Как улучшить образование

  Юридико-образовательное эссе:
   
 1. Вспомнил, как  примерно  в 1991-1999 годах  Сорос через свои образовательные организации обещал золотые горы нашим молодым физикам, математикам, химикам и др.
2.Практически повсеместно стали вводить балльно-рейтинговые оценки знаний студентов, "высосанные из пальца"математически-уродливые "профкомпетенции".  В результате профессора и доценты  вместо непосредственной , живой работы со студентами стали примерно 2/ 3 внеаудиторной и 1/ 2 аудиторной работы тратить на подсчет этих самых баллов, учета компетенций в цифрах, модулях, квадратиках....
   Представьте, в группе25-30 студентов и каждому надо по двум- трем дисциплинам посчитать за каждое занятие (лекцию, семинар, лаборторн.-  ответ соответствующий балл). На заполнение ведомости  баллов и ведомости оценок по каждому предмету профессор (доцент, ст. препод, ассистент- подсчет баллов вместо опытов в склянках) по 2-3 предметам и 5-6 группам или доцент в среднем тратил в день по 1-3 часа.
3.  Вместо  подготовки разных практических задач,деловых игр, практикумов, с последующим их реальным проведением, рабочие программы акцент стал смещаться на заполнение рабочих программ РПД по учебным дисциплинам разными профессиональными компетенциями, плюсиками, квадратиками, колонками, баллами и пр. (заполняли пазлики).
   4.  Причем, по одной дисциплине надо было проставить соответствующие плюсики в нужные квадратики примерно по 3-5 смежным дисциплинам.
    5. Собственно наборы разных заданий, деловых  игр (например, имитация заседания суда для юристов) ,лабораторных и т.п. инструментов обучения автоматически развивают разные профкомпетенции за счет набора разных по степени сложности и тематики задач, игр, контрольных...
   6.  Кроме того, сами дисциплины по задачам и методам обучения разные.  Обычно считалось, что изучение гражданского права больше развивает аналитическое мышление, чем это можно сказать о криминалистике (хотя м/б и спорно). А изучение криминалистики развивает у будущих юристов, по нашему мнению,  больше  практические навыки . Соответственно, каждая дисциплина формирует разные компетенции.
   7.И известная болонская образовательная система обучения статотчетность (баллы, плюсики, квадратики напротив наименования учебных дисциплин и формально-отчетные компетенции) до сих пор действует во многих ВУзах). Данная система была нацелена на уход от общения между преподавателем и студентом, подмену такого живого общения цифровыми компетенциями, баллами , модулями.
   *. Дистанционное образование удобно для студентов, если: 1) студентам заранее за 1-2 недели до семинара сообщается информация в виде готового текста нужной фондовой лекции с уточняющими вопросами; 2) всем студентам преподаваитель на семинаре разрешает прочитать 1 вопрос (5-10 минут). Затем вызванный преподавателем студент читает эту подготовленную распечатанную на принтере фондовую лекцию; 3) я лично через 1-2 минуты прерываю чтение студента из конспекта или фондовой лекции и задаю заранее подготовленные или вновь возникшие уточняемые вопросы по прочитанному студентом (это заставляет и приучает студентов читать не механически , а с пониманием прочитанного); 3) студент пытается объяснить, ответить по прочитанному , пересказывая уже своими словами прочитанное и дает в ответы на заданные преподавателем уточняющие или проблемные, неясные вновь возникшие вопросы; 4) если отвечающий студент что-то  не запомнил из только что им прочитанного , то можно нужный отрывок в 5-10 предложений вновь всей группой прочитать; 5) в любом случае такая система бывает лучше, чем попытка студента прочитать свои записи (часто каракули, не успевают записывать и слушать из сказанного лектором) из конспекта. Указанная система лучше для вечерников и заочников. Поскольку некоторые находятся еще в своих рабочих кабинетах. Хотя им никто из членов семьи не мешает 1 час поучиться в дистанте прямо с рабочего места.
Профессор УлГУ, д. ю.н. В. Лукьяненко
21.11.2022 г.
Ред. 2.01.2024 г.


Рецензии