Два завода

 
               

      Промышленность в России всегда занимала особое место, и сотни русских городов,   
начиная с 17 века,  вырастали у заводов, Десять из них выбились в областные центры. Это
С - Петербург, Петрозаводск, Екатеринбург, Пермь, Барнаул, Иваново, Ижевск, Николаев,
Луганск и Донецк. Судьба многих иных заводов печальна. Не все выстояли в «смутное» время.
Так знаменитый московский орденоносный СЕРП И МОЛОТ (орденов ЛЕНИНА, ОКТЯБРЬСКОЙ
РЕВОЛЮЦИИ и ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ), основанный в 1883 году был окончательно
загублен в 2011. Вот и в Ярославской области есть парочка интересных дореволюционных «новоделов». 
     Так, на основе госкредита и с высочайшего одобрения Николая II был создан в Рыбинске
автомобильный завод  АО «Русский Рено» в 1916году. В 1918 году его национализировали  и вскоре
переименовали в «Гос. автомобильный завод №3», а в 1924году передали в введение Авиатреста
для производства авиадвигателей. Он стал называться ГОСУДАРСТВЕННЫМ АВИАЦИОННЫМ
ЗАВОДОМ № 6, однако, ещё в 1917 году компания РЫБИНСК МОТОРС начала производить
авиадвигатели для самолёта ИЛЬЯ МУРОМЕЦ на «Русском Рено». Сейчас это ПО НПО САТУРН.
За свои сто с лишним лет он стал трижды орденоносным (два ордена ЛЕНИНА и орден ОКТЯБРЬСКОЙ
РЕВОЛЮЦИИ), - и по заслугам; освоил производство более десятка авиадвигателей для военной
и гражданской авиации, а с недавних пор - газотурбинные установки для океанских судов,
которые раньше изготавливались на всемирно известном    «Зоре»-«Машпроект» г. Николаев, Украина,
газоперекачивающие агрегаты ( в том числе и для ТУРЕЦКОГО ПОТОКА) и многое другое.
Даже движки для крылатых ракет КАЛИБР.
     Второй завод, уже в Ярославле, на частный капитал основал В.А. Лебедев, чемпион России и Мира
по велоспорту  один из пионеров автомотоспорта и авиации, тоже в 1916 году.
В рамках программы создания в России автомобильной промышленности было организовано
« Акционерное общество механизированных передвижений и производств В.А. Лебедев»,
и 31. 03.1916г. НиколайII утвердил его устав. Под производство Лебедев выбрал площадку,
где располагались тифозные бараки да тюрьма с приютом и заболоченный пустырь.
 (Ранее он планировал  там строить самолёты). А через 9 месяцев  7 октября устроил
торжественный обед по поводу пуска ещё недостроенного завода. Первоначально в штате
числилось всего 7 человек. До революции был выпущен всего один автомобиль «Лебедь А».
2 ноября 1917г. Завод был закрыт, а сразу после революции его директор, Карпов уехал
в Петроград, объявив всех уволенными, кроме охраны. Вскоре предприятие  национализировали
и переименовали в Государственный авторемонтный завод (ГАРЗ) №1. Тем временем В. А. Лебедев
попал в разряд контрреволюционеров и бежал на юг. При Деникине возглавлял министерство
торговли и промышленности, а потом эмигрировал в Сербию, а в 1926 году перебрался во Францию
и занял достойное место в авиационной индустрии, о чём свидетельствует высокая награда,
орден Почётного Легиона. Скончался основатель завода в 1947 году и похоронен на русском
кладбище Сен-Женевьен де  Буа. За это время его детище превратилось в одно из ведущих предприятий
автомобильной промышленности СССР.  Уже в 1935 году из цехов ЯАЗа вышел десятитысячный грузовик.
Основной продукцией завода были автомобили грузоподъёмностью от 3 до 7 т, самосвалы, троллейбусы
(в том числе и двухэтажные), автобусы, а в 1933 г. под руководством профессора МВТУ Н.Р. Бриллинга,
который работал в «шарашке» ОГПУ, изготовили первый в России дизель КОДЖУ (Коба Джугашвилли).
По ложному доносу в 1938 г. директора завода, Еленина В.А. расстреляли, вскоре уничтожили и автора идеи
«шарашек» Генриха Ягоду. Единственный, кто выжил из участников этого проекта - Николай Романович
Бриллинг, он умер в 1961 г. Во время войны завод выпускал военную продукцию, в том числе и гусеничные
арттягачи. В 1958 году завод ориентировали на производство дизелей и переименовали в ЯМЗ, а с 1970г
он стал головным в отрасли. В настоящее время он, дважды орденоносный (орден ЛЕНИНА и
ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ), влился в «Группу ГАЗ». Его продукция  известна в десятках странах, Завод был
(и есть) центром автомобильного  дизелестроения СССР  и России, кстати дизели для знаменитого КАМАЗа
созданы на ЯМЗе под руководством зам. гл. конструктора Климовича Ю.Ф. (ЯМЗ-740 и 741)_
Примерно в те же годы была разработана под грифом «секретно» линейка газотурбинных движков
для тяжёлой техники серий ЯМЗ Э249 и Э901 мощностью от 800 до 1500л с. Прошли дорожные испытания
две машины: МАЗ-543 (УРАГАН, РАКЕТОНОСЕЦ) и БЕЛаз 549 (75 тонный самосвал), который работал на
Петровском карьере, перевозя по 80 и более тонн. Прототипом двигателя ЯМЗ Э249 был авиационный
ГТД-3Ф, а ЯМЗ Э901 (1500л с) оригинальной конструкции.  На заводе были созданы производственные
мощности и литейная база для литья лопаток, работы велись в тесном сотрудничестве с ведущими фирмами,
такими, как, например, СОЮЗ (А.А.Микулин), АО «Климова» (В.Я.Климов), а также АН СССР, НАМИ,
ЦНИмаш, ВИАМ, ЦИАМ, НАТИ, РКБМ и рядом других. Началось строительство базы для производства
ГТД на ЯМЗе вне завода, но началась Перестройка… Всё свернули. Из АГТД в России остался только ГТД для
танка Т-80.  Что ещё интересного разрабатывалось на ЯМЗ? Много чего, но стоит упомянуть зерноуборочный
Комплекс УСК-17А с  широкозахватной жаткой (16-18 м) под патронажем ЦК КПСС. Курировал работу
не кто иной, как М.С. Горбачёв, тогда Секретарь ЦК КПСС. Более 100 заводов по всем республикам помогали
ЯМЗу - по указанию ЦК. Работа внеплановая для них, плакали, жаловались, но делали - приказ ЦК. . .
Потом Горбачёв ушёл в Генеральные, опять же перестройка, то да сё, Ельцин. . . Распад. . . Развал, однако,
до 2007 года КОМПЛЕКС был в деле (просили запчасти с мест эксплуатации). Сейчас же на ЯМЗе
много нового, так на выходе 1000сильный двигатель в двух ипостасях: для газогенераторных установок
и  дизельный вариант на базе 12-ти цилиндровой (140х140) модификации.   
 


Рецензии
Прочёл с удовольствием - спасибо!А

Александр Козолупенко   04.12.2022 10:07     Заявить о нарушении
Добрый вечер! Благодарю за отклик. Иногда интересно и
полезно оглянуться на нашу историю. Как формировалась
мощь России. Вам всего наилучшего и творческих успехов!
С уважением,

Александр Богачук   05.12.2022 16:37   Заявить о нарушении