22 ноября - память свт. Нектария Эгинского

     22 ноября Церковь вспоминает святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольского - современного подвижника и чудотворца. Жизнь его удивительна: Господь являл попечение о Своем угоднике видимым и ощутимым образом.

     Святитель Нектарий Эгинский (мирское имя: Анастасий Кефалас) родился в многодетной бедной семье, недалеко от Константинополя, в Селибрии Фракийской, 1 октября 1846 года.
     Несмотря на многочисленные трудности материального характера, его родители чтили и славили Бога, благодарили Его за ниспосылаемые милости, уповали на Его волю и соблюдали заповеди.
     Анастасий был пятым ребёнком у Димоса и Василики Кефалас. Между тем, родительской ласки, любви и внимания хватало на всех. Дети с малолетства приучались к духовной литературе и к молитве, в том числе — к молитвенным песнопениям.
     Сам Анастасий, будучи ребёнком, любил слушать проповеди в храме, которые, затем, придя домой, старательно записывал. Кроме того, он любил читать Жития святых. Он хотел получить хорошее религиозное образование, но по недостатку средств семья не могла отправить его для учебы в город, и поэтому, окончив начальную школу, он какое-то время продолжал оставаться в селе.
     Когда Анастасию было 14 лет, ему удалось упросить капитана корабля, направлявшегося в Константинополь, взять его на борт. Прибыв в Константинополь, он сумел устроиться на работу в табачную лавку. Зарплата была невысокой: на полученные деньги мальчик надеялся оплатить свое дальнейшее обучение и понемногу финансово поддерживать своих бедных родных, которые остались во Фракии (Восточные Балканы). Но денег едва хватало на скудную еду. Анастасий много молился, и это удерживало его от отчаяния. Ему не на что было купить себе новую одежду и обувь взамен имеющихся – уже пришедших в негодность. И тогда, Анастасий решил написать Тому, Кто, как думал мальчик, только и может помочь ему в его беде.
    
     «Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне. Ты знаешь, как я люблю Тебя». Завершив свое краткое послание, мальчик положил его в конверт, на месте адресата написал «Господу Иисусу Христу на Небеса» и отправился на почту.
По дороге на почту он встретил торговца, лавка которого находилась по соседству с табачной лавкой, где работал Анастасий.
     – Куда ты идешь? – спросил он Анастасия.
     Тот, смутившись таким неожиданным вопросом, стал бормотать что-то несвязное про необходимость отправить письмо. Торговец сказал, что может сам отправить его. Мальчик, не раздумывая, протянул ему конверт и в приподнятом настроении вернулся домой.
     По дороге торговец заметил необычный адрес на письме. Не в силах побороть любопытство, он вскрыл конверт и прочитал написанное детским почерком послание. Торговец тут же взял карандаш, набросал краткий ответ и, вложив в конверт деньги, отправил письмо обратно.
     На следующий день счастливый мальчик пришел на работу в новой одежде. Но его хозяин заподозрил своего работника в краже. Он стал колотить несчастного, требуя, чтобы тот немедленно во всем признался. Но мальчик лишь беспомощно кричал, что эти деньги послал ему Бог. От такого ответа хозяин рассвирепел еще больше. К счастью, на громкие крики прибежал тот самый сосед-торговец. Он отвел разгневанного хозяина лавки в сторону и рассказал ему о необычном письме. Так, конфликт был улажен, а честь мальчика спасена.
     День за днем Анастасий продолжал упорно трудиться, высылая деньги семье. Все свое свободное время он употреблял на чтение Священного Писания, трудов отцов Церкви, некоторых философов. Так как денег на бумагу или тетрадь у него не было, важные и полезные мысли Анастасий выписывал на бумаге для табака. До конца не ясно, была ли   это бумага для самих сигарет или же святой писал на бракованных картонных пачках для табака.
     Ясно одно. Позднее эти записи вышли в виде книги «Кладезь священных мыслей», в прологе которой написал следующее: «Настоящий труд является результатом долгой и упорной работы, вызванной давним желанием распространить те знания, которые имеют душеполезный смысл… За неимением денег я не мог их опубликовать. Однако мне удалось найти способ обойти эту помеху». Он пишет, что собирал обрывки сигаретной бумаги, делал на них выписки, а затем показывал их посетителям лавки. «Таким образом, любопытные покупатели могли, прочитав их, поучаться всему мудрому и душеполезному».
    
     Через какое-то время Анастасий трудоустроился при подворье Храма гроба Господня, на должность смотрителя в школе. Здесь он смог продолжить своё обучение.
     В 1866 году он решил посетить своих родных. Во время путешествия на корабле порыв сильного штормового ветра надломил мачту и едва её не сломал. В продолжении шторма Анастасий усердно молился Богу о спасении. Путешествие закончилось благополучно.
     Некоторое время спустя Анастасий получил место школьного учителя в селе Лифи, располагавшемся на острове Хиос. Он проработал там несколько лет, сочетая учительство с Евангельской проповедью. За время пребывания на острове он сформировал из учеников неплохой хор, с которым, затем, пел в местном храме.
     В этот период он всё больше склонялся к мысли о монашестве.
     В 1875 году Промыслом Божиим Анастасий поступил в обитель Нео Мони. Пройдя испытание и искус, был пострижен во иноческий образ, получил новое имя: Лазарь. Какое-то время исполнял, в рамках монастырского послушания, обязанности секретаря.
     В 1877 году Лазарь был пострижен в мантию с именем Нектарий и возведен в сан иеродиакона.
     Вскоре, содействием одного состоятельного благодетеля, отец Нектарий познакомился с Патриархом Александрийским, а затем, с его благословения, поступил в Афинский университет на богословский факультет. Он успешно окончил его в 1885 году.
     После окончания факультета отец Нектарий отправился в Александрию. Труд и молитва способствовали его духовному восхождению; близость же к Александрийскому Патриарху — восхождению по иерархической лестнице.

     В марте 1886 года Нектарий был рукоположен во священника и определен на служение в собор святого Саввы. Через несколько месяцев удостоился возведения в звание архимандрита.
     Какое-то время он трудился в Патриаршем Секретариате, а затем был назначен на место представителя Патриарха в Каире.
     В январе 1889 года отец Нектарий, будучи избранным из числа нескольких кандидатов, удостоился посвящения во епископа Пентапольского.
     Как это часто случается в жизни, возвышение Нектария встретило со стороны ряда его оппонентов активное сопротивление.
     Кому-то казалось, что, благодаря использованию связей, он слишком резво строит свою карьеру, кто-то считал, что на его месте должен был быть именно он, кто-то просто завидовал. Так или иначе, но против епископа Нектария стали интриговать. Не брезговали даже и клеветой. Патриарх Софроний был к тому времени стар, и ему было трудно справляться с наплывом бесконечных обвинений, организованных в отношении его подопечного.
     В конце концов, в 1890 году епископ Нектарий был освобожден от занимаемой должности и удален со своей кафедры. В качестве уступки ему дозволялось жить на прежней квартире, разделять общую священническую трапезу, совершать требы, однако запрещалось без специального разрешения посещать города, находившиеся под окормлением Патриарха.
     В скором времени, согласно очередному распоряжению сверху, святитель всё же покинул Египет, приняв изгнание со смирением.
     Перед самым отъездом он получил отрадное письменное обращение, под которым стояли подписи более чем девятисот верующих. Они с благодарностью отзывались о его деятельности на митрополичьей кафедре, горячо сожалели о случившемся и просили поминать их, грешных, в молитвах.

     Первое время по приезде святителя в Афины, к нему, как к опальному священнослужителю, да к тому же и не имевшему греческого гражданства, относились с большой настороженностью, если не сказать большего. По этой причине он не только не мог найти для себя надлежащего применения, но часто — и хлеба насущного.
     После многократных попыток достучаться, если не до сердца, то хотя бы до двери служебного кабинета министра по делам религии, тот всё-таки обратил на это дело внимание и сделал соответствующий запрос в греческое консульство в Каире. Ответ заключал положительный отзыв о святителе, в тоже время свидетельствовал о нём как о жертве интриг.
     В свою очередь сам святитель Нектарий, до того предпочитавший отмалчиваться и не искать публичных оправданий, написал Патриарху и разъяснил ему своё видение ситуации.
     В конце концов, при личном вмешательстве мэра, узнавшего об этой истории, он сумел обрести для себя место проповедника.
     Правда, первое время и на этом месте он встречал недоброжелательно настроенных к нему людей: сказывалось влияние слухов, формировавшихся на основе всё той же клеветы. Святитель даже подумывал отказаться от должности: так высоко было выказываемое ему недоверие. Но в дальнейшем, помощью Божией, положение изменилось. Народ увидел в нём ревностного и добродетельного служителя. И это живое, сердечное впечатление граждан уже не могло быть испорчено ложными сплетнями.
     Вскоре молва о благочестивом проповеднике получила широкое распространение и дошла до ушей власть имущих людей. Как результат, ему доверили возглавить богословскую школу, находившуюся в центре Афин.

     К тому времени как владыка Нектарий возглавил это учебное заведение, оно пребывало в состоянии упадка. Хорошие организаторские качества, наличие творческой инициативы, высокое чувство ответственности святителя позволили переломить ситуацию к лучшему, повысить общий уровень дисциплины, наладить учебный процесс.
     В 1899 году, по смерти Александрийского Патриарха Софрония, владыка Нектарий предпринял попытку урегулирования давнего вопроса. В Греции его принимали за временного епископа, тогда как Православные Египта готовы были видеть его на месте почившего Софрония. Сам Нектарий не стремился занять осиротевшую кафедру, но хотел ясности в определении своего канонического статуса.
     Когда в 1902 году на Александрийский Патриарший Престол взошёл Фотий, святитель Нектарий обратился к нему с посланием, выражая надежду на содействие в разрешении давнего вопроса. Но Патриарх Фотий ему так и не ответил. Тогда святитель обратился к Константинопольскому Патриарху Иоакиму, прося его рассудить дело. Но и это не помогло.
     В 1904 году святитель прибыл на Эгину. К этому времени под его пастырским руководством было несколько девушек, желавших принять монашество, однако не хотевших выходить из-под его духовного окормления. И святитель желал подобрать место для организации монашеской общины.
     В Ксантосе, недалеко от Эгинского порта, он обнаружил древние монастырские руины, где, по преданию, подвизалась святая Анастасия Эгинская. Помимо руин он обнаружил там одинокую набожную старушку, которая присматривала за храмом, и которая сообщила ему, что перед тем видела его во сне как восстановителя обители.
     На средства благотворителей, к которым он, конечно, добавил и свои скудные сбережения, владыка Нектарий выкупил развалины, восстановил церковь, отстроил обитель, посвятил её Пресвятой Троице. Строительство длилось несколько лет и завершилось в 1914 году.

     Святитель Нектарий Эгинский был человеком исключительной доброты и раздавал всё, что имел. Когда у него не было денег для раздачи милостыни, он отдавал нуждающимся свою одежду и обувь. Однажды, во время служения Литургии в одном из афинских храмов, в алтарь вошел какой-то бедный священник. Ряса его была ветхой, вся в заплатках. Святитель отдал ему свою единственную рясу.
     Каждый раз, когда святитель раздавал всё, что имел, и кошелек его становился пуст, он отправлялся в храм и, протягивая перед иконой Спасителя или Божией Матери руку, говорил: «Вот видишь, Христе Боже, нет денег… Но Ты знаешь…». И Господь посылал ему Свое благословение.
     В бытность святителя Нектария директором богословской школы в центре Афин школьный уборщик неожиданно серьезно заболел. Он очень боялся потерять работу. Еще не оправившись до конца от болезни, уборщик скорее пошел в школу и застал ее в идеальном порядке. Решив, что на его место уже взяли другого человека, бедняк страшно расстроился. Жена его, также очень расстроенная, посоветовала ему отправиться рано утром на работу и попробовать поговорить с новым хозяйственником. Уборщик пришел к 5 часам утра в школу и увидел своего «заместителя»: им оказался сам святитель. Он подметал уборную, приговаривая при этом: «Подметай, Нектарий, это единственное, что ты достоин делать». Святитель сказал больному: «Не бойся, я не покушаюсь на твое место, наоборот, я делаю всё, чтобы сохранить его за тобой до твоего окончательного выздоровления… Но будь осторожен: пока я живу в этом мире, никто не должен знать о том, что ты видел».
     В основанном им на Эгине монастыре святитель Нектарий занимался физическим трудом, иногда весьма тяжелым. Он сам копал грядки и ухаживал за садом, носил воду для полива, перетаскивал огромные камни для строительства келий и даже чинил и мастерил обувь.
     Даже на Эгине, в этом благословенном месте, святителя ждали многие испытания и искушения, которыми была полна вся его многоскорбная жизнь. Здесь жила одна вдова, по имени Лазуря, продававшая свечи. У нее была очень красивая и целомудренная дочь Мария, которую она, тем не менее, постоянно ругала и обвиняла в распутстве. Девушка нашла в монастыре приют, а в лице святителя – заступника и духовного отца.
     Тогда Лазуря отправилась к судье в Пирей и обвинила святителя в выдуманных ею распутных грехах. В сопровождении двух жандармов взбешенный судья на следующий же день отправился на Эгину, в ярости он грубо обвинял святителя, дерзко оскорблял его и даже угрожал, что вырвет святому старцу бороду. Святитель ничего не отвечал на безумные оскорбления и обвинения, а только молился про себя. Монахини плакали от ужаса и кричали: «Господи, помилуй!» Несчастная девушка была вызвана в суд и отправлена на унизительное обследование к гинекологу, который констатировал ее целомудрие. Судья серьезно заболел и сразу понял, что наказан за свои действия в отношении святого человека. Он горячо раскаялся в своем поведении и попросил отвезти его на Эгину, чтобы испросить прощение у святителя. Святитель Нектарий простил его, помолился о нем, и судья поправился.
    
     Рядом с монастырем находился колодец, и монахини черпали в нем воду для работ по восстановлению обители. Воды требовалось много, и уровень ее резко понизился. Тогда владелец колодца запретил монахиням пользоваться им. Святитель Нектарий помолился, и прямо во время его молитвы раздался сильный шум воды – водный поток чистейшей и свежей воды наполнил колодец доверху. Тогда владелец, исполненный страха Божиего и благодарности, подарил этот колодец монастырю.
     Мать Нектария вспоминала также о том, что святителю был открыт духовный мир: «Однажды я прогуливалась с моим духовным отцом, когда он неожиданно спросил: “Нектария, хотела бы ты увидеть своего ангела?” “О да, – ответила я, – я хочу его увидеть”. – “Смотри, – сказал святитель, – твой ангел перед тобой”». И она действительно увидела своего ангела, но вид его был так ослепителен, что она испугалась.
     Жители Эгины стали свидетелями многочисленных чудес, совершенных по молитвам святителя Нектария.      
     Как-то случилась сильная засуха, животным и людям Эгины грозил голод. Вечером
один из крестьян постучал в ворота монастыря и просил святителя помолиться о ниспослании им дождя. Святитель сказал: «Помолимся Богу, да услышит Он молитву крестьянина и сотворит по вере его». Затем воздел руки к небу и стал молиться. Через час над островом разразилась страшная гроза, которая продолжалась в течение всей ночи. Угроза засухи миновала.
     Благодаря молитвам святителя Нектария на острове прекратились разбой и грабежи и даже изменился климат – он стал более благоприятным для земледелия.
Во время войны солдаты с Эгины перед отправлением на фронт шли за благословением к святителю. Сестры обители записывали их имена. Список клали потом на престол в алтаре, и святитель молился за них. Все, кто получил благословение святого старца, вернулись с войны целыми и невредимыми без единого исключения.
    После войны бывший немецкий комендант Афин признался, что военные летчики, вылетавшие бомбить Крит, пролетая мимо острова Эгины, несмотря на хорошую видимость и отсутствие облачности, просто не видели остров.

     Оставаясь в Афинах, и продолжая руководить богословской школой, святитель Нектарий постоянно переписывался со своими духовными чадами, послушницами монастыря. Кроме того, он заботился и об их повседневных нуждах, помогая, чем мог.
     В 1908 он окончательно переселился в Эгинский монастырь. После подачи в отставку владыка был освобожден от обязанностей руководителя школой в Афинах и ему была назначена месячная пенсия в размере трехсот драхм.
     С этого времени он проводил для послушниц и инокинь регулярные занятия по догматике, аскетике, этике. По мере необходимости отвечал на их частные вопросы, утешал, вдохновлял, духовно укреплял.
     Блаженная кончина святителя Нектария последовала в воскресенье, 8/21 ноября 1920 года, в день празднования Собора архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил безплотных. 
     Причастившись Святых Христовых Таин, святитель Нектарий Эгинский с миром отошел ко Господу. Ему едва исполнилось 74 года.
     Тело святителя оставалось в больничной палате в течение одиннадцати часов и с самых первых минут источало благоухание. Здесь же находилась кровать, на которой лежал парализованный местный житель. Когда святителя стали переодевать в смертное, его одежду положили на кровать парализованного. И парализованный тут же встал и пошел, воздавая хвалу Богу и святому старцу. Так Господь прославил святителя первым чудотворением.
     Множество чудесных исцелений совершается по молитвам святителя Нектария и после его блаженной кончины. Он скончался от тяжелой и мучительной онкологической болезни, и, после преставления своего, ходатайствует за тех, кому уже не на кого и не на что надеяться на земле, – безнадежных больных, обреченных на скорую смерть.
     В 1961 году святитель Нектарий Эгинский был причислен к лику святых Элладской Православной Церковью.
     На сегодня он является одним из самых почитаемых в Греции святых.

     «Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий».

     Тропарь святителю Нектарию Эгинскому, глас 4:
     Преподобнически пожив, яко мудрый иерарх,/ прославил еси Господа/ добродетельным житием, Нектарие преподобне./ Темже, Утешителя прославлен силою,/ Божественными мощми твоими,/ демоны отгониши и болящия исцеляеши,// верою приходящия ти.

     Тропарь,  глас 1:
     Силиврии отрасль и Эгины хранителя, в последняя лета явльшагося, добродетели друга искренняго, Нектария почтим, вернии, яко божественнаго служителя Христова: точит бо цельбы многоразличныя благочестно вопиющим: слава Прославльшему тя Христу, слава Давшему ти чудес благодать, слава Действующему тобою всем исцеления.

     Кондак,глас 2:
     Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, великий святителю Нектарие, со Ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.

     Молитва святителю Нектарию, Эгинскому чудотворцу:
     О, Святителю Нектарие, отче Богомудрый! Приими, блюстителю веры православныя, исповедание устен людей христоименитых, собранных днесь в храме благодатию Божиею, в тебе живущею.
     Весть бо достиже до предел Российских, яко ты, великий во святых угодниче Христов, во всех концех вселенныя призывающим имя твое являешися и от раковыя болезни исцеление даруеши.
     Слышахом об иерее, тебе тезоименитом и храм во имя твое созидавшем, со скорбьми велиими. Раковою убо язвою грудною поражен бе, крови на всяк день точащейся, и страждаше люте; дела же своего святаго не оставляше.
     Внезапу ты, Святителю многомилостиве, с небесе сшед, ему во храме предстал еси в видимом образе. Он же, непщуя тя собрата, едина от смертных быти, прошаше молитв твоих и рече: «Боляй есмь вельми, обаче хощу святый олтарь наздати, да поне единожды святую литургию вкупе с прихожаны совершу; послежде и умрети готов есмь, смерть бо мя не страшит».
     Ты же, отче, безплотен сый, слезами лице свое орошаше! и объем страдальца, лобызаше и, глаголя: «Не тужи, чадо мое, яко, болезнию испытан, здрав будеши. Вси убо о чудеси сем ведати имут». Он же, исцелен быв, абие разуме, с кем беседоваше, тебе невидиму бывшу. О, великий угодниче Христов Нектарие! Храм оный свершен есть ныне и чудеса твои, аки море преизливающееся, умножишася!
     Мы же познахом, яко молитве праведника должно поспешествуемой быти усердием нашим к службе Божией и решимостию за Христа умирати, да здрави обрящемся. Молят тя, отче праведный, болящая чада твоя: да свершается с нами воля Божия, благая, угодная и совершенная, не хотящи смерти грешнику, но еже обратитися и живу быти ему.
     Ты же, провозвестниче воли Божией, исцели ны благодатным явлением своим, да велик будет Бог на небеси и на земли во веки веков! Аминь.

     Святителю отче Нектарие, моли Бога о нас.





Источник:
Журнал «Фома» https://foma.ru/22
-nojabrja-cerkov-vspominaet-
svjatitelja-nektarija-jeginskogo.html
https://pravoslavie.ru/87980.html


Рецензии