Книги, которые читают люди 1. Эрик Берн

Часть 1. Эрик Берн и социальные игры.


Ниже представлен конспект на книгу «Игры, в которые играют люди».
Автора Эрика Берна, психотерапевта, развивавшего Транзакционный анализ.
Рекомендую прочитать эту книгу для осознания того, что мы обычно делаем друг с другом вместо честного общения.


Книга формулирует проблему в неискренности отношений между людьми, когда богатую палитру настоящих чувств человек обедняет в одно знакомое из детства излюбленное чувство. Человек собирает ярлыки и этикетки. Человек обманывает самого себя в игре, цель которой скрыта, а выигрышем является обман собеседника. Человек тратит свое время на обманы в бесконечных играх, усвоенных от предков, передаваемых потомкам.


Итак,
Контакт начинается с Поглаживания. Поглаживание – это единица физического или ментального контакта. Примеры физического контакта: рукопожатие, похлопывание, объятие, поцелуй. Ментального: устное или жестовое приветствие, улыбка, вопрос «как-дела». Возможно сочетание ментального и физического поглаживания в форме приветственного ритуала или близости. Поглаживание необходимо для поддержания психосоматического баланса контактирующих. «Если тебя не гладят по головке, у тебя спинной мозг высыхает». С любимыми людьми поглаживание происходит в момент близости; с уважаемыми – во время ритуала; со знакомыми – во время приветствия; незнакомых не гладят, т.к. отсутствует уверенность во взаимном поглаживании.

При встрече люди поглаживают друг друга по условленной мере. Если была пауза во встречах, то поглаживаний требуется больше, если со встречами зачастили, то поглаживания сокращаются. Но как общаться друг с другом после приветствия. Требуется упорядочить время взаимодействия. Для этого люди используют: ритуалы, деятельность, развлечения, близость, игры.

Ритуал проводится ради эмоциональной выгоды: взаимного поглаживания, когда поглаживания в самом приветствии недостаточно. Ритуал – это зафиксированная последовательность действий, при которых соблюдаются норма обмена поглаживаниями; договоренность обменяться определенным количеством поглаживаний.

Деятельность – это способ упорядочить общение для достижения конкретного результата. В процессе деятельности не ведущие к результату шаги упраздняются. Деятельность – это договоренность выполнить работу для достижения благ.

Третий способ упорядочивания времени – это развлечение. Оно похоже на репетицию спектакля без финала. Как игра, развлечение приносит удовольствие, но в отличии от игры оно не приводит к выигрышу. Развлечение – это договоренность прочитать диалоги ролей для получения удовольствия.

Следующий способ упорядочить время – близость. Это поглаживания без условий, без договоренностей, стихийно.

Последний способ – игра. В игре есть объявленная и скрытая цели. Именно скрытой целью игра вредна. Если играть на работе, то возникают конфликты и снижается продуктивность; так разрушается бизнес. Между супругами или Взрослыми родственниками игра разрушает близость – безвозмездное поглаживание; подменяя истинное поглаживание экзистенциональным выигрышем, как секс подменяется мастурбацией. Игра между родителем и ребенком обучает игре последнего, передавая разрушительное поведение в будущее. Игра – это договорённость проиграть роли до финала, получив овации за любой итог, в том числе за торт в лицо.

Человек может быть в различных ментальных состояниях. В книге расписано пять состояний Я (обозначенные далее с прописной буквы): истинный Ребенок, приемный Ребенок, контролирующий Родитель, влияющий Родитель, Взрослый.

Состояние Я-Взрослый выбирается человеком для анализа решений, буквально, понять и простить. Я-Взрослый нацелен на результат и не участвует в играх. Его назначение деятельность.

Контролирующий Родитель – это усвоенная в детстве совокупность ограничений. В сложных ситуациях ограничения предписаны для экономии времени и энергии или для быстрой реакции, вместо затратных объяснений: сказали, что делать, но не объясняли для чего. Контролирующий Родитель – это мулла, зачитывающего правила гигиены из Корана, ибо так повелел Пророк. Часто бывает вовлечен в игры, в которых деспотичен и авторитарен.

Влияющий Родитель – это оттиск в памяти образа покровительствующего предка. Влияющий, поддерживающий и кормящий Я-Родитель в сложных ситуациях задает вопрос: «Как бы поступил мой воспитатель в этой ситуации». В отличии от контролирующего Родителя, который ограничивает выбор безопасными вариантами, влияющий Родитель создает выбор дополнительными вариантами. Может играть в игры, расцветает в развлечениях, способен на близость и участвует в деятельности.

Истинный Ребенок инициативен и занимается творчеством. Ему некогда играть в игры, есть время только на развлечения и близость.

Приемный Ребенок – это архаичное состояние Я, проявляющее все свои детские психотравмы. Он спорит и противодействует, издевается и манипулирует, разумеется, ради виртуального выигрыша. Приемный Ребенок инициирует игры, а с контролирующим Родителем играют в самые опасные для здоровья, выигрыш которых иногда возникает после смерти игрока.

Об играх нужно знать следующее:
1. В играх люди обманывают и меняются ролями.
2. Игра – это не развлечение, и не обязательно доставляет радость игрокам.
3. Игры «спасают» от пугающей близости отвлекают от деятельности.
4. Игра – это серия ходов, содержащая ловушку или подвох.
5. Игры могут длиться годами, поддерживая бесперспективные отношения.

Человек в детстве учится деятельности взрослых, имитируя их поведение. Таким образом каждый в детстве пишет свой жизненный сценарий. Кто-то хочет быть красной шапочкой, которую домогается похотливый дед. Кто-то – спящей красавицей в башне в ожидании принца, победителя дракона. Кто-то – героем, погибшим за чужую собсвтенность или обменявшим конечность на залезячку в очередном переделе чужой собственности. Сценарий расписывает жизненное время от рождения до финала, а игры наполняют сценарий.

Вот примеры игр.

«Алкоголик». Играли почти все. Либо в роли бухающего пофигиста-пропойца, который ждет похмелья, когда его отчитают. Либо в роли преследователя, который гордится, что весь такой правильный (ни капли в рот, ни сантиметра в жопу). Либо в роли наливающего простака, своего парня, который опять угости, и поэтому друг-брат-молодец-уважаю. Клуб анонимных алкоголиков – это разновидность игры, когда выигрыши получают без алкоголя; в нем алкаш может сам себя порицать, играя сразу две роли.
Иногда игра является проявлением жизненном сценария: «не думай».
Цель игры убегать так, чтобы быть пойманным и выебанным в любом несексуальном смысле; самобичевание до состояния бича.
Антитезис игры – не наливать алкашу и не порицать его. Так себе антитезис. Но тут все сложно, иначе не было бы столько алкашей.

«Должник». Сейчас эта игра почти всегда перерастает в жизненный сценарий. Взрослое решение взять кредит становится игрой, когда человек празднует новоселье, купив квартиру на деньги банка, а не выплатив ипотеку; когда человек чекинится новым телефоном, прося закинуть ему на баланс или перезвонить ему; когда он не платит ЖКХ, прикрываясь псевдоюридическими формулировками; когда гуляет на свадьбе в кредитном костюме, платье, лимузине с кредитным харчем для неподъемной толпы гостей; когда он делает троих-пятерых-одиннадцать детей и жалуется тяжелым бременем.
Антитезис – требовать с должника оплату наличными на месте или авансом; для игрока – продать не используемое, отдать долги, порезать кредитные карты и жить с дебетовой.

«Дорогая». Муж в виде хохмы знакомы рассказывает о слабой стороне жены затем обращается к ней: «Не правда ли, дорогая?». Супруги могут меняться местами. В нее играют только с партнером, который ждет, чтоб его недостатки проговорил другой человек, таким образом спасая от замешательства.
Антитезис – ответить: «Можешь рассказывать обо мне все, что угодно, только не называй меня «дорогой»; либо более изящно: «Да, дорогой».

«Дурачок». Игрок готов посмеяться со всеми над своей неловкостью. Он может не учиться, не повышать квалификацию на работе. С девизом: «Да я глуп, но сделай для меня что-нибудь».
Антитезис – не смеяться и не подчеркивать глупость.

«Растяпа». Игрок косячит и извиняется. Цель, получить прощение.
Антитезис – как в игре Дорогая: «Можете и дальше ломать мебель, рвать ковер и приводить в смущение мою жену, только не извиняйтесь».

«Деревянная нога». Игра-оправдание по причине травмы. «Чего вы ждете от такого неуравновешенного человека». Можно играть целыми регионами или народами. Чего Вы ждете от ирландца. Чего вы ждете от деревенского жителя.
Антитезис – ответить: «Я ничего не жду, вопрос в том, чего Вы сами ожидаете от себя».

«Скандал». В нее часто играют папы с дочками, если мама папу не возбуждает, а дочь уже налилась, но как-то стремно об этом думать. Игрок хочет близости, но хочет ее избежать. Папа придирается к дочери, а дочь орет на папу; оба расходятся с хлопаньем дверей. Жестче, когда папа обыскивает вещи или досматривает дочь при возвращении на предмет нарушения его правил, чтоб выставить ее из дома.
Антитезис – жена или любовница может отвлечь; либо следует выдать дочь замуж.

«Я только пытаюсь Вам помочь». Игрок готов давать советы при условии, что советы не будут исполнены или будут исполнены с нарушениями. «Смотри какой я умный!» - говорит Родитель игрока; Ребенок второго игрока отвечает: «Я сделаю так, что ты почувствуешь себя глупым». Играют потому, что все люди неблагодарны.
Антитезис – деликатно перевести стрелки: пускай помогает тому, кто просит помощи.

«Почему бы тебе не… да, но». Игрок просит совета «что делать», но каждый совет отвергает. Победа, когда все советчики, Родители игроков, замолчат. Играет приемный Ребенок с девизом: «Родитель никогда не победит».
Антитезис – вернуть вопрос: «Это трудный вопрос, а что собираетесь делать Вы?».

«Крестьянка». Страдала крестьянка от хромоты, поехала в город к профессору, тот ей рецепт выписал, она рецепт под стекло в молитвенник; продолжает хромать, но очень благодарна. Цель не достичь улучшений, как в игре «Почему бы тебе… да, но», только от слов к делу перешли.
Антитезис – не принимать такую благодарность за чистую монету и не тратить время на лечение «крестьянок».

«Нуждающийся». Вечный студент, безработный, который не смотрит вакансии. В него играют в государственных службах занятости: «я попытаюсь вам помочь при условии, что ваше положение не улучшится»; и «я ищу работы при условии, что ничего не найду».
Антитезис – выдать выходное пособие с объяснением, что пособия по безработице не будет.

«Суд». Во всех ток-шоу зомбоящика, в семье с двумя и более детьми, при обсуждении личной жизни на людях. Играет истец, ответчик и судья. Играли в нее все.
Антитезис – запретить использовать третье лицо в разговоре; можно обращаться только непосредственно к человеку, говорить о себе, но не о ком-то; тогда, либо игра прекратится, либо перерастет в игру «Дорогая», либо будет драка, но «Суд» закончится.
Даниэле Новара к книге «Он первый начал!» (Часть 4) учит ссориться вместо игры «Суд».

«Фригидная женщина». Женщина провоцирует, мужчина домогается, женщина обвиняет его в скотстве, он хлопает дверью и завязывает с похотью; затем все заново.
Антитезис – развод или любовница, либо семейный психотерапевт; наверное, первое честнее.

«Тупик». В нее играют с тем, с кем не хотят быть. Игрок не хочет близости и хочет ее избежать. Недайбох в нее играть. Игра с возбуждением острых тем и провоцированием грубости. Любое действие игрок называет неверным. Эта игра быстрее всего уничтожает близость. Все шаги направлены на прекращение общения.
Антитезис – реагировать состоянием Я-Взрослый, тогда игрок сможет вернуться в состояние Взрослый.

«Загнанная домохозяйка». Взять больше работы, чем можно выполнить и просить еще. Цель сдохнуть от работы или попасть в больницу.
Антитезис – выполнять взятую работу и выбранные роли последовательно, не одновременно.

«Видишь, как я старался». Эта игра заканчивается на кладбище, такого игрока только могила исправит. Играет в нее «настоящий мужик», который не идет к врачу, пока у него не выпадут зубы; который не отдыхает, пока не начнет блевать и харкать кровью; который не расслабляется и жмет себя, пока не станет поздно даже для химии.
Антитезис – горбатого могила исправит, поэтому сберегайте деньги черный день.

«Смотри, что я из-за тебя сделал». Мудацкая игра для нытиков. Частая причина разводов. Игрок просит помочь, а потом перекладывает ответственность за свое рукожопие на другого человека.
Антитезис – предоставить самому принимать решения.

«Чулок». Когда прилюдно телка или буренка поправляет титьки или короткую юбку, якобы случайно обнажаясь. Желание рассердить других женщин и привлечь внимание, возбудить мужчин, показав им свою доступность.
Антитезис – оставить ее другим женщинам, пускай порвут сучку; или уединиться ненадолго без имен и телефонов.

«Ну-ка, подеритесь». Самка стравливает приматов. Наградой будет она сама, если не появится в процессе хомосапиенс, который уведет ее.
Антитезис – нахуй таких телок, в мире полно более честных симпатичных женщин.

«Насилуют». Есть три степени. Степень 1 называется «Катись отсюда»: возбудила и ушла. Степень 2 «Отвяжись, нахал»: возбудила, дала аванс и отшила публично с ущемлением эго. Степень 3 доигрывается до конца; часто заканчивается для игрока в госпитале или на кладбище, а для втянутого в игру – в тюрьме. В детстве девочки путают «Фригидную женщину» и «Насилуют степени 1», прося мальчика сделать куличик, а потом высмеивая его грязные руки.
Антитезис – и таких телок нахуй, не хотят истинной близости, пускай дрочат суки.

«Кавалер». Подчеркивание привлекательных качеств собеседника, без сексуальных намерений и, не переходя пределы. Очень похожа на развлечение.
Игра короткая, антитезис не требуется.

«Рад помочь». ФИО игроков публикуются в газете в разделе благотворительность.
Антитезис не нужен, если, не спрашивать, какие грехи замаливает игрок.

«Местный мудрец». Опытный дауншифтер обзаводится хорошей репутацией в селе, помогая действенным советом в сложной ситуации.
Антитезис не требуется, если не нагрянут его кредиторы.

«Они будут рады, что меня знали». Об этом Дейл Карнеги написал серию книг. Он самый известный популяризатор этой игры.
Антитезис не требуется, если умеете быть благодарны.

Это были примеры игр, в которые играют люди.


Долгосрочно игры оказывают влияние на воспитание будущих игроков. Любимая игра человека уходит корнями к предкам и прорастает в потомках. Играют, когда повторяющееся развлечение наскучило, а близость пугает. В качестве партнеров по играм выбирают друзей и супругов, которые играют в такие же или родственные игры.

Игра интенсивнее у неспокойных людей. Теряя душевное равновесие, люди часто опускаются до состояния Я-Ребенок и становятся брюзгой или ничтожеством.

Брюзга сердит на свою мать/отца. Брюзжит гипертрофированный приемный Ребенок, уставший от контролирующего Родителя. При опоздании на работу до входа в кабинет брюзга придумывает кучу виноватых в его опоздании: «посмотри, что ты со мной сделал».

Ничтожество слишком подвержен влиянию своего Родителя. Ничтожество есть в каждом и проявляется в виде подхалима, позера, прилипалы. Вспомните, как запыхались перед входом в кабинет при опоздании на несколько минут: «пускай видят, что я торопился»; «смотрите, как я старался».

Количество переходов в ничтожество или брюзгу можно сократить, развивая три приоритета:
– осознание настоящего: видеть, слышать, чувствовать по-своему, а не как учили родители; кто понял жизнь, тот не спешит.
– спонтанность: возможность самому выбирать свои состояния Родителя, Ребенка, Взрослого; свобода от навязанных игр.
– близость: свободную от игры спонтанную откровенность осознающего человека.

Пора избавится от удовольствия оправданий своего ничтожества и брюзги. Ребенком быть можно и полезно, но без отрицания и высмеивания, а с увлечением, интересом и творчеством. Родителем быть нужно, но без запретов и блокировок, а с заботой и любовью. Мы сами выбираем: с кем, когда и где быть Ребенком, Родителем или Взрослым.

Вот такая зачитательная книга об играх, в которые играют люди.
Во второй части будет конспект на следующую книгу этого автора: Люди, которые играют в игры.

---------------------------------------
Выводы по книге.
Иногда собеседник выводит нас из состояния Я в другое Я. Например, в детском саду мы начинам с воспитателем как Взрослый-Взрослый, а она принимается учить нас, как воспитанника: Родитель-Ребенок. В такой момент советую сразу остановить диалог, проговорив вслух, что Вы не являетесь воспитанником, и готовы общаться на уровне Взрослый-Взрослый.

Если в детском саду воспитатель, привыкший к транзакции Родитель-Ребенок, при разговоре с папой-мамой не переключается на Взрослый-Взрослый; и папа-мама не прекращает разговор, то переходит в состояние Ребенка. Состояние приемного Ребенка бесит папу-маму, и папа-мама избегает дальнейшего общения с воспитателем. Эта игра имеет выигрыш: «они плохие родители не интересуются жизнью дитя в садике, никому кроме меня дети не нужны». И так воспитатель экономит рабочее время на разговорах с родителями.

В ситуации с воспитателем или с классной учительницей младшей школы папы-мамы, способные брать на себя ответственность, сразу заявляют о своей способности общаться в состояниях Взрослый-Взрослый, и в дальнейшем общении это подтверждают, соблюдая договоренности.

Люди могут переходить в различные комплементарные состояния Я. Истинный Ребенок и влияющий Родитель создают близость или развлекаются. Взрослый-Взрослый – поглаживают друг друга в ритуале или ведут деятельность. Приемный Ребенок и контролирующий Родитель жестко играют.

Почему важно уметь определять игры и выходить из них:
1) Чтоб не присесть за воровство чужого или самому не потерять имущество.
2) Чтоб получить меньше разочарований от проигранной жизни.
3) Чтоб получить истинный кайф от близости или стоящий результат от деятельности.
4) Чтоб уберечь себя от насилия и обмана.
5) Чтоб прекратить бесперспективные убивающие время отношения.

Уже сегодня стоит начать с осознания своего быта, развлечений, деятельности, ритуалов и игр. Традиции, не прошедшие теста на целесообразность – отбросить. Психологическую пуповину родительских предписаний, которые ограничивают – отрезать, ведь мы давно уже самостоятельные, а значит самим решать: как жить и когда умереть.


20.11.2022


Рецензии