О душе. Амвросий Оптинский
Тело не терпит ни одного пятна на лице, никакой нечистоты на руках, никакой заплаты на одежде; а душа, от главы до ног покрытая сквернами, только и дела, что переходит из одной греховной тины в другую, и своею ежегодною, но часто лицемерною исповедию только умножает заплаты на одежде своей, а не обновляет ее.
Для благосостояния тела требуются разнаго рода забавы и удовольствия; оно истощает нередко целыя семейства, для него люди готовы иногда на труды всякаго рода; а бедная душа едва имеет один час в воскресные дни для слушания Божественной литургии, едва несколько минут для утренней и вечерней молитвы, насилу собирает одну горсть медных монет для подаяния милостыни, и довольна бывает, когда выразит холодным вздохом памятование о смерти.
Для здравия и сохранения тела переменяют воздух и жилище, призывают искуснейших и отдаленнейших врачей, воздерживаются от пищи и пития, принимают самыя горькия лекарства, позволяют себя и жечь и резать; а для здравия души, для избежания соблазнов, для удаления от греховной заразы не делают ни одного шага, но остаются в том же самом воздухе, в том же самом недобром обществе, в том же самом порочном доме, и не ищут никакого врача душ, или избирают врача незнакомаго и неопытнаго, и скрывают пред ним то, что уже известно и небу и аду, и чем они сами хвастают в обществах.
Когда умирает тело, тогда слышится скорбь и отчаяние; а когда умирает душа от смертнаго греха, тогда часто и не думают об этом.
Так мы не знаем достоинства души своей и, подобно Адаму и Еве, отдаем свою душ уза красный по виду плод. Почему же мы по крайней мере не плачем подобно Адаму и Еве? Плач потерявших душу должен быть горестнее плача Иеремии, который, оплакивая бедствия отечества, взывал: кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез (Иерем. 9, 1).
Свидетельство о публикации №122111803503