проложат –
Там «ЗОЛОТОЕ ЗВЕНО» уж.

И обе части той дороги,
Стали ЕДИНЫМ ЦЕЛЫМ там!
Общая протяжённость БАМа -
4287 километров всех.

(От ТАЙШЕТА до города СОВЕТСКАЯ ГАВАНЬ на
Берегу Татарского пролива.

(Впрочем, последние 54 км на сложнейшем
Северомуйском хребте были сданы лишь 1 ноября 1989 года),

После того лишь эту трассу,
Сдали в эксплуатацию,
И БАМ тогда уж заработал,
Там регулярно. Путь – открыт.

(Сдан был в эксплуатацию Министерству путей сообщения)

Но самый уж всё же последний,
Объект достроен тогда был,
Уже всё же в новой России,
Северомуйский тоннель там.

(Он заработал в 2003 году. Строительство этого
объекта шло с перерывами аж 26 лет!)

В итоге же на своём взлёте,
СССР всё ж довершил,
То ГРАНДИОЗНОЕ всё ж дело,
Что раньше сделать не могли.

БАМ:

Более 570 миллионов кубометров земляных работ
Построено множество искусственных сооружений
142 моста через реки
8 тоннелей
Свыше 200 ж/ж станций
Уложено 5000км главных и станционных путей
Возведены жилые дома общей площадью более 500 тысяч кв. м.
Не считая объектов социальной инфраструктуры.

Ведь, главное – прошёл БАМ этот,
В малоосвоенных местах,
Также ни кем незаселённой,
Практически тогда земле.

(Восточной Сибири и Дальнего востока)

Со сложным климатом, к тому же,
Сейсмическими даже там,
Районами. Всё то сказалось,
На сроки этой стройки там.

Более полувека длилась,
Она… А стоимость её,
Этого БАМа вышла в сумму –
17,7 миллиардов рублей.

(В ценах 1991 года)

Долгое время всем казалось,
Что эти миллиарды всё ж,
«Закопаны» будут напрасно,
На той далёкой всем земле.

События последних лет покажут,
Что все объекты БАМа всё ж,
Отдачу нам уже приносят,
Рано иль поздно. Будет так.

(Может, и не совсем так, как их когда –то задумывали).


Рецензии