Имя на поэтической поверке. Валентин Динабургский

  Валентин Давыдович Динабургский – самый известный писатель Брянской области, если конечно, не брать классиков, Алексея Константиновича Толстого (1817-1875) и Фёдора Ивановича Тютчева(1803-1873).

  Родился Валентин Динабургский, 26 июля 1922 года в украинском селе Савинцы Сребнянского района Черниговской области, в семье фельдшера и домохозяйки.

Надо сказать, что фамилия Динабургский произошла от названия города Динабург в Латвии.
До 1893 года - Динабург, затем царь Александр III - указом от 26 января 1893 года переименовал его в Двинск.

 В 1920 году получил латвийское название - Даугавпилс - "замок на Даугаве".

  В 1930 году семья переехала под Брянск, в посёлок Урицкий.

  Отец работал в поселковой больнице, а в 1032 году его послали служить в Уссурийский край, на границу с Китаем, посёлок Гродеково.

  В 1935 году вернулись с Дальнего Востока и поселились в Орловских Двориках, Дятьковского района, теперь Брянская область.

Учился будущий поэт в Стеклянно-Радицкой школе, затем в посёлке Цементный, ныне город Фокино.

  С 1939 года Валентин стал студентом Карачижско-Крыковского лесохозяйственного техникума.

 Из воспоминаний Валентина Давыдовича о своём детстве:
«Отец мой был фельдшером, мама, -домашняя хозяйка. На Украине мы жили до 1930 года, а потом из-за сильного голода семья была вынуждена уехать из этих мест.

  В России, у отца был коллега, с которым они вместе учились. Работал он в посёлке Урицкий. Теперь это платформа Мальцевская. Туда мы и приехали в тридцатом году. Мне было восемь лет…

  Помню своё первое впечатление от Брянска.
На улице Калинина была стоянка извозчиков, услугой которых мы и воспользовались по приезду в город.

  Мама с моими младшими сёстрами села в коляску. Положили вещи, кое-как устроились. А меня взял к себе на облучок извозчик. То ли цыган, то ли молдаванин – лихой такой, шевелюра чёрная.

Тридцать копеек была цена этой поездки.
 Тогда ещё асфальта не было, и мы ехали по булыжной мостовой. И больше всего меня впечатлило, как икры снопами летели из-под копыт.

 Я был как заворожённый: ничего, кроме искр, не видел.

  Таким вот и запомнил переезд нашей семьи в Брянск» -  вспоминал Валентин Динабургский, уже, будучи знаменитым человеком.

  20 июня 1941 года, не окончив третьего курса, Валентин был призван в ряды Красной Армии, и через три дня принял первый бой в Эстонии.

  В мае 1942 года, под Старой Руссой, красноармеец Динабургский был тяжело ранен. Вот как об этом, трагическом дне вспоминал Валентин Динабургский:

  «Я видел, как мины калечили моих однополчан, видел смерть таких же, как я, молодых ребят, сам был ранен…

  А произошло это 2 мая 1942 года на минном поле. Шёл бой, и я почувствовал, что падаю. На несколько секунд потерял сознание. Кто-то подполз ко мне, зацепил за воротник минную кошку и поволок. Помню, как меня положили в телегу и повезли в медсанбат.

  А там таких, как я, много уже набралось: одни стонут, другие кричат, третьи лежат уже молча… И работает с ними одна девушка-хирург.

  Молоденькая совсем. Глаза красные, трое суток уже не спала. Халат весь в крови, как у мясника. Я два или три часа пролежал на полу, потерял много крови.

  Сознание выхватывало действительность эпизодами. Помню, положили меня на стол. Хирург, спросила: 

«Как тебя зовут?» Я говорю: «Валька».

  А перед этим наблюдал, как раненым ампутируют руки-ноги. Думал, что и сам останусь без правой ноги. Рана была большая, двенадцать сантиметров в длину и четыре в ширину…

  Следующий эпизод: осколок мины звонко падает на дно эмалированного таза.

  Когда очнулся после операции, понял: ногу мне не отрезали, слава Богу!»

  После излечения – снова фронт. Был пулемётчиком, минёром-подрывником, наводчиком гвардейского миномёта «Катюша».

  О военном лихом времени своей юности, у поэта-фронтовика немало стихов, вот одно из них:

       ***

Я в окопах с войною один на один.
Надо мной облака-мокрошлёпы.
Сколько било по мне
и снарядов и мин,
но всегда выручали окопы.
Весь в грязи, в глинозёме,
промокший насквозь,
на предельном душевном изломе,
но сидел я в окопе
незыблем, как гвоздь.
А вот Васька, напарник мой, помер.
Не простуда свалила
осколок шальной!
Только взвизгнул – и нету солдата.
И опять я один на один с войной,
лишь со мной
автомат и лопата.

  Воевал, Валентин Давыдович на Северо-Западном, Сталинградском, Степном, 2-м и 4-м Украинском фронтах:
Ладога, Сталинград, Курская дуга, Харьков, Кривой Рог.  Сжёг четыре вражеских танка. В 1943 году вступил в коммунистическую партию.

  В 1945 году окончил Харьковское артиллерийское противотанковое училище. Младшим лейтенантом, Валентин Динабургский, прибыл на 4-й Украинский фронт в апреле 1945 года.

  Войну закончил под Прагой, затем служил в Закавказском военном округе – Армения, Грузия.

  В 1949 году приехав в отпуск, в Брянск, где он познакомился со своей будущей женой, Натальей Яковлевной, которая на долгие годы стала верным спутником жизни.

  Они поженились в то же отпуск, и сразу после свадьбы уехали в Армению, к месту службы.

  Демобилизовался Валентин Динабургский в 1958 году, попав под, хрущёвское»  массовое сокращение в армии.

  Армейский стаж Валентина Динабургского составлял уже 22 года, с боевыми годами на фронте.

  За свой ратный, самоотверженный труд ,Валентин Динабургский был награждён:

-Орденом Отечественной войны I и II степени, медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За безупречную службу в вооружённых силах СССР».

  Приказом ВС 69-й армии 18 июля 1943 года наводчик орудия красноармеец Динабургский награждён орденом Отечественной войны II степени за то, что в бою 14 июля 1943 года огнём своего орудия подбил 3 танка «Тигр» и 1-средний танк.

  А орден Отечественной войны 1-ой степени получил в 1985 году, спустя 40 лет после Победы над фашизмом.

  Всю войну прошёл, по его собственному выражению, Валентина Давыдовича, «в высоком звании солдата», его боевой путь – от Старой Руссы до Праги.

 Инвалид Великой Отечественной войны II группы по ранению.

  Вот стихотворение поэта-фронтовика Валентина Динабургского, раскрывающее душу солдата на войне:

       «Досрочно седели солдаты»

Седина –
это вовсе не блеклость волос.
Это – внутреннее состояние.
Тусклый свет – от свинцовых гроз,
от потерь,
от утрат,
от страданий.

Седина –
это зрелость и твёрдость души,
через годы с боями прошедшей,
где берут города
и сдают этажи,
где рождаются,
гибнут надежды!

Седина –
Это как ордена
Знак победы
И боль утраты.
Когда в огне
задыхалась страна,
досрочно седели
солдаты.

  Уволившись из армии в 1958 году, Валентин Динабургский начал работу научным сотрудником Брянского городского парка имени А. К. Толстого, затем был назначен его директором.

  Парк-музей имени А. К. Толстого, один из старейших парков города Брянска, небольшой по площади 2,9 га, расположен в историческом центре города, носит имя известного русского поэта, писателя и драматурга, графа Алексея Константиновича Толстого, который последние 14 лет прожил в своём имении Красный Рог, под Брянском.

  За четверть века  работы директором, Валентина Динабургского, парк обрёл новый статус и получил широкую известность не только в СССР, но и за его пределами, неоднократно был награждён медалями ВДНХ и вошёл в антологию «Парки мира».

  В 1960-м в парке был установлен первый в мире бронзовый бюст, поэту, писателю, драматургу, графу А. К. Толстому.

  Вот как писал о начале своём творческом периоде жизни Валентин Давыдович:

  «Три месяца после демобилизации я просидел без работы. Мне предлагали быть военруком в школе, продавцом скобяных изделий, директором химчистки…

  По разным причинам я постоянно отказывался. В парк имени Толстова попал совершенно случайно. Эту вакансию приберёг для меня один знакомый полковник. Оклад – 79 рублей 30 копеек.

  Я подумал и согласился.  Хотя в парке до этого момента ни разу не был. Даже с девушками там не приходилось гулять…

  Назывался я пропагандистом, но целыми днями ходил и ничего не делал. Спрашиваю бухгалтера и завхоза:
«Что мне делать-то нужно?» А они: «Ничего не надо».
Так промаялся первое время, а потом меня назначили директором парка…

  В те времена в парке было очень много цветов, густой кустарник и много глинобитных скульптур: барашек, пионер с отбитой рукой, девушка без весла, безрукая вязальщица…

Госпиталь какой-то! А ещё – очень много сухих деревьев. Я подумал, что для начала надо от них избавляться. Когда, уже было  спилено  около десятка деревьев, я обратил внимание, что дерево сухое, а пень живой, тянет влагу.

  И тогда мне в голову пришла мысль: а что если попробовать из дерева сделать скульптуру? Пошёл во Дворец пионеров к руководителю кружка резьбы по дереву Константину Могуту – бывшему архитектору области.

 Он мне сказал, что на заводе «Дормаш» работают два дизайнера – Игорь Жданов и Виктор Михайлов. Они-то точно возьмутся за эту работу. Идея ребятам понравилась. С чего начинается сказка?

Либо с бабушки, либо с дедушки. На том и порешили:
нашли пятиметровое дерево, построили леса, подвели электричество, началась работа.

  Весной 1960-го пятиметровый бородатый старик с посохом был готов. Со временем начали экспериментировать. Я предложил в затылок старику вставить радиодинамик, прорезать щель во рту и подключить его к радиостанции имени Коминтерна.

  И наш старик вскоре начал петь по утрам «Интернационал», в течение дня передавал политинформацию. А потом выпросили у кинотеатра старый автоответчик, починили его и наш старик научился обращаться к гостям парка.

  А говорил он так: «Здравствуйте, люди добрые, здравствуйте! И те, которые приезжие, здравствуйте! И те, которые нашенские, здравствуйте! Рад-радёшенек видеть вас в нашем парке…»

  Пятьдесят секунд всего была запись, но сколько людей она смогла порадовать!

  Все скульптуры родились, по сути дела, в моей голове. Художники приносили эскизы, а я решал, что будем воплощать, а что нет. Всего было сделано 60-ть деревянных скульптур.

  Каждый год рождалось несколько скульптур. Первая – «Старик», вторая-«Емеля», третья-«Десняночка».

  Но только после появления «Брянской мадонны» наш парк стал знаменитым. Не было газеты или журнала в Советском Союзе, где бы, не печаталась её фотография.

  Но первая публикация появилась всё-таки в немецком журнале «Новое время».

Расскажу пред историю этой легендарной скульптуры.

  Когда Гагарин слетал в космос, итальянский скульптор Тите Брессани сделал интересную работу: с одной стороны лицо матери, как Вселенной, а с другой – лицо ребёнка, как наша планета. Он вложил философский смысл, в своё творение.

  Об этом сообщила «Литературная газета». Я вырезал статью, положил в стол. Тогда я думал, что необходим огромный объём дерева, чтобы реализовать эту интересную задумку.

  Три года публикация пролежала у меня в столе. А потом вдруг неожиданно пришло решений – разместить изображение не поперёк дерева, а вдоль – вытянуть скульптуру Брессани. Так появилась «Брянская мадонна»…».

  Другая сторона деятельности Валентина Давыдовича в должности директора парка – организация представлений в Летнем театре.

 Здесь выступали Леонид Утёсов, Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Рина Зелёная, Вольф Мессинг.

 Валентин Динабургский охотно знакомился с творческими людьми, с которыми его сводила жизнь, и впоследствии описал в воспоминаниях свои встречи с писателем В.Л. Липатовым, пианистом С. Т. Рихтером, эстрадным артистом В.Г. Мессингом.

  Валентин Динабургский занимался и общественной работой: возглавлял правление городского Добровольного общества любителей книги, был уполномоченным Литфонда СССР по Брянской области, сменил на этой должности поэта-фронтовика И. А. Швеца, избирался депутатом районного совета.

  Переходя на освещение литературной деятельности, Валентина Динабургского, надо сказать, что первые публикации  его произведений  относятся к 1937 году, когда он в 15 лет, публиковал свои стихи в газете «Брянский рабочий».

  Совмещая должность директора городского парка имени А. К. Толстого в Брянске, Валентин Давыдович, плодотворно писал книги.

  Первая книга стихов «Свидание» выла в 1962 году. В 1971-м Валентин Динабургский был принят в Союз писателей России. В 1977-м ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Его произведения неоднократно публиковались на страницах брянских газет, издавались отдельными книгами.

  Он автор более трёх десятков поэтических и прозаических книг, в том числе:

«Свидание»-1962, «Серебряный ливень»-1964, «Чёрные ромашки»-1969, «Память в прошлое летит»-1973,»Деревья не умирают»-1974, «Аккорд»-1979, «Когда умирают деревья»-1982, «После полудня»-1985, «В каждом дереве таится»-1993, «Явь»-1998, «Окаянные сны» и «Лунарий»-2001, «Светлая дерева душа»-2002,  «Избранное»-2007, «Грамм улыбки. Юмористические стихи»-2007, «Я иду к тебе… Лирические стихи»-2009, «Озарение, Христианские мотивы»-2010, «Взгляд из окопа. Стихи, баллады, поэмы разных лет»-2010, «Притяжение сердца»-2010, «Человек в тени деревьев»-2010, «НЛО: анфас и профиль»-2011, «Мгновенье вечности»-2012, «Сердцем слушая природу»-2017 год.

  В его творчестве особое место занимает поэзия и проза для детей. Большой удачей стала его книга: «Под зелёным абажуром»-2006 года, иллюстрированная детскими рисунками.

  В 2008 году издан сборник «Двухэтажная пава», в котором представлены повести, рассказы, художественные очерки, написанные автором в разные годы. Сборник посвящён светлой памяти, своей жены и друга Натальи Яковлевны.

  В 2000-м Валентин Динабургский стал лауреатом областной премии имени А. К. Толстого - «Серебряная лира», в 2005 году - лауреатом Всероссийской премии имени Ф. И. Тютчева «Русский путь».

  Есть у Валентина Давыдовича и около восьмидесяти стихов на религиозную тему. Вот что он сказал по этой  духовной теме в разговоре:

  «Мы живём примитивно и видим мир с одной стороны. Видим только то, что охватывает наш разум. А мир, который подвластен только подсознанию, проходит мимо нас.

  А ведь он существует и проявляется только в состоянии бреда, клинической смерти и во сне… Иногда во сне приходят интересные строчки. И я знаю, что если их не записать, то они умрут и никогда не вернутся…

  В течение моего творческого пути, который измеряется шестьюдесятью с лишним годами, у меня проскальзывали стихи на темы христианства.

  Тогда я начал пересматривать свой архив, потратил на это четыре часа. И получилось около восьмидесяти стихотворений. Так возник сборник «Озарение».

Я убеждён, что существует вселенский разум. Может быть, это и есть Бог.

Потому, что так рационально, так разумно по местам, никакая эволюция не в состоянии…»

  На стихи Валентина Динабургского, написано, около сорока песен, в том числе широко известные: «Солдат не вернулся домой», «Чёрная ромашка», «Здравствуй  Брянск» и другие.

  За большой вклад в развитие культуры, сохранения исторического и культурного наследия Брянской области, особые заслуги в деле сохранения и преумножения историко-культурного и природного наследия народов России, Валентин Давыдович Динабургский был награждён медалью:

«За вклад в наследие народов России»

  В 2005 году Валентину Давыдовичу Динабургскому, присвоено звание «Почётный гражданин города Брянска».

  Валентин Давыдович Динабургский, был бессменным директором парка-музея имени А. К. Толстого на протяжении четверти века, но, даже выйдя на пенсию, остался работать в нём старшим научным сотрудником.

  Он до самого конца своей жизни, несмотря на преклонный возраст, по силе возможностей, содействовал сохранению и дальнейшему развитию своего детища.

 В одном из интервью поэт-фронтовик сказал:

  «Для меня Брянск первый город на моём пути. Так он моим городом и остался. Я пытался придать Брянску поэтическое звучание, и так появился уникальный в мире парк.
Если бы каждый пытался что-то сделать для нашего города, тогда бы весь Брянск стал уникальным».

  Поэт-фронтовик, Валентин Динабургский ушёл из жизни 17 февраля 2018 года, на 96-ом году жизни. Похоронен на Аллее Славы Центрального кладбища Брянска.

  Словно поэтическое завещание, звучат строки Валентина Динабургского, современному читателю:

«Я стою на земле. Над моей головой –
Седина облаков пополам с синевой…
Кто-то выжил, кого-то металлом насквозь:
То ли пуля, то ль ржавый осколок!
Я спросил бы о прошлом у этих берёз,
Только эти берёзы не помнят.
Непорочно шумит березняк молодой,
Дышат свежестью майские травы.
Я – последний солдат Второй мировой
У последней своей переправы».

Из поэтического наследия Валентина Динабургского.

       ***

В ту лихую окопную юность
Не мечталось дожить до седин.
Сколько, сколько очей сомкнулось,
Сколько песен застряло в груди?
Не считай бугорков придорожных,
Обелисков в степи не считай.
Только Память светло и тревожно
Нас ведёт на передний тот край.
Тишина… Её тяжесть безмерна
Среди гор, и лесов, и долин.
Лишь звенят в напряжении нервы:
Я из сотни вернулся один.
Я, наверно, родился в рубашке.
Память в рост исполинский встаёт,
И чернеют на поле ромашки,
Как тогда, в незабвенный тот год.
И врываются танки из мрака,
И летят, и горят под огнём…
Если  старый солдат вдруг заплакал –
Это прошлое ожило в нём.

       ***

«Что есть окоп под Старой Руссой?
По пояс ржавая вода.
И «юнкерсы» заходят курсом
на наши юные года!
И падаешь невольно в жижу,
сдержав в груди
холодный крик.
И вот поток торфяно-рыжий
врывается за воротник!
А бомба, сотрясая души,
крушит траншеи и песок.
А наши думы лишь о суше –
и чтоб резвился костерок!
Чтоб нам просохнуть
и согреться,
переобуться, а потом…
Потом – хоть что!
Хоть пуля в сердце,
но только чтобы на сухом.

        «Кому?»

Буханку хлеба мёрзлую,
разметив вдоль шпагатом,
на Ладожском, на озере
делили мы когда-то.

Сержант точней аптекаря,
глаза в сухом прищуре:
 - Тепло живётся пекарям!
 - Вот их бы – в нашу шкуру!..

Хлеб мёрзлый, неподатливый,
и хоть пили, хоть режь.
схватились мёртво атомы,
и в муках гнётся нож.

Делили хлеб не по уму,
не по заслугам, не по чину!
 - Кому? Кому? Кому? Кому? –
Сержант бросает в спину.

 - Петрову мне, тебе, ему…
Кому, кому, кому, кому?..

Я как-то видел во дворе
пинающих в своей игре
не мяч, не шайбу…
Булку.

Металась булка по ногам,
и мёрзло билась по ногам,
а я. как будто наяву,
услышал вновь кому? кому?

       «Окопные ангелы»

Молодость была окопной:
Всё за казённый счёт.
«Шо-курат» выкрикивал ротный,
Что по - эстонски-чёрт.
Пулемёт огрызался яростно:
Он помнил ещё Перекоп.
Может, он обстреливал Врангеля
С крымских высот?
Ну, а мы – окопные ангелы,
Из траншей, вытягивая выи,
В братские могилы укладываясь,
Были надеждой России.

      «Помни, Россия»

Никто не жалеет Солдата.
У нас, мол, такого добра!..
И шли мы на танки
С винтовкой когда-то,
Прикрывшись российским «ура».
Лишь матери горько рыдали,
Прижав похоронку к груди.
Поныне ржавеют в могилах медали
на скорбном победном пути.
…Россия! Припомни Афган и Чечню.
Ты с ними сыграла, вроде, вничью.
Но сколько солдат полегло там зазря!
От крови их стала багровой заря.
И русская мать и невеста-грузинка
Смертельно боялись «подарка» из цинка.
А ветер губительный веял и веял
И плыл над страной гробоцинкоконвеер!
И вот Дагестан – поле новых утрат.
Россия-страна, пожалей ты солдат!
Где мудрость твоих генералов, ответь?
Где сила и мощь булата?
Ты отвечаешь за каждую смерть,
За каждую жизнь солдата!

       «Здравствуй Брянск»
                (песня)

Утопает в каштанах цветущий бульвар
В куполах на закате пылает пожар
Соловьиная роща, бессмертен курган
Партизанская площадь да юный Баян.

А с Покровской горы, там, где храма
Колокольные звоны плывут и плывут
И разносится слава ветрами
Воспевая твой подвиг и труд.

Здравствуй Брянск, молодой ты и древний
Ты умом и трудом знаменит
Над Десною склонились деревья
И столетняя роща шумит и шумит…

Здравствуй Брянск, молодой ты и древний
Ты умом и трудом знаменит
Ты в боях отстоял свои земли
Пусть Господь тебя вечно хранит и хранит…

       «Мой город»

На зелёных холмах, как на страже,
Окаймлённый Десной,
Возвышается многоэтажный,
Древний Брянск, молодой, молодой.

Пролетели века не бесследно:
Одарил тебя песней Боян.
И Бессмертья, и Чашин курган.

А леса твои словно легенда,
Партизанский суровый приют.
Древний Брянск, о тебе трубы медные,
Ныне добрую славу поют!

Пред тобой распахнуты дали,
У тебя всё впереди.
И горят ордена и медали
на твоей молодецкой груди.

    «Молитва праздничного дня»*

Осенний Брянск.
Клёны в задумчивом сиянье.
В настрое праздничного дня,
Несут улыбки россияне,
Забыв на время о крушении рубля.
Осенний Брянск,
Твой праздник-сентябрины.
Прекрасна златолистая пора.
Несмело светится рябина
И звоном полнится
Покровская гора.
А было: молнии и громы,
И враг у берегов Десны.
И многим уж
Не встать теперь в колонны.
Над ними вечны призрачные сны.
Где взрыв мостов и вражьих эшелонов,
Руины, пепел и бои…
Поляна партизан в кольце зелёном
Извечно нестареющей хвои.
И огоньки гвоздик у обелисков.
А там, на площади у Вечного огня,
Оркестр вздыхает медью
Звонко-чистой
По случаю торжественного дня.

*!7 сентября 1943 года Брянск освобождён советскими войсками, с тех пор эта дата отмечается как День города.

    «Вифлеемская звезда»

Среди всех Светлоликих,
Исцеляющих Землю от слёз,
Был верою самой Великой,
Самой яркой звездою, Христос.
И что же? Во тьме Иудеи,
Под римской коварной пятой,
В слепоте бездуховной, злодеи,
Окружили Голгофу толпой.
Две лесины – крест накрест.
Время замедлило бег.
В смирении — сильный характер:
Умереть, чтоб спасти всех?
И несущего свет распяли
Без суда и причин.
Не тогда ли родился Сталин
И прочие палачи.
Но Любовь и Добро – бессмертны
Потому и воскрес Христос!
Вифлеемские светлые ветры
Донесли весть до русских берёз.
Воскресение – тоже рождение
С разницей в тридцать три.
Рождество – торжество Его гения,
А Добро с той поры – на крови.
Среди всех Светлоликих,
Исцеляющих Землю от слёз,
Был верою самый великий,
Самой яркой Звездою Христос!

    «Дьявольская суть»

Злая быль, как небыль:
Ржавые леса.
Громыхнул Чернобыль,
Кроны расписав.
Омертвели ветви
До глухих корней
И гуляет ветер –
Рыжий буревей!
И клубятся тучи,
Сотрясаясь громом.
Молнии летучие
Шастают по-злому.
Где сосна повыше,
Где матёрый дуб,
Пламя злобой дышит,
Чёрный дым вокруг.
В дымовой завесе
Затаилась смерть,
Вот такая песня.
Мне б её не петь!
Мне б не знать про это,
Да куда свернуть?
Бедствие планеты,
Дьявольская суть!
Мёртвое приволье –
Рыжие леса,
Обречённо с болью
Смотрят в небеса.

       «А Русь всё пьёт…»
                Веселие Руси – есть питие…*

А Русь всё пьёт,
Веселится Народ!
Пьёт в стельку, пьёт в драбодан!
Пьют без разбора не лучший сорт
И Кушка и Магадан.
Столица «Столичную» хлещет,
Село – «Вырви глаз» - самогон!
Пьют дети, а так же женщины,
То есть бабы, пардон!
Пьют разухабисто, пьют ошалело,
Будто свету конец.
Пьют, как будто делают дело:
Пахарь, плотник, жнец и кузнец.
Интеллигенты с ослабленной грудью
Не отстают от масс.
- «Или мы что, не русские люди?»»
- «А,  ну-ка плесни «Вырви глаз?!»
Вот и плетётся Русь в раскорячку:
Её шатает, её знобит.
Если допьётся до белой горячки,
Рванёт ведь не хуже, чем динамит!

*«Руси есть веселие пити, не может без того быти»
Эти слова принадлежат Владимиру Святославовичу как сказано в «Повести временных лет».
Выбирая главенствующую религию на Руси, он отверг мусульманство из-за запрета употреблять вина.
В православии же вино употребляется при причастии.

    «Да здравствует непогода…»

Да здравствует непогода,
Заоконный не уют!
Для  прогулок непригодна,
Зато мысли свободно текут.
На природу не тянет:
Что за жизнь под зонтом?
Небо в тумане –
Моя крепость – мой дом!
И рождаются строки –
Буквы – ласточки на проводах.
Так живут поэты и пророки
В вечных трудах.

    «Станция – театр»

Театр – одно притворство
Актёров и актрис.
Их смех и слёзы – просто
Всё та же наша жизнь.
Вгоняют режиссёры
Её в тугой каркас
И поднимают шторы:
Ребята напоказ!
А публика им верит:
 - Ах, Чехов, ах, Шекспир!
А там за толстой дверью
Извечно скучный мир.
Идёт обман за деньги,
Идёт обман за так!
Спасибо вам, коллеги!
Обман – счастливый знак!
Я счастлив тем обманом
И в чём-то виноват.
Жизнь – только полустанок,
А станция – Театр.

    «Тяжело уходить…»

Тяжело уходить
Кого держат земные блага:
Дачи, машины и в банках крутые счета.
Мой след запорошат
Обрывки писчей бумаги,
Подтверждая,
Что блага земные всё та же тщета.

    «Поэзия – смещение понятий…»

Поэзия – смещение понятий
И поиск смысла
Там, где смысла нет.
Мне ария листка
Тем ближе и понятней,
Чем глубже в нём
И чем трагичней след
Последнего осеннего дыханья,
За коим музыка меняется и цвет.
Поэзия – парение над бездной,
Проникновенье в тайны красоты.
Поэзия – хождение по лезвию
И обретение угаснувшей мечты.

    «О поэзии»

Элегантно алгебраически
Светится строка.
Суть поэзии не в количестве,
Стать поэзии – высока!
Слово-радуга, слово-музыка,
Окрылённость, распах души.
Мысль подобно порою узнику:
Выпускать её не спеши.
Пропусти её через гулкое сердце,
Обнови, просветли и согрей!
Да, поэзия – шаткая лестница!
Я в пути. Ты меня не жалей.


Рецензии
Дорогой Лёва, спасибо тебе за прекрасную статью о Валентине Давыдовиче, нашем брянском поэте-фронтовике. Я с ним был хорошо знаком ещё будучи студентом литфака, да и в одном Союзе писателей состояли. Хороший, добрый, благожелательный человек был. Светлая память!
Крепко жму добрую руку,
Павел

Павел Прагин   12.06.2023 11:31     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.