Мелодия доступа. Часть 2

Музыкальное расследование и поиск мелодии (кода доступа) из фильма "Замысел". Продолжение.
Часть 2.

Краткий экскурс в теорию музыки для понимания скрытых смыслов фильма "Замысел".

Музыка существует столько,сколько существует мироздание.
Шум ветра, птичьи трели, пульсация накатывающей  волны...
Сколько этому лет?
Человек издревле учился подражать звукам природы при помощи разных приспособлений из дерева и металла.

С развитием ремесел и совершенствованием  музыкального мастерства
появились первые музыканты и первые мелодии.

Возникла необходимость каким-то образом систематизировать звуки, издаваемые разными инструментами.

Устройство первых музыкальных приспособлений
привело к пониманию природы формирования звука.
И здесь важно отметить, что природа гармонии, БЛАГОзвучных музыкальных конструкций, связь музыки с математикой во все времена волновала лучшие умы человечества.

И,если некоторые связи были очевидны, другие требовали проведения экспериментов.

Так, было замечено, что чем длиннее струна, тем более низкий звук она извлекает. Короткие струны дают более высокие тона.
По мере уменьшения длины струн звуки становятся всё выше.

Этим объясняется треугольная форма таких музыкальных инструментов, как гусли или арфа.
Кстати, внутри рояля и пианино спрятаны такие же разные по длине и толщине струны. При нажатии на разные клавиши, молоточки внутри инструмента бьют по струнам.

Разные музыкальные инструменты звучат по разному.
У каждого свой голос, тембр,  обертона,свои  особенности и способы извлечения звука.

Некоторые отрезки музыкального звукоряда очень сложно поддаются подстройке на заданную частоту,из-за этого звуки отдельных диапазонов высот могут звучать неидеально (нечисто).
С музыкальной точки зрения любая фальшь недопустима.

Идеальные сочетания звуков в музыке называют чистыми.
Из этого можем сделать вывод, что неидеальные звуки с точки зрения музыки - НЕчистые звуки.

Высота и ЧИСТОТА каждого звука обусловлена его ЧАСТОТОЙ (частотной характеристикой), то есть обусловлена количеством
колебаний звуковой волны в единицу времени.

Звуки бывают низкочастотные,средней частоты и высокочастотные
Есть также звуки,которые мы не слышим -это инфразвуковые и ультразвуковые колебания (вибрации).

Частота колебаний звуковых волн измеряется в Гц.

Но, отдельные звуки,это ещё не музыка. Если подойти к клавишному инструменту и произвольно нажать три или более клавиш, скорее всего, результат на слух будет не очень приятным.

Звук скрипки в руках дилетанта почти невыносим.

Но иногда можно случайно "поймать" и более красивое сочетание звуков.

Расстояния на клавиатуре между двумя звуками -нотами одной октавы в музыке называют музыкальным интервалом.

В зависимости от того, какие две ноты были выбраны, интервалы обозначают как прима (интервал между нотами 1 и 1), секунда(1 и 2), терция (1 и 3), кварта (1 и 4), квинта (1 и 5), секста (1 и 6), септима (1 и 7) или октава 1 и 8).

Интервал можно построить абсолютно от любой ноты-клавиши.

Наиболее БЛАГОзвучные и гармоничные интервалы - это чистая прима (1), чистая кварта (4), чистая квинта (5) и чистая октава(8).

Интервал "прима" - условный интервал между первой и первой нотой.

Октава - звучание 1-ой и 8-ой, то есть одной и той же ноты,но разной высоты.
Например, "ре" 1-ой и "ре" 2-ой октавы.

Кварта, к примеру, это "ре" и "соль" или "до" и "фа" одной октавы.

Хроматическое построение звуков от разных нот образует 24 гаммы - 12 мажорных и 12 минорных гамм.

Мажор - условно музыкальная жизнерадостность и оптимизм.
Минор - музыкальная грусть,меланхолия и даже тоска.

То есть, с помощью точно выверенных музыкальных конструкций музыка вызывает у нас совершенно определенные эмоции, то есть НАСТРАИВАЕТ на определенный  ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЛАД.
И,чем талантливее музыкант, чем гениальнее музыка, чем выше мастерство исполнителя, чем тоньше настроен инструмент,  тем большее впечатление производит на нас та,или иная композиция.

Великие музыканты -это гении,которые умеют создавать из обычных  звуков такие музыкальные конструкции, которые производят на большинство слушателей неизгладимое впечатление.

В момент исполнения и прослушивания таких композиций музыкант и его поклонники переживают сильнейшее эмоциональное ПОТРЯСЕНИЕ. И эти высочайшие вибрации духа так ВОЛНительны и прекрасны, что даже воспоминания о них спустя много времени
вызывают сильные эмоции и переживания.

Более того, на выдающихся концертах весь зал входит друг с другом в резонанс и находится "на одной волне".
И это выглядит как душевный ЭКСТАЗ.
Зрители  не желают покидать зал и благодарят музыканта или певца овациями.

Овации -это своеобразная звуковая и энергетическая благодарность.

Так,на невидимом уровне звуковые волны управляют нашим состоянием и гармонизируют или дисгармонизируют наше видимое и невидимое пространство.

Одновременное звучание трех или четырех нот  называют  аккордом.

Красивые, благозвучные аккорды скрывают в себе стройные математические закономерности.

Так, для того,чтобы получился красивый,приятный на слух аккорд, частотные характеристики входящих в него  звуков должны  частично совпадать в своём колебательном движении, как бы подстраиваться друг под друга.

А это возможно  тогда, когда длины  звуковых волн находятся в определенной и простой числовой пропорции.
Такой, как соотношения простых чисел - например, 2:3, или 2:1, или 4:3.

Гармоничное,
красивое звучание в музыке называют консонансом.

Резкие, неприятные для восприятия созвучия  -диссонансом.

Музыканты, особенно поклонники классической музыки, всегда стремились к наивысшей гармонии и неповторимому звучанию своего инструмента.

Так что же такое гармония и от чего зависит её наличие или отсутствие в музыке?

Гармония - это согласованность различных элементов, приводящая их в наиболее приятный для человеческого восприятия порядок.

В основе любой гармонии (в музыке, архитектуре, живописи, поэзии, живой природе и т.д.) лежат математические закономерности и последовательности чисел.

Таким образом,
гармония в музыке - это упорядочивание характеристик звуковых волн в соответствии со строго выверенными математическими закономерностями.

Итак, звуки у нас есть. У каждого из них своя частотная характеристика,а значит,своя высота.
Осталось выстроить их в определенном порядке и  обозначить визуально.

Ниже приведены латинские буквенные обозначения простого музыкального звукоряда из 7 нот:

1.Ля - A
2.Си - B
3.До - C
4.Ре -  D
5.Ми - E
6.Фа -  F
7.Соль - G

На клавишах рояля эти ноты соответствуют семи белым клавишам.

Этот звукоряд до сих пор используется при игре на некоторых простых инструментах и называется натуральным,  простым или ДИАТОНИЧЕСКИМ звукорядом.

Почему нот в этом ряду только семь?
Потому что методом проб и ошибок были найдены семь основных звуковых "ступеней".
А восьмая ступень по звучанию повторяла первую и практически сливалась с ней в звучании. Девятая нота повторяла вторую, десятая - третью и т.д.
Только звучали эти ноты выше на октаву.

Количество октав на разных инструментах разное, это зависит от конструкционных особенностей. У клавишных это - длина клавиатуры.
Классическое фортепиано,
например, имеет имеет 88 черно-белых клавиш.
Из них 52 белые и 36 черных.
Что составляет  7,5 октав.

Графически разные ноты занимают разные места на нотных "проводах", которые называются "нотный стан". Современный нотный стан -это 5 черных, параллельных друг другу и горизонту линий.

У нот может быть разная длительность. Самую длинную ноту назвали "целой".
Следующая нота -"половинка", она вдвое короче целой.
Эти ноты - единственные белые ноты.
Далее, по мере укорачивания вдвое - "четвертная", "восьмая", "шестнадцатая", "тридцать вторая" и "шестьдесят четвертая" ноты.

Мы видим,что счёт нот, количество звуков в звукоряде имеют другую периодичность (повторяемость),чем в математике.
Если в математике привычный ряд от 1 до 10. То в музыке это восьмеричный счёт. И двенадцатеричный.

Нотные записи называют "нотациями".

История записи  музыкальных звуков в виде графических символов на этом не закончилась.

Инструменты усложнялись. Записи преобразовывались.

И со временем появился новый, более сложный и полный ХРОМАТИЧЕСКИЙ звукоряд, состоящий из 12 звуков

То есть, уже знакомый нам нотный ряд  был дополнен 5-ю новыми звуками.
На клавиатуре пианино они  соответствуют 5-ти черным клавишам.

Название может быть обозначено двояко - или как ПОВЫШЕНИЕ предыдущей ноты, или как ПОНИЖЕНИЕ последующей ноты.

Понижение обозначается знаком "бемоль" и выглядит как капля с хвостиком - "b"

Повышение обозначается знаком "диез" и выглядит как знак "#".

Оба этих знака называются знаками "альтерации".

Последовательность хроматического звукоряда в до-мажоре выглядит так:
1.До
2.До#
3.Ре
4.Ре#
5.Ми
6.Фа
7.Фа#
8.Соль
9.Соль#
10.Ля
11.Ля#
12. Си

13 звук - это повторение 1-ого. Это тоже нота "до", но следующей октавы.

В обратном порядке:
12.Си
11.Си b
10.Ля
9.  Ля b
8.  Соль
7.  Соль b
6.  Фа
5.  Ми
4.  Ми b
3.  Ре
2.  Ре b
1.  До.

Итак,мы видим последовательность из 12 звуков.
Безусловно, это более широкая и яркая звуковая палитра по сравнению с простым звукорядом.

Отметим, что все ноты сохранили в хроматическом звукоряде свои латинские буквенные обозначения.

При этом ноты, принадлежащие черным клавишам, получили в дополнение к привычному буквенному обозначению и названию
диезы (#) и бемоли (b).

Одна и та же нота чёрной клавиши всегда  имеет два обозначения в нотной записи.
Пример - "ре# =миb".

Итак, в основе музыкальных композиций лежат 7 нот.

Диатонический звукоряд состоит из 7 звуков - нот
Хроматический звукоряд - из 12.

Важная характеристика музыки -это ее тональность.

Каждая нота хроматического звукоряда является основной, первой нотой  для двух тональностей -1-ого  мажора и 1-ого  минора.

Тональность -построение звуков, создающих определенное музыкальное настроение.

Пример: ля мажор и ля минор.

Итого -12 мажорных и 12 минорных настроений.

В каждой тональности есть свои основные и дополнительные аккорды,присущие только ей.

Существует только две натуральные,не требующие знаков альтерации, тональности, это "ля- минор" и "до - мажор".

Цифро -Буквенная последовательность  нот (связь порядковых номеров нот в звукоряде с их латинскими названиями):
А-1
B-2
C-3
D-4
E-5
F-6
G-7
А-8
H-9

ВНИМАНИЕ (!) - обозначения
ноты "СИ" (H)требует отдельного пояснения - в процессе музыкальной эволюции появилось два разных звука, соответствующих,по сути, одной ноте.
Более позднее обозначение ноты "СИ" = "H".

Считается, что "СИ",которая "H", выше и чище по звучанию, чем "СИ", которая "B".

Конечно же, на инструменте только одна клавиша "си" в каждой октаве.
Но для музыкантов,при настройке того или иного инструмента, то или иное обозначение имеет смысл.

Нам важно понимать, что нота "СИ" с обозначением "B" была, по мнению музыкального сообщества, недостаточно хороша и гармонична.
И поэтому у неё появилась вторая, более совершенная по звуку версия с чуть более высоким и чистым звуком. Её обозначили как "H".
По факту, после ноты "Ля (А)" идёт "Си (В)",
затем следует "Си (Н)" и только потом нота "До (С)".
Но клавиша "Си" только одна.Такой вот парадокс.

Поэтому я считаю,что эта "особа" заслуживает отдельной позиции в нашем расследовании.
Она девятая по счету в ДИАТОНИЧЕСКИМ ряду. 
И,так как она претендует на совершенство, мы будем между собой называть её
"СВЕРХ-СИ".

Если представить основные ноты звукоряда в виде ступеней лестницы, бегущей вверх, то не все ступени имеют одинаковую высоту.

Ступени между нотами "ми" и "фа", а также между нотами "си" и "до" меньше, чем между остальными нотами звукоряда.
На пианино между этими нотами нет черных клавиш.

Действительно, расстояния эти неравны.
Между "ми" и "фа" - "музыкальный ПОЛУТОН"(1/2 тона).
Между "си" и "до" тоже "ПОЛУТОН". Между остальными соседними нотами  - "ЦЕЛЫЙ ТОН", или 1 тон.

Тона и полутона - это условная  разница в  высоте между двумя соседними нотами- звуками.

Так выглядит эта последовательность:
Ля-Си    1     (тон)
Си-До    1/2 (полутон)
До-Ре    1
Ре-Ми    1
Ми-Фа   1/2
Фа-Соль 1
Соль -Ля 1

Эти построения начинающие музыканты зубрят наизусть, как считалку. Потому что из тонов и полутонов складываются мажорные и минорные гаммы.

Математически любой мажор выглядит как:
2+1/2 +3+1/2=6 тонов.

Математически любой минор выглядит как:
1+ 1/2+ 2 +1/2 +2 =6 тонов.

И невозможно сказать,что красивее и что лучше, дуальность музыки совершенна и прекрасна.

Композиторы, как художники, "раскрашивают" пространство разными сочетаниями звуков, переходя из одного настроения в другое, меняя длительность и последовательности звуков, расставляя акценты и выдерживая паузы, нагромождая аккорды и  интервалы.

Так рождается музыка.

Музыканты научились выражать при помощи музыкальных звуков ЛЮБУЮ ГАММУ ПЕРЕЖИВАНИЙ.

Вообще, в древности музыка считалась главнейшим из искусств.
Считалось, что музыкальные гармонии и звуковые сочетания заложены в саму основу нашей Вселенной и напрямую влияют  на КАЧЕСТВО Мироздания.

Современные слова несут в себе отголосок начала времён.

Например,слово "строить" означало не просто создавать что-либо, а ПРИВОДИТЬ В ГАРМОНИЮ, ПОДСТРАИВАТЬ, ГАРМОНИЗИРОВАТЬ.
Выстраивать элементы  так, чтобы они  "резонировали" друг с другом.
Если сравнить средневековую архитектуру с современной, то везде и повсюду мы сегодня видим ДИССОНАНС.
Другими словами - разруху, разлад, отсутствие стройности и совершенства.

НаЛАЖивать что-либо - оззначает привести к тщательно выверенной гармонии, привести в ЛАД.

Если люди ссорятся, то между ними "разЛАД", или что-то неладно.

ЕДИНОмышленники находятся "на одной ВОЛНЕ".

Мы ВОЛНуемся.
Испытываем душевную вибрацию, которая иногда отражается в виде трясущихся рук, дрожащих губ.

Даже РУКО-ВОДИТЕЛЬ - это дирижёр!
Он ведёт оркестр или вокальный коллектив от самой первой ноты до самой последней, помогая исполнителям выдержать единый темп и ритм и расставить нужные акценты в нужных местах. Талантливый дирижёр "заряжает" музыкантов вдохновением.

СоГЛАСие и хорошее НАСТРОЕНие необходимо каждому, чтобы чувствовать себя расслабленно и комфортно.

"Нервы натянутые, словно струны" - это значит, они вот-вот порвутся, а это означает слом или душевный надлом. Сломанный "инструмент" на физическом плане - это болезнь, или даже смерть человека.

Итак, гармония -это созидание.

Дисгармония - антипод созидания, разрушение стройной гармонической системы.

ЖИЗНЬ строится по законам гармонии.

ХАОС несёт в себе энергетику мертвого запустения,нарушает и уничтожает гармонические связи  (цельность,согласованность, стройность).

Вершина Гармонии - совершенная красота.

Пик Хаоса - полный РАЗЛАД всего и всех со всеми.

Музыка помогает вернуть СТРОЙность и совершенство этому миру.
Но только, если сама она ГАРМОНИЧНА.


















 











 
 


Рецензии