За жизнь не бывает вины

Какие у вас воспоминания о детстве? Теплые, добрые, радостные? Обычно, из детства мы помним радость. Но вот Алинка, ей сейчас 37, так что Алина Сергеевна – помнит другое.

Ей лет 10. С родителями в гостях у бабушки с дедушкой. Аля заходит в комнату. Мама вот только недавно поругала ее. В памяти не осталось за что, но настроение плохое. Мать ведь будет теперь долго молчать и обижаться, и надо как-то это исправить, оправдаться, развеселить ее, доказать, что Аля хорошая, что ничего плохого не хотела делать…


Заходит в комнату. Мама сидит за столом. Какая-то странная. Перед ней много таблеток. Выдавленных из ячеек. Она смотрит на Алинку и говорит что-то заплетающимся языком. Взгляд непередаваемый.


Алина в ужасе бежит и зовет деда. Дед – врач. Он вылечит. Он смотрит на маму, смотрит на стол, смотрит на таблетки. И любимый, родной, всегда добрый к внучке дед кричит: «Это все из-за тебя, … (ругательное слово Аля не помнит). Это ты ее довела, …» И замахивается на Алинку.


Она шарахается. Дальше темнота. Дальше память стерта. Только обрывки. Дед тормошит мать и кричит: «Сколько ты выпила? Сколько?». Потом вроде выясняется, что не много, что все обойдется. Что ничего страшного. Хотя чего уж там. СТРАШНО! Вот именно до УЖАСА страшно. И еще немного несправедливо, Аля-то не чувствовала за собой никакой вины. Вины… А она, оказывается, есть. Аля виновата.


Я не говорю, что хочу разобраться с чувством вины. Со своим, с Алинкиным, с чьим-то еще. Хотя, конечно, хочу с ним разобраться. Но это звучит так пафосно и претенциозно, что нелепо. Я хочу чуть-чуть снять груз. Стесать этот огромный неподъёмный камень с боков. Мы его тащим столько лет. Но если кто-то сторонний взглянет, из чего он состоит, засмеется и ужаснется («ты опять не выключила свет», «ты опять долго льешь воду», «вечно у тебя ничего не получается»).


Тот, кого никогда не винили – не поймет меня.

Тот, кто никогда не винил себя – просто мне не поверит.


Это про тех, кто привык жить с чувством вины, не замечая его, как не замечают воздух. Мы дышим этой отравой и думаем, что живем. Нет, это не жизнь. Но, возможно, это ее начало.


Все ответы внутри нас. Это так просто! Никто не должен давать ребенку ответственность за жизнь взрослого. Никто. Никогда. Это не по силам ему. Никто не должен винить ребенка, за то, что он ребенок. За то, что он играет, смеется, ошибается и растет – живет. За жизнь не бывает вины.

Но те, кого «виноватили» с детства – не видят этот простой факт. Не видят себя, или радости, или смысла. И как же хорошо, что это можно изменить!


Рецензии