Чёртово время. 4

4.
НА КУБАНЬ

Нестерпимо долго Могилов пробыл в Новочеркасске. Формирование полков шло слишком вяло. Люди шли из разных мест, это были либо одиночки, либо разрозненные группы офицеров и солдат. Кто-то прибывал на поездах, кто-то на лошадях, иные и вовсе пешими. Радовало одно, это были настоящие защитники своего Отечества, им не надо было ничего доказывать или объяснять. Огорчало другое, среди донских казаков мало кто спешил записываться в добровольцы. Многие из них просто устали воевать и испытывали огромное желание быть с семьями, растить детей, пахать землю. Никакие уговоры на них не действовали. Дошло до того что атаман Войска Донского Каледин не смог вынести такого позора и застрелился.
Много приходило мальчишек, вчерашних кадетов и юнкеров. Генерал Марков да и сам Могилов завидев таких пытались отправить их домой, ругали, но с каждым днём их становилось всё больше. В конце концов было решено оставить мальчишек в Добровольческой армии.
- Орлята России,- как-то в присутствии Могилова заметил генерал Алексеев беседуя с генералом Марковым глядя на эту молодёжь,- Берегите их, Сергей Леонидович, это наше будущее.
И вот первое испытание - поход на Кубань. Узнав о том что на Дон движутся значительные силы красных было принято решение: уходить в кубанские степи и там на Кубани продолжить пополнение своих рядов добровольцами.
Штабс-капитан Могилов был назначен командовать ротой юнкеров.
Идти было тяжело. Днём снег превращался в кашу смешиваясь с грязью в которой вязли и сапоги, и телеги, и лошади. Ночью наоборот степь замерзала превращая всё вокруг в один сплошной каток.
- Подтянись, ребята, не отставай! - подбадривал юнкеров Могилов. Он видел как стараются не отстать от офицеров и солдат эти мальчишки ещё не видевшие ни войну, ни кровь, ни смерть. Они конечно же считали себя настоящими воинами и их духу защитника Отечества можно было позавидовать.
- Давай, давай, ребята! Молодцы! - послышался откуда-то издалека голос генерала Маркова. Тот шёл пешком обгоняя юнкеров.
- Генерал? - пронеслось среди юнкеров. Они были явно удивлены видеть генерала шагающего рядом с ними, идущего пешком а не ехавшего на автомобиле или лошади.
- А что же генерал не может ходить пешком? - задорно спросил Марков приобняв одного из юнкеров,- Я такой же солдат нашей Родины как и вы. Верно, юнкер?
- Да,- машинально ответил ошарашеный вниманием генерала мальчуган.
- Как фамилия? - спросил Марков.
- Потапов,- ответил юнкер и тут же поправился,- Юнкер Потапов.
- Молодец, юнкер Потапов,- улыбнулся Марков и добавил,- Молодцы, юнкера!
Догнав идущего впереди Могилова Марков отвёл того в сторону.
- Господин штабс-капитан,- сказал он Могилову тихо почти заговорчески,- На первом же привале пересмотреть обувку юнкеров, проверить умение мотать портянки. Я смотрю, многие уже хромают. Сейчас же обратите внимание на таковых. Кто хромает - в телегу. Вам всё ясно?
- Так точно,- ответил Могилов, и ему стало несколько стыдно. Генерал которому казалось не должно быть никакого дела до портянок заметил то что должен был увидеть командир роты. И как тактично Марков указал Могилову на его просчёт - отвёл в сторону, шепнул на ухо, не учинил разнос при всех. Это дорогого стоило.


Рецензии